Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:50, реферат

Описание

Основные элементы финансовой системы Австралии начали складываться еще в XIX в., однако лишь с переходом капитализма в свою последнюю стадию - империализм, когда стал развиваться государственно-монополистический капитализм, финансы австралийского государства приобрели новое качество: в современных условиях само существование капитализма как системы немыслимо без государственных финансов, без вмешательства государства во многие, если не во все области жизни капиталистического общества

Работа состоит из  1 файл

Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.docx

— 69.44 Кб (Скачать документ)

В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах  бюджета Австралии выше, чем в  бюджетах основных промышленно развитых капиталистических государств, что  объясняется наличием в Австралийском Союзе относительно высоких таможенных барьеров. По подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно развитых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на полуфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].

В целом же можно отметить, что таможенные пошлины  хотя и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.

Группа «другие  налоги» содержит около десятка  различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог  на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог  на сельскохозяйственную продукцию, налог  на заработную плату, отчисления в фонды  специального страхования для выплаты  пособий на детей и некоторые  другие.

Финансы штатов, местных органов власти и государственных  предприятий.

В силу особенностей исторического развития Австралии  финансовая система штатов и местных  органов власти в Австралии так  же, как в США и Канаде, сложилась  раньше, чем финансы центральных  органов власти. Как доходы, так  и расходы этих подразделений  заметно отличаются по своей структуре  от расходов и доходов федерального правительства.

Финансы штатов. В расходах штатов преобладают затраты  на образование, на экономику - в основном электро-, газо-, водоснабжение и  транспорт, на здравоохранение (табл. 7). На штаты возложена также значительная часть расходов по социальному обеспечению  и страхованию. Через финансы  штатов осуществляется большая часть  мероприятий но охране окружающей среды.

Доходная  часть бюджетов штатов на 60 % формируется  за счет субсидий федерального правительства, что свидетельствует о высоком  уровне финансовой централизации в  Австралии (для Франции и США  аналогичный показатель равен 20 %, для  Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная  часть доходов почти исключительно  состоит из налогов, среди которых  преобладают налог на заработную плату (отчисления в фонды социального  страхования и обеспечения), сборы  и лицензии за регистрацию и использование  личного транспорта почтовые сборы, налоги на азартные игры. Правительства  штатов активно используют финансы  для привлечения новых инвестиций.

Таблица 7. Структура  расходов и доходов

органов власти штатов*, %

  1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
РАСХОДЫ      
Содержание  административно-управленческого аппарата 9,1 9,1 9,7
Образование 24,2 30,0 29,3
Здравоохранение 10,6 13,1 16,9
Жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды 5,0 5,8 5,4
Экономика

В том числе:

27,2 20,3 20,1
сельское  и лесное хозяйство 4,2 3,4
электро-, газо-, и водоснабжение 8,2 6,1
железнодорожный транспорт 2,5 1,7
автодорожный  транспорт 7,4 5,6
Денежные  выплаты населению по социальному  страхованию и обеспечению, субсидии, ссуды 23,9 21,7 18,6
ИТОГО: 100 100 100
ДОХОДЫ      
Налоговые поступления

В том числе:

26,4 32,6 31,6
налог на заработную плату 10,4
сборы на регистрацию  автомашин 6,8 5,2
почтовые  сборы 6,3 5,3
налоги на азартные игры 3,5 3,1
налоги на наследство и дарения 3,9 2,0
налоги на собственность 2,7 1,9
прочие налоги и сборы 3,2 3,7
Субсидии  федерального правительства 58,4 60,3 60,9
Доходы от правительственных предприятий 9,8 2,4 2,8
Проценты  за кредиты 5,4 4,8 4,7
ИТОГО: 100 100 100
* [  2  , с. 47].

Через специально организованные учреждения - департамент  промышленного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса, департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт, гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких, как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].

Финансы местных  органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены  основном экономические функции: строительство  и эксплуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/расходов местных органов (табл. 8). Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.

Таблица 8. Структура  расходов и доходов

местных органов  власти*, %

  1970/71 г. 1974/75 г. 1976/77 г.
РАСХОДЫ      
Управление 16,3 16,9 17,9
Образование 0,2 0,4 0,7
Здравоохранение 2,1 2,3 2,3
Социальное  страхование и обеспечение 0,6 0,8 1,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 8,9 10,6 11,2
Культура 9,9 10,6 12,3
Экономика 50,1 45,0 42,0
Прочие расходы 11,9 13,4 11,3
ИТОГО: 100 100 100
ДОХОДЫ      
Налоги

В том числе:

68,8 60,4 63,8
на землю 67,0 58,4 61,5
лицензии 1,8 2,0 2,3
Субсидии  штатов и федеральных органов 14,9 12,3 13,9
Доходы от государственных предприятий 16,3 27,3 22,3
ИТОГО: 100 100 100
* [  2  , с. 48].

Финансы  государственных  предприятий. Государственная собственность, не получила в Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в 1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Однако данные о валовых издержках и прибылях государственных предприятий не могут дать истинного представления об их значении в экономике пятого континента. Дело в том, что они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без которых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объясняются также политикой государства, которое отпускает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/валовых, или половина всех государственных инвестиций.

Таблица 9. Доходы, расходы и валовая прибыль

государственных предприятий в 1976/77 г.*, млн.долл.

ОТРАСЛЬ Валовые доходы Издержки производства Валовая прибыль
Обрабатывающая  промышленность 55 53 2
Электроэнергетика 96 48 48
Водоснабжение и мелиорация 10 6 4
Транспорт и связь

В том числе:

3 549 2 599 950
воздушный транспорт 809 723 86
железнодорожный транспорт 123 170 -47
морской транспорт 283 231 52
городской транспорт 17 19 -2
связь 2 317 1 456 861
Торговля 147 161 -14
Прочие 70 114 -44
ИТОГО: 3 928 2 935 993
* [  2  , с. 49].

** Без учета  амортизации и процентов по  ссудам

Государственный долг

С момента  своего возникновения государственные  займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития австралийских колоний  в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических  мероприятий, осуществляемых правительствами  колоний. В XX в. в связи с интенсивным  развитием австралийского хозяйства  все большее значение стали приобретать  внутренние источники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только 12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов постоянно увеличивалась.

Резкий рост задолженности произошел в годы второй мировой войны, когда займы  покрывали около половины расходов бюджета. После окончания войны  и до начала 60-х годов темпы  роста государственной задолженности  оставались умеренными в связи с  тем, что в целом устойчивое развитие австралийской экономики не требовало государственных «вливаний», поэтому федеральный бюджет в эти годы сводился без дефицита. Рост государственного долга происходил за счет займов штатов и местных органов власти.

Новый скачок задолженности был отмечен в  середине 60-х годов в связи с ростом военных расходов, а затем в середине 70-х годов, когда лейбористы предприняли ряд мер в области социальной политики, и начались соответствующие структурные изменения в системе государственных финансов (табл. 10).

Таблица 10. Динамика государственного

долга Австралии*, млн.долл.

  1950/51 г. 1960/61 г. 1970/71 г. 1974/75 г. 1978/79 г.  
Общий долг федерального правительства и правительств штатов

В том числе:

5 803 7 280 10 790 14 718 28 081  
в австралийской  валюте 4 736 5 876 9 245 13 536 24 081  
в иностранной  валюте 1 067 1 413 1 545 1 182 4 000**  
Задолженность местных органов власти и государственных  предприятий 716 2 347 5 260 7 800** 9 000**  
Общий государственный  долг (за вычетом взаимной задолженности государственных органов) 5 741 8 061 13 350 18 666 33 892  
Доля государственного долга в ВВП, % 84,8 55,6 37,3 33,0 31,3  
* [  2  , с. 51].

** Приблизительные  данные

Информация о работе Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.