Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа
важность и актуальность рассматриваемой проблемы подтверждается авторитетными экономистами, посвящающими ей немалую часть своих исследований. Подтверждается она и самой жизнью: ведь большинство из стоящих на сегодняшний день перед государством проблем в той или иной мере обусловлено продолжающимся кризисом бюджета. Именно поэтому проблеме совершенствования бюджетного устройства следует уделить достойное место.
При предоставлении средств федерального бюджета для софинансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры особое внимание будет уделяться привлечению средств частных инвесторов для реализации указанных проектов. С этой целью планируется разработать методическую базу оценки инвестиционных проектов в коммунальной сфере и их реализации на принципах государственно-частного партнерства. Порядок отбора субъектов РФ и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию этих проектов в рамках Подпрограммы устанавливается Правительством РФ.
На реализацию Подпрограммы в 2006-2010 гг. за счет всех источников предусмотрены средства в объеме 96,452 млрд руб. Из них средства федерального бюджета составляют 27,5 млрд руб., в том числе в 2006 г. -- 4,8 млрд, в 2007 г. -- 6,1 млрд, в 2008 г. -- 5,8 млрд, в 2009 г. -- 5,8 млрд, в 2010 г. -- 5 млрд.
Для определения
размера межбюджетных трансфертов,
выделяемых из федерального бюджета
бюджетам субъектов РФ, в том числе
для оказания финансовой помощи по
оплате жилых помещений и коммунальных
услуг, Правительство РФ утвердило
соответствующие федеральные
Мировой опыт показывает,
что государственное
Большая часть
нагрузки по государственной поддержке
ЖКХ перенесена на региональные и
местные бюджеты, а доля расходов
на ЖКХ в консолидированном
Однако из таблицы
2 видно, что расходы консолидированного
бюджета Российской Федерации на
ЖКХ в реальном выражении из года
в год увеличиваются. При этом
следует отметить, что расходы
федерального бюджета на жилищно-коммунальное
хозяйство существенно
Таблица 2 «Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство»
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
Расходы - всего | 3422,3 | 3964,9 | 4669,7 | 6820,6 | 8375,2 | |
На жилищно-коммунальное хозяйство | 221,9 | 254,1 | 291,7 | 471,4 | 631,7 | |
В процентах | 6,5% | 6,4% | 6,2% | 6,9% | 7,5% | |
Расходы федерального бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство в 2007 г. составили 53,0 млрд руб., в 2008 г. -- 64,0 млрд руб., а на 2009 г. они запланированы уже в размере 107,7 млрд руб. Анализируя структуру бюджетных затрат в проекте федерального бюджета на 2009-2011 гг., следует отметить, что на ЖКХ предусмотрен существенный рост расходов -- на 65%.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику по комплексному развитию регионов. Более 90% расходов консолидированного бюджета Российской Федерации на ЖКХ приходится на долю бюджетов субъектов РФ (табл. 3).
Таблица 3 «Прогноз расходов консолидированного бюджета Российской Федерации»
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||||||
млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | млрд. руб. | Доля субъектов РФ, % | ||
Расходы - всего | 11 810,1 | 49,3 | 14 476,5 | 46,1 | 16 529,2 | 45,0 | 18 371,1 | 45,0 | |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1 048,8 | 93,9 | 1 278,9 | 91,6 | 1 432,3 | 91,7 | 1 600,7 | 93,1 | |
Как уже отмечалось выше, главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека.
Основными статьями расходов местных бюджетов являются расходы на образование, ЖКХ, здравоохранение и спорт. Следует отметить динамику постепенного снижения расходов на ЖКХ в структуре местных бюджетов (в 1998 г. -- 30,3%, в 2007 г. -- 18,8%). Это связано с постепенным переходом на стопроцентный уровень оплаты ЖКУ от экономически обоснованных затрат большинством субъектов РФ.
Существенным показателем исполнения местных бюджетов является размер их кредиторской задолженности. По состоянию на 1 января 2008 г. кредиторская задолженность местных бюджетов уменьшилась на 11,9 млрд руб. и составила 35,1 млрд руб. Задолженность местных бюджетов по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями и по предоставлению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг существенно снизилась (на 3,2 млрд руб.) и составила 3,8 млрд руб. на 1 января 2008 г. (против 7 млрд руб. на 1 января 2007 г.). По отношению к общему объему расходов местных бюджетов кредиторская задолженность на 1 января 2008 г. составляет 1,8%, что можно оценить как допустимый уровень.
Финансирование ЖКХ на федеральном уровне
Финансовое оздоровление
предприятий жилищно-
Жилищно-коммунальное
хозяйство -- это, пожалуй, единственная
отрасль, расходы на поддержку которой
учитываются в суммарных
Вместе с тем
в ряде субъектов Федерации
Фонд компенсаций
Начиная с 2001 г.
в составе федерального бюджета
формируется Фонд компенсаций, который
представляет собой совокупность межбюджетных
трансфертов (субвенций), предоставляемых
бюджетам субъектов РФ в целях
финансового обеспечения
Таблица 4 «Средства Федерального фонда компенсаций на 2005-2008 гг.»
2005 г | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
Федеральный фонд компенсаций всего (тыс.руб.) | 35 756 545 | 74 228 493 | 153 130 234 | 163 739 903 | |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан (тыс.руб.) | 29 170 78 | 58 925 079 | 81 712 621 | 89 638 351,7 | |
Правительство РФ постановлением от 12 декабря 2007 г. № 861 утвердило методику распределения субвенций из федерального бюджета между бюджетами субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан.
На 2009 и 2010 гг. предусмотрены субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 97 430 762,9 тыс. и 108 529 284,9 тыс. руб. соответственно.
Можно сделать вывод о положительном влиянии данного механизма на состояние территориальных бюджетов, финансовое состояние предприятий ЖКХ, а главное -- на обеспечение населения соответствующими услугами.
Фонд софинансирования расходов
В целях обеспечения
малообеспеченным слоям населения
гарантий получения субсидий на оплату
жилищно-коммунальных услуг начиная
с 2002 г. был внедрен механизм частичного
возмещения данных затрат из федерального
бюджета бюджетам регионов через
созданный в составе
Механизм софинансирования социальных расходов стимулировал развитие темпов реформы ЖКХ. Однако в 2007 г. в соответствии с новыми положениями Бюджетного кодекса РФ данный механизм претерпел ряд изменений. Согласно ст. 132 БК РФ Федеральный фонд софинансирования расходов образует совокупность межбюджетных трансфертов (субсидий), предоставляемых бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. На основании статьи 132 БК РФ Правительство России утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходов бюджетов Российской Федерации по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно Долгосрочной
бюджетной стратегии Российской
Федерации на период до 2023 г. развитие
сектора жилищно-коммунального
Основными направлениями
по повышению эффективности
1) финансирование
системы государственной
2) финансирование
за счет бюджетных средств
инвестиционной деятельности, связанной
с развитием (модернизацией)
3) привлечение
средств Инвестиционного фонда
Российской Федерации для
4) развитие механизмов
бюджетного софинансирования
5) повышение
адресности предоставления
3. Проведение демонополизации и создание конкурентной среды в подотрослях жилищно-коммунального хозяйства
Реформа жилищно-коммунального
хозяйства идет в России уже 13-й
год, однако что она собой представляет,
жители страны, по сути, не знают. Подавляющее
большинство россиян
Между тем эта реформа была задумана с целью привлечения значительных средств на реконструкцию основных жилищно-коммунальных фондов, изношенность которых составляет свыше 60 %. В качестве основных задач реформирования правительством обозначены демонополизация коммунального сектора и привлечение на рынок частных компаний, которые должны будут составить конкуренцию государственным ДЕЗам и ЖЭКам. Среди других задач - стимулирование владельцев квартир к созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ), передача управления зданиями на конкурсной основе управляющим компаниям, совершенствование тарифного регулирования, повышение эффективности расходования средств бюджета, выделяемых на нужды ЖКХ.