Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:50, реферат
Основные элементы финансовой системы Австралии начали складываться еще в XIX в., однако лишь с переходом капитализма в свою последнюю стадию - империализм, когда стал развиваться государственно-монополистический капитализм, финансы австралийского государства приобрели новое качество: в современных условиях само существование капитализма как системы немыслимо без государственных финансов, без вмешательства государства во многие, если не во все области жизни капиталистического общества
Важнейшее место
в системе государственных
Таблица 2. Структура расходов государственных
органов Австралии*, %
1938/39 г. | 1943/44 г. | 1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | ||
Оборона | 6,4 (1,4)** | 66,4 (32,4) | 11,3 (3,2) | 9,7 (2,7) | 10,2 (3,3) | 6,4 (2,4) | 6,3 (2,4) | |
Содержание
административно- |
9,7 (2,1) | 3,5 (1,7) | 9,8 (2,7) | 10,8 (3,0) | 12,1 (4,0) | 9,3 (3,6) | 9,5 (3,8) | |
Экономика | 30,4 (6,7) | 4,3 (2,1) | 32,0 (8,8) | 31,0 (8,5) | 28,2 (9,0) | 29,9 (11,5) | 21,2 (8,1) | |
Образование, здравоохранение | 11,3 (2,5) | 3,9 (1,9) | 11,6 (3,2) | 15,0 (4,1) | 17,3 (5,5) | 24,2 (9,3) | 27,7 (10,7) | |
Субсидии | 1,5 (0,3) | 3,2 (1,5) | 3,7 (1,0) | 1,7 (0,5) | 3,3 (1,0) | 2,2 (0,8) | 1,7 (0,7) | |
Денежные выплаты населению | 14,7 (3,2) | 7,8 (3,8) | 18,5 (5,1) | 20,8 (5,7) | 17,6 (5,6) | 20,3 (7,8) | 24,6 (9,5) | |
Проценты по долгам | 26,0 (5,7) | 10,9 (5,3) | 13,1 (3,5) | 11,0 (3,1) | 7,9 (2,5) | 5,6 (2,2) | 6,5 (2,3) | |
* [ 2 ,
с. 22].
** Первая цифра - доля в расходах, вторая (в скобках) - доля в ВВП. |
||||||||
Военные расходы достигли относительного максимума в годы второй мировой войны, когда они составляли более 2/3 расходов бюджетов и поглощали треть ВВП. Переход экономики на мирные рельсы, естественно, сопровождался уменьшением абсолютной и относительной величин военных расходов, однако в результате участия Австралии в войне в Корее военные затраты снова увеличились. Во второй половине 50-х годов милитаризация австралийской экономики в целом носила умеренный характер. Если в 1961 г. доля ВВП, идущего на военные цели, составляла в США 9,7 %, Англии - 6,8, Франции - 5,5, Канаде - 4,8, Швеции - 4,6, то в Австралии - 2,8 % [ 2, с.23]. В середине 60-х годов в связи с участием в агрессии США против Вьетнама военные расходы Австралии снова возросли, достигнув 4,1 % ВВП. В дальнейшем, до середины 70-х годов, наблюдалось их снижение.
Важной функцией Австралийского государства является регулирование экономики. В целом все расходы государства оказывают прямое или косвенное влияние на хозяйственную конъюнктуру страны, однако наиболее общими показателями экономической роли государства являются уровень государственных закупок товаров и услуг и доля государства в общем объеме капиталовложений.
В послевоенный период удельный вес государственных закупок товаров и услуг в общественном продукте увеличился почти вдвое (с 12,7 % в 1938/39 г. до 25 % ВВП в 1976/77 г.) и одновременно удвоилась доля государственных капиталовложений в ВВП. При этом доля государства в общем объеме инвестиций не претерпела особых изменений. Непосредственно на строительство новых объектов затрачивается около 1/3 всех средств, проходящих через государственные финансы, причем почти все они направляются в отрасли производственной и социальной инфраструктуры.
В послевоенный период расходы на социально-культурные мероприятия в Австралии (образование, наука, здравоохранение, культура) росли относительно высокими темпами. С конца 30-х до конца 70-х годов их доля в общей сумме государственных расходов увеличилась с 11,3 до 28 %, а доля в ВВП - с 2,5 до 11 %.
Все вышеперечисленные
причины привели к росту в
структуре государственных
Финансовая база Австралийского государства образуется за счет налогов, доходов от государственных предприятий и займов. Основным источником поступлений государственных органов являются налоги. На протяжении всего послевоенного периода на них приходилось примерно 80 % доходов против 70 % перед второй мировой войной. Доля ВВП, перераспределяемая с помощью налогов, увеличилась в 2 раза - с 15 до 30 %. В Голландии аналогичный показатель составлял 51 %, Швеции - 49, ФРГ - 43, Франции - 41, Великобритании - 41, Новой Зеландии - 30 % [ 2, с.27].
Рост доли
налоговых поступлений
Таблица 3. Структура доходов государственных
органов Австралии*, %
1938/39 г. | 1943/44 г. | 1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | ||
Налоги | 69,6 (15,2)** | 47,9 (23,4) | 86,9 (23,9) | 81,2 (22,4) | 81,3 (26,1) | 77,9 (29,9) | 78,2 (30,0) | |
Доходы от государственных предприятий (включая проценты за кредиты) | 18,6 (4,1) | 9,6 (4,7) | 5,2 (1,4) | 12,9 (3,6) | 9,1 (2,9) | 4,6 (1,8) | 6,2 (2,4) | |
Займы и прочие виды доходов | 11,8 (2,6) | 42,5 (20,7) | 7,9 (2,2) | 5,9 (1,6) | 9,6 (3,1) | 17,5 (6,7) | 15,6 (4,8) | |
* [ 2 ,
с. 25].
** Первая цифра - доля в доходах, вторая (в скобках) - доля в ВВП. |
||||||||
В послевоенный период в структуре налоговых поступлений произошли заметные изменения (табл. 4). Прежде всего изменилось соотношение между прямыми и косвенными налогами в пользу первых, что объясняется повышением ставки налогов с населения[ИВ1] и некоторым снижением таможенных барьеров в связи с послевоенной либерализацией торговли между развитыми капиталистическими странами и укреплением национальной промышленности Австралии. Такие виды косвенных налогов, как акцизы и налог с продаж, сохранили неизменным свое фискальное значение.
Таблица 4. Структура налоговых поступлений
государственных органов Австралии*, %
1938/39 г. | 1943/44 г. | 1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | ||
Прямые налоги
В том числе: |
34,5 | 56,7 | 54,2 | 49,2 | 59,2 | 58,9 | 57,6 | |
Подоходный налог | ||||||||
с населения | 18,3 | 39,0 | 37,4 | 30,0 | 40,0 | 43,6 | 44,5 | |
с компаний | 11,3 | 15,1 | 14,1 | 16,0 | 16,6 | 13,7 | 11,7 | |
Налоги на наследство и дарения | 4,9 | 2,6 | 2,7 | 3,2 | 2,6 | 1,6 | 1,4 | |
Косвенные
налоги
В том числе: |
65,5 | 43,3 | 45,8 | 50,8 | 40,8 | 41,1 | 42,4 | |
Таможенные пошлины | 21,8 | 6,0 | 10,9 | 5,5 | 5,4 | 4,7 | 5,1 | |
Акцизы | 11,3 | 13,6 | 10,6 | 16,0 | 12,3 | 9,8 | 10,0 | |
Налог с продаж | 6,3 | 8,2 | 7,9 | 9,8 | 7,4 | 6,5 | 6,6 | |
Налог на заработную плату | — | 3,2 | 3,7 | 3,6 | 2,9 | 5,7 | 5,5 | |
Налог на собственность | 12,7 | 6,5 | 4,6 | 7,0 | 5,8 | 4,9 | 5,2 | |
Прочие косвенные налоги | 13,4 | 5,8 | 8,1 | 8,9 | 7,0 | 9,5 | 10,2 | |
* [ 2 , с. 26]. | ||||||||
Структура государственных финансов Австралии
Организационное построение государственных финансов Австралии, соответствующее структуре управления которая имеет три звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого звена состоит из бюджета и финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.
Ниже приводятся
цифры, свидетельствующие о
1938/39 г. | 1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1976/77 г. | |
Доля федерального правительства в государственных доходах | 45,6 | 85,9 | 77,2 | 78,2 | 78,9 |
Доля федерального
правительства в |
32,3 | 53,7 | 46,9 | 47,5 | 48,3 |
Если в 30-е
годы главную роль в перераспределении
совокупного общественного
В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.
Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.
На финансы федеральных органов власти Австралии приходится около 80 % получаемых доходов и ими покрывается (за вычетом переводов дотаций штатам и местным органам власти) более 50 % всех расходов.
Расходы федерального правительства.
Расходы федерального
правительства Австралии
Важнейшей статьей
расходов федерального правительства
являются расходы на оборону и
содержание административно-
Таблица 5. Расходы федерального бюджета Австралии*
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | 1979/80 г. | ||||||
млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | ||
Оборона | 1 081 | 13,9 | 1 628 | 9,1 | 2 182 | 9,0 | 2 887 | 9,1 | |
Содержание
административно- |
620 | 8,0 | 1 294 | 7,3 | 1 614 | 6,7 | 2 137 | 6,7 | |
Образование | 299 | 3,8 | 1 672 | 9,4 | 2 228 | 9,2 | 2 570 | 8,1 | |
Здравоохранение | 560 | 7,2 | 1 284 | 7,2 | 2 544 | 10,5 | 3 165 | 10,0 | |
Социальное страхование и обеспечение | 1 380 | 17,8 | 3 703 | 20,8 | 6 361 | 26,4 | 8 925 | 28,2 | |
Жилищное, региональное строительство, охрана окружающей среды | 215 | 2,8 | 1 081 | 6,1 | 800 | 3,3 | 454 | 1,4 | |
Культура | 89 | 1,1 | 237 | 1,3 | 256 | 1,0 | 319 | 1,0 | |
Экономика, включая коммунальное хозяйство | 1 403 | 18,1 | 2 346 | 13,2 | 1 602 | 6,6 | 1 931 | 6,1 | |
Прочие платежи,
не прошедшие по вышеперечисленным
статьям
В том числе: |
2 126 | 27,3 | 4 588 | 25,8 | 6 535 | 27,1 | 9 304 | 29,4 | |
штатам и местным органам власти | — | — | 3 701 | 20,8 | 5 123 | 21,2 | — | — | |
проценты по долгам | — | — | 887 | 5,0 | 1 412 | 5,9 | — | — | |
ИТОГО: | 7 772 | 100,0 | 17 831 | 100,0 | 24 121 | 100,0 | 31 692 | 100,0 | |
* [ 2 , с.31]. | |||||||||
Информация о работе Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.