Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:50, реферат

Описание

Основные элементы финансовой системы Австралии начали складываться еще в XIX в., однако лишь с переходом капитализма в свою последнюю стадию - империализм, когда стал развиваться государственно-монополистический капитализм, финансы австралийского государства приобрели новое качество: в современных условиях само существование капитализма как системы немыслимо без государственных финансов, без вмешательства государства во многие, если не во все области жизни капиталистического общества

Работа состоит из  1 файл

Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.docx

— 69.44 Кб (Скачать документ)

Важнейшее место  в системе государственных расходов Австралии занимают расходы на вооружение и административно-бюрократический  аппарат. В послевоенный период на них  приходилось от 16 до 20 % всех государственных  расходов (табл. 2).

Таблица 2. Структура  расходов государственных

органов Австралии*, %

  1938/39 г. 1943/44 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
Оборона 6,4 (1,4)** 66,4 (32,4) 11,3 (3,2) 9,7 (2,7) 10,2 (3,3) 6,4 (2,4) 6,3 (2,4)
Содержание  административно-управленческого аппарата 9,7 (2,1) 3,5 (1,7) 9,8 (2,7) 10,8 (3,0) 12,1 (4,0) 9,3 (3,6) 9,5 (3,8)
Экономика 30,4 (6,7) 4,3 (2,1) 32,0 (8,8) 31,0 (8,5) 28,2 (9,0) 29,9 (11,5) 21,2 (8,1)
Образование, здравоохранение 11,3 (2,5) 3,9 (1,9) 11,6 (3,2) 15,0 (4,1) 17,3 (5,5) 24,2 (9,3) 27,7 (10,7)
Субсидии 1,5 (0,3) 3,2 (1,5) 3,7 (1,0) 1,7 (0,5) 3,3 (1,0) 2,2 (0,8) 1,7 (0,7)
Денежные  выплаты населению 14,7 (3,2) 7,8 (3,8) 18,5 (5,1) 20,8 (5,7) 17,6 (5,6) 20,3 (7,8) 24,6 (9,5)
Проценты  по долгам 26,0 (5,7) 10,9 (5,3) 13,1 (3,5) 11,0 (3,1) 7,9 (2,5) 5,6 (2,2) 6,5 (2,3)
* [  2  , с. 22].

** Первая  цифра - доля в расходах, вторая (в скобках) - доля в ВВП.

 
                 

Военные расходы  достигли относительного максимума  в годы второй мировой войны, когда  они составляли более 2/расходов бюджетов и поглощали треть ВВП. Переход экономики на мирные рельсы, естественно, сопровождался уменьшением абсолютной и относительной величин военных расходов, однако в результате участия Австралии в войне в Корее военные затраты снова увеличились. Во второй половине 50-х годов милитаризация австралийской экономики в целом носила умеренный характер. Если в 1961 г. доля ВВП, идущего на военные цели, составляла в США 9,7 %, Англии - 6,8, Франции - 5,5, Канаде - 4,8, Швеции - 4,6, то в Австралии - 2,8 % [ 2, с.23]. В середине 60-х годов в связи с участием в агрессии США против Вьетнама военные расходы Австралии снова возросли, достигнув 4,1 %  ВВП. В дальнейшем, до середины 70-х годов, наблюдалось их снижение.

Важной функцией Австралийского государства является регулирование экономики. В целом все расходы государства оказывают прямое или косвенное влияние на хозяйственную конъюнктуру страны, однако наиболее общими показателями экономической роли государства являются уровень государственных закупок товаров и услуг и доля государства в общем объеме капиталовложений.

В послевоенный период удельный вес государственных закупок товаров и услуг в общественном продукте увеличился почти вдвое (с 12,7 % в 1938/39 г. до 25 % ВВП в 1976/77 г.) и одновременно удвоилась доля государственных капиталовложений в ВВП. При этом доля государства в общем объеме инвестиций не претерпела особых изменений. Непосредственно на строительство новых объектов затрачивается около 1/всех средств, проходящих через государственные финансы, причем почти все они направляются в отрасли производственной и социальной инфраструктуры.

В послевоенный период расходы на социально-культурные мероприятия в Австралии (образование, наука, здравоохранение, культура) росли  относительно высокими темпами. С конца 30-х до конца 70-х годов их доля в общей сумме государственных  расходов увеличилась с 11,3 до 28 %, а  доля в ВВП - с 2,5 до 11 %.

Все вышеперечисленные  причины привели к росту в  структуре государственных расходов такой группы, как денежные выплаты  населению, включающие пенсии по старости и болезни, пособия но безработице  и т. п. За послевоенный период доля этих выплат в ВВП увеличилась  почти в 3 раза - с 3,2 до 9,5 %.

Финансовая  база Австралийского государства образуется за счет налогов, доходов от государственных предприятий и займов. Основным источником поступлений государственных органов являются налоги. На протяжении всего послевоенного периода на них приходилось примерно 80 % доходов против 70 % перед второй мировой войной. Доля ВВП, перераспределяемая с помощью налогов, увеличилась в 2 раза - с 15 до 30 %. В Голландии аналогичный показатель составлял 51 %, Швеции - 49, ФРГ - 43, Франции - 41, Великобритании - 41, Новой Зеландии - 30 % [ 2, с.27].

Рост доли налоговых поступлений происходил прежде всего за счет уменьшения относительного объема доходов государственных предприятий как в сумме доходов всех органов власти, так и в ВВП (см. табл. 3).

Таблица 3. Структура  доходов государственных

органов Австралии*, %

  1938/39 г. 1943/44 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
Налоги 69,6 (15,2)** 47,9 (23,4) 86,9 (23,9) 81,2 (22,4) 81,3 (26,1) 77,9 (29,9) 78,2 (30,0)
Доходы от государственных предприятий (включая  проценты за кредиты) 18,6 (4,1) 9,6 (4,7) 5,2 (1,4) 12,9 (3,6) 9,1 (2,9) 4,6 (1,8) 6,2 (2,4)
Займы и  прочие виды доходов 11,8 (2,6) 42,5 (20,7) 7,9 (2,2) 5,9 (1,6) 9,6 (3,1) 17,5 (6,7) 15,6 (4,8)
* [  2  , с. 25].

** Первая  цифра - доля в доходах, вторая (в скобках) - доля в ВВП.

 
                 

В послевоенный период в структуре налоговых  поступлений произошли заметные изменения (табл. 4). Прежде всего изменилось соотношение между прямыми и косвенными налогами в пользу первых, что объясняется повышением ставки налогов с населения[ИВ1]  и некоторым снижением таможенных барьеров в связи с послевоенной либерализацией торговли между развитыми капиталистическими странами и укреплением национальной промышленности Австралии. Такие виды косвенных налогов, как акцизы и налог с продаж, сохранили неизменным свое фискальное значение.

Таблица 4. Структура  налоговых поступлений

государственных органов Австралии*, %

  1938/39 г. 1943/44 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
Прямые налоги

В том числе:

34,5 56,7 54,2 49,2 59,2 58,9 57,6
Подоходный  налог              
с населения 18,3 39,0 37,4 30,0 40,0 43,6 44,5
с компаний 11,3 15,1 14,1 16,0 16,6 13,7 11,7
Налоги на наследство и дарения 4,9 2,6 2,7 3,2 2,6 1,6 1,4
Косвенные налоги

В том числе:

65,5 43,3 45,8 50,8 40,8 41,1 42,4
Таможенные  пошлины 21,8 6,0 10,9 5,5 5,4 4,7 5,1
Акцизы 11,3 13,6 10,6 16,0 12,3 9,8 10,0
Налог с  продаж 6,3 8,2 7,9 9,8 7,4 6,5 6,6
Налог на заработную плату 3,2 3,7 3,6 2,9 5,7 5,5
Налог на собственность 12,7 6,5 4,6 7,0 5,8 4,9 5,2
Прочие косвенные  налоги 13,4 5,8 8,1 8,9 7,0 9,5 10,2
* [  2  , с. 26].  
                 

Структура государственных  финансов Австралии

Организационное построение государственных финансов Австралии, соответствующее структуре  управления которая имеет три  звена, следующее: финансы федерального правительства, правительств штатов и  местных органов власти. В свою очередь финансовая систем каждого  звена состоит из бюджета и  финансов государственных предприятий, принадлежащих администрации соответствующего уровня или контролируемых ею.

Ниже приводятся цифры, свидетельствующие о возрастающем значении централизованных финансов в  Австралии (%) [ 2, с.28]:

  1938/39 г. 1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1976/77 г.
           
Доля федерального правительства  в государственных доходах 45,6 85,9 77,2 78,2 78,9
           
Доля федерального правительства в государственных  расходах 32,3 53,7 46,9 47,5 48,3

Если в 30-е  годы главную роль в перераспределении  совокупного общественного продукта и национального дохода играли финансы  штатов и местных органов власти, то начиная со второй мировой войны  это соотношение изменилось в пользу центральных органов, причем оно сохранялось без особых изменений до 70-х годов. Доля федерального правительства в общей сумме доходов правительственных органов составляет в среднем около 80 %, а в расходах - 50 %, что соответствует степени финансовой централизации во многих развитых капиталистических странах и даже превышает ее.

В Австралии 97 % средств, мобилизуемых и перераспределяемых государством, проходит через бюджета федерального правительства, правительств штатов и местных административных единиц. Здесь отсутствуют распространенные во Франции, Японии и Англии многочисленные внебюджетные фонды, а финансовые ресурсы, проходящие через государственные предприятия, относительно невелики.

Австралийская статистика публикует сведения по бюджетам, а также по доходам и расходам правительственных органов. В этих материалах находят отражение не только бюджетные операции, но и результаты финансовой деятельности государственных предприятий, Суммарные различия этих показателей не превышают 3 - 5 %. Поэтому представляется целесообразным в ряде случаев, когда статистические материалы ограничены, вместо соответствующих показателей бюджета пользоваться данными аналогичных статей доходов и расходов федеральных органов и наоборот.

На финансы  федеральных органов власти Австралии  приходится около 80 % получаемых доходов  и ими покрывается (за вычетом  переводов дотаций штатам и местным  органам власти) более 50 % всех расходов.

Расходы федерального правительства.

Расходы федерального правительства Австралии постоянно растут. За неполные 10 лет, с начала до конца 70-х годов, их объем в текущих ценах увеличился в 4 раза. За этот же период ВВП увеличился в 3 раза.

Важнейшей статьей  расходов федерального правительства  являются расходы на оборону и  содержание административно-управленческого  аппарата. В течение 70-х годов  первые выросли в 2,7 раза, вторые - в 3,5 раза (табл. 5).

Таблица 5. Расходы  федерального бюджета Австралии*

  1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г. 1979/80 г.  
  млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. % млн. долл. %
Оборона 1 081 13,9 1 628 9,1 2 182 9,0 2 887 9,1
Содержание  административно-управленческого аппарата 620 8,0 1 294 7,3 1 614 6,7 2 137 6,7
Образование 299 3,8 1 672 9,4 2 228 9,2 2 570 8,1
Здравоохранение 560 7,2 1 284 7,2 2 544 10,5 3 165 10,0
Социальное  страхование и обеспечение 1 380 17,8 3 703 20,8 6 361 26,4 8 925 28,2
Жилищное, региональное строительство, охрана окружающей среды 215 2,8 1 081 6,1 800 3,3 454 1,4
Культура 89 1,1 237 1,3 256 1,0 319 1,0
Экономика, включая коммунальное хозяйство 1 403 18,1 2 346 13,2 1 602 6,6 1 931 6,1
Прочие платежи, не прошедшие по вышеперечисленным  статьям

В том числе:

2 126 27,3 4 588 25,8 6 535 27,1 9 304 29,4
штатам и  местным органам власти 3 701 20,8 5 123 21,2
проценты  по долгам 887 5,0 1 412 5,9
                 
ИТОГО: 7 772 100,0 17 831 100,0 24 121 100,0 31 692 100,0
* [  2  , с.31].
                   

Информация о работе Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.