Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:50, реферат
Основные элементы финансовой системы Австралии начали складываться еще в XIX в., однако лишь с переходом капитализма в свою последнюю стадию - империализм, когда стал развиваться государственно-монополистический капитализм, финансы австралийского государства приобрели новое качество: в современных условиях само существование капитализма как системы немыслимо без государственных финансов, без вмешательства государства во многие, если не во все области жизни капиталистического общества
Военные мероприятия являются исключительной прерогативой федерального правительства. В 1980/81 г. из общей суммы прямых военных расходов в 3 277 млн. долл. примерно 10 % приходилось на капитальные вложения и 90 % - на текущие затраты (основным элементом последних является денежное довольствие). Доля прямых военных расходов в ВВП в Австралии в середине 70-х годов составила 2,7 %, а США - 6,4, Англии - 5,8, ФРГ - 4,1, Франции - 3,8, Италии - 3,0 %.
Вторую важную группу расходов федерального бюджета составляют расходы на социальное обеспечение и страхование. В 70-х годах эти расходы выросли в 6,5 раза. Основными статьями в данной группе являются пенсии по старости или инвалидности, пособия по безработице и болезням, пособия на детей и т.п.
В годы правления
лейбористского правительства значительно
возросли затраты федерального бюджета
н образование и
Что касается
расходов на здравоохранение, то их внезапный
рост (более чем в 2 раза) за один 1975/76
г. объясняется введением
Важной статьей расходов федерального бюджета остается экономика, хотя доля этой статьи неуклонно снижается. Большая часть ассигнований направляется в две отрасли - сельское хозяйство и производственную инфраструктуру. Государство играет активную роль в стимулировании экспорта, в первую очередь продукции отраслей обрабатывающей промышленности. В 1979/80 г. размер экспортных субсидий составил более 200 млн. долл.
Австралия является
одним из крупнейших в мире производителей
и экспортеров
Система оказания помощи сельскому хозяйству в Австралии включает полтора десятка различных программ прямого и косвенного субсидирования, стабилизации цен, государственных закупок продукции фермеров по фиксированным ценам, предоставления займов. Государство берет на себя проведение научных исследований в области сельского хозяйства. В 70-х годах прямые правительственные субсидии, поступающие в отрасль, составляли 250 - 320 млн. долл. в год.
Велика роль федеральных финансов в развитии производственной инфраструктуры. В условиях Австралийского континента создание сети дорог национального значения, строительство ирригационных сооружений, объектов электроэнергетики (в частности, гидроэнергетический комплекс в Снежных горах) требуют колоссальных капитальных вложений, которые зачастую не доступны частному капиталу, имеют длительный период окупаемости, также не стимулирующий частные инвестиции.
В век научно-технической
революции исключительно важное
значение для развития всех отраслей
экономию приобретает наука. В Австралии
доля ВВП, расходуемого на исследования
и научные разработки, во второй
половине 70-х годов равнялась 1,3 %
(в США - 2,2 % в Великобритании - 2,1,
в ФРГ - 2, в Японии и в Франции
- 1,8 %) [ 2, с.36]. Такой относительно низкий
показатель для Австралии объясняется
в первую очередь тем, что иностранные
компании, доминирующие во всех наукоемких
отраслях, предпочитают импортировать
изобретения материнских
Из общей суммы расходов на исследования и научные разработки на частные предприятия (главным o6pазом, филиалы иностранных компаний) приходится 36 % на федеральное правительство - 31 %, университеты - 22 % и правительства штатов - 11 %. Если учесть, что университеты осуществляют научную работу за счет правительственных субсидий, то окажется, что доля государства в расходах на научно-исследовательские опытно-конструкторские работы (НИОКР) в Австралии превышает аналогичный показатель для других капиталистических стран (США - 55 %, Франция - 60 %, ФРГ - 47 %, Италия - 46 %, Япония - 29 %) [ 2, с.37].
В годы правления
лейбористов увеличились
Отличительной чертой финансовой системы Австралии является высокая доля в расходах федерального правительства субсидий и дотаций штатам и местным органам власти (в отдельные годы - от 20 до 25 %).
Доходы федерального правительства.
Как уже отмечалось,
через федеральные финансы
Таблица 6. Доходы федерального бюджета Австралии*
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | 1979/80 г. | ||||||
млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | млн. долл. | % | ||
Налоговые
поступления
В том числе: |
7 183 | 96,1 | 14 084 | 92,3 | 19 641 | 91,9 | 27 119 | 91,9 | |
Подоходный налог | |||||||||
с населения | 3 175 | 42,5 | 7 714 | 50,5 | 11 054 | 51,7 | 15 128 | 51,3 | |
с компаний | 1 427 | 19,1 | 2 447 | 16,0 | 2 921 | 13,7 | 3 400 | 11,5 | |
Налог на недвижимость, наследство и дарения | — | — | 80 | 0,5 | 88 | 0,4 | — | — | |
Акцизы | 1 054 | 14,1 | 1 729 | 11,3 | 2 486 | 11,6 | 4 771 | 16,2 | |
Налог с продаж | 633 | 8,5 | 1 154 | 7,6 | 1 650 | 7,7 | 1 900 | 6,4 | |
Таможенные пошлины | 466 | 6,2 | 841 | 5,5 | 1 274 | 6,0 | 1 664 | 5,6 | |
Прочие налоги | 428 | 5,7 | 119 | 0,8 | 169 | 0,8 | 256 | 0,9 | |
Проценты, рента, дивиденды | 293 | 3,9 | 1 174 | 7,7 | 1 626 | 7,6 | |||
Чистые поступления от государственных предприятий | — | — | 12 | 0,07 | 85 | 0,4 | 2 380 | 8,1 | |
Доход от продажи земли и строений | — | — | 18 | 0,1 | 30 | 0,1 | |||
ИТОГО: | 7 475 | 100,0 | 15 265 | 100,0 | 21 382 | 100,0 | 29 499 | 100,0 | |
* [ 2 , с. 38]. | |||||||||
Подоходный налог в Австралии, как и в других капиталистических странах, играет решающую роль в бюджетных поступлениях. Впервые подоходное обложение было введено еще в колониях в последней четверти XIX в. Федеральное правительство ввело федеральный подоходный налог в 1915 г., воспользовавшись военным временем.
Сумма поступлений
подоходного налога с населения
постоянно растет, а удельный вес
в бюджете неуклонно
Подоходный налог с населения в Австралии взимается двумя способами: «у источника» (в этом случае налог вычитается из заработной платы рабочих и служащих бухгалтерией частного или государственного предприятия и перечисляется финансовым органам), по налоговой декларации (этим способом пользуются при обложении налогом доходов лиц свободных профессий - художников, писателей, деятелей театра и кино, врачей).
Размер подоходного
налога в Австралии определяется
следующим образом. Из валовой суммы
доходов, по лученных физическим лицом
в течение года, делаются вычеты
сумм, не подлежащих обложению (некоторые
виды пенсий и пособий), а также
специальные льготные вычеты (проценты
по некоторым видам
Облагаемый
доход,
долл. |
Ставки налога |
3 893 -16 608 | 33,5 цента с каждого доллара свыше 3 893 |
16 608 - 33 216 | 4 260 долл. + 47,5 цента с каждого доллара свыше 16 608 |
33 216 и выше | 12 142 долл. + 61,5 цента с каждого доллара свыше 33 216 |
Необлагаемый минимум в 1978/79 г. составлял 3 893 долл. На практике сумма налога вычитается бухгалтерией предприятия при выплате заработной плат: т.е. несколько раз в месяц, и устанавливается в процентах от общей суммы заработка. В конце финансового года производится окончательный перерасчет. Если сумма текущих отчислений подоходного налога превышает сумму, определенную с помощью перечисленных выше ставок, разница возвращается налогоплательщику. Предприниматель выдает квитанцию, удостоверяющую уплату налога за год.
На протяжении 50 - 60-х годов система взимания подоходного налога с населения в Австралии не претерпела каких-либо существенных модификаций, которые бы свидетельствовали о ее коренном изменении. Все основные положения, касающиеся налогообложения, - объект обложения, субъект обложения, формы и виды скидок, нормы, регламентирующие взимание налогов отдельными административными единицами, даже налоговая ставка - оставались прежними.
Вторым по значению источником поступлений федеральных органов является налог на прибыли компаний (подоходный налог с компаний). Ставка этого налога зависит от юридического статуса компании (частная или акционерная, резидент или нерезидент, коммерческая или некоммерческая). Но, как правило, особо больших, различий между размерами ставок нет.
С начала 60-х и до середины 70-х годов налоговая ставка для акционерных компаний в среднем составляла от 35 до 47,5 % (в конце 70-х годов - 46 %) облагаемого дохода свыше 10 тыс. долл. (Облагаемый доход определяется как валовая прибыль компании за вычетом издержек производства.) На первые 10 тыс. долл. облагаемого дохода ставка обычно на 5 - 10 пунктов ниже.
Хотя абсолютные суммы этого налога неуклонно растут, что отражает рост прибылей предприятий, их доля в доходах бюджета понижается, а темпы роста уступают темпам роста подоходного налога с населения.
Третьим и четвертым по значению источником поступлений федеральных органов являются косвенные налоги - акцизы и налог с продаж. Акцизы - одни из старейших налогов Австралии. Впервые они были введены еще в 1825 г. Это налог, взимаемый с покупателей товаров широкого пользования в виде надбавки к цене. Более 90 % поступлений от акцизного обложения приходится на три группы изделий: автомобильное топливо, табачные изделия, пиво и алкогольные напитки. Налог с продаж взимается таким же способом почти со всех товаров. Наиболее распространенная ставка - 15 % к цене товара, она дает более половины поступлений налога с продаж. Ставка аналогичного налога в странах ЕЭС, кроме Франции, например, составляла 7,5 %, а во Франции - 20 % [ 2, с.45].
Во второй половине 70-х годов увеличение доходов федерального бюджета Австралии происходило главным образом за счет роста поступлений от акцизов. В 1978/79 г. при общем росте налоговых поступлений в 2 400 млн. долл., 1 100 млн. долл. дало акцизное обложение.
Исторически первым источником доходов правительственных органов Австралии являлись таможенные пошлины. Установленные в 1800 г. на импортные алкогольные напитки и предметы роскоши, они на протяжении XIX в. оставались одним из основных источников доходов во всех колониях, будь то фритредерский Новый Южный Уэльс или протекционистская Виктория.
Информация о работе Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.