Функции бюджета государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 06:59, курсовая работа

Описание

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним их механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являются финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет реализуется направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств .
Согласно ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .

Работа состоит из  1 файл

Контр Бюджетная система.doc

— 563.50 Кб (Скачать документ)
  1. Теоретическая часть

    Экономическое содержание и функции  бюджета государства.

     В формировании и развитии экономической  и социальной структуры общества большую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним их механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, являются финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет реализуется направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств [3, с.8].

     Согласно  ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации «бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].

     В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления.

     Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда с помощью налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий (организаций) и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства,    социально-культурных мероприятий.

     Понятие государственного бюджета имеет  и правовой (законодательный) аспект, с позиции которого он рассматривается как  финансовый план государства.

     Государственный бюджет — это основной финансовый план   образования,   распределения   и   использования централизованного денежного фонда государства или административно-территориального образования, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

     Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы. Его главное назначение — с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении   валового   общественного дохода.

     Формирование  и использование  государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных черт:

     1. Составление и использование  бюджета носит ярко выраженный  балансовый характер.

     Балансовый  метод при разработке бюджета  позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать выводы о необходимости изменения пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов.

     2. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления — экономическая основа реализации принципа  развития  демократического общества.

     3. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями экономики (видами экономической деятельности), субъектами Российской Федерации и иными сферами.

     4. Бюджет страны связан со всеми отраслями экономики. Отрасли связаны с бюджетом как по формированию его доходов, так и по линии финансирования их развития. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, рост накоплений.

     Понятие бюджета в современной его трактовке — не только основной финансовый план образования и расходования денежных средств государства, но и экономическая категория. Когда речь идет о государственном бюджете как финансовом плане, подразумевают сознательную деятельность людей по разработке, утверждению и исполнению бюджета.

     Формирование  государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения  национального дохода, так и в  ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в 
форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов 
и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает 
часть прибыли экономических субъектов различных форм 
собственности [7, с. 15].

     Экономическая сущность бюджета находит свое выражение   в   его функциях.

     Государственному  бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции — распределительная (перераспределительная)   и контрольная.

     Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется от 30 до 50% национального дохода. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

     Перераспределение национального дохода через бюджет происходит через две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

     1) образование доходов бюджета; 

     2) использование бюджетных средств  (расходы бюджета).

     В ходе формирования доходов бюджета  и использования бюджетных средств решаются задачи государственного регулирования экономических и социальных процессов в стране [10, с. 55].

     Доходы  бюджета  – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления [3, с.9].

     В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с предприятиями и населением.

     Бюджет активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и их заинтересованностью в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли [10, с,56].

     Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

     Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели – организации  производственной и непроизводственной сфер, являющиеся получателями или  распорядителями бюджетных средств. Таким образом, расходы бюджета носят транзитный характер. В бюджете только определяются размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет расходов бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и бюджетные ссуды. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической ситуации и общественных приоритетов.

     Одновременно  с распределительной действует  и контрольная функция бюджета, которая предполагает возможность  государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств [3, с. 10].

     Контрольная функция бюджета  имеет конкретную форму проявления и реализуется  по следующим направлениям:

      - контроль за правильным и  своевременным перечислением доходов в бюджеты и внебюджетные фонды;

     - контроль за целевым, экономным  и эффективным использование  бюджетных ресурсов и средств  внебюджетных фондов [2, с. 26].

     Контрольная функция бюджета позволяет через  формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности   расходования   бюджетных средств [7, с. 20].

     Таким образом, функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических  и   социальных задач. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Практическая  часть

    Составление проекта бюджета

  1. На основе представленных исходных данных рассчитать показатели проекта бюджета района и составить проект бюджета по форме № 1-Б.
  2. Подготовить пояснительную записку к составленному проекту бюджета района, в которой следует проанализировать структуру и динамику доходов и расходов бюджета и оценить финансовое состояние муниципального образования.
 

     ДОХОДЫ  БЮДЖЕТА

  1. Налог на имущество физических лиц

     В текущем году данный налог начислен в сумме 32 000 руб. До конца года указанная сумма поступит полностью. На следующий год налог на имущество физических лиц планируется с ростом на 25% по сравнению с уровнем текущего года.

     Текущий год – 32 000 руб.

     Ожидаемое исполнение – 32 000 руб.

     На  следующий год налог на имущество физических лиц (НИФЛ) составит:

     НИФЛ = 32 000+(32 000*0,25)=40 000 руб.

  1. Земельный налог

     Прогнозные  поступления земельного налога в местные бюджеты рассчитываются по следующей формуле:

     Ni=(Нниа)*Нс.г.н.    

где  Ni - прогноз поступлений земельного налога в бюджет района;

    Нн - сумма начисленного земельного налога в предыдущем году на территории района;

    Ки - коэффициент, учитывающий индексацию ставок земельного налога;

    Па — сумма уменьшения земельного налога в связи с переводом пользователей с права бессрочного пользования на право аренды по бюджету района;

     Нс.г.н. — нормативы отчислений в местный бюджет земельного налога за земли сельскохозяйственного назначения, за земли городов и за другие земли несельскохозяйственного назначения, установленные федеральным законодательством.

     1) Поступление земельного налога  в бюджет района в текущем  году:

     168 000*0,65=109 200 руб.

Информация о работе Функции бюджета государства