Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 13:50, реферат
Основные элементы финансовой системы Австралии начали складываться еще в XIX в., однако лишь с переходом капитализма в свою последнюю стадию - империализм, когда стал развиваться государственно-монополистический капитализм, финансы австралийского государства приобрели новое качество: в современных условиях само существование капитализма как системы немыслимо без государственных финансов, без вмешательства государства во многие, если не во все области жизни капиталистического общества
В XX в. их фискальное значение постоянно снижается, однако и поныне доля пошлин в доходах бюджета Австралии выше, чем в бюджетах основных промышленно развитых капиталистических государств, что объясняется наличием в Австралийском Союзе относительно высоких таможенных барьеров. По подсчетам Международного Валютного Фонда (МВФ), в конце 70-х годов средний уровень тарифов в группе 16 ведущих промышленно развитых стран на готовые изделия составил 9,8 %, на полуфабрикаты - 8 и на сырье и материалы - 2 %. Для Австралии соответственно - 21 %, 11,1 %, 0,9 % [ 2, с.46].
В целом же можно отметить, что таможенные пошлины хотя и потеряли свое фискальное значение, но сохранили значение защиты национальной промышленности Австралии.
Группа «другие налоги» содержит около десятка различных налогов и сборов, включающих налоги на проценты и дивиденды, налог на недвижимость, переходящую по наследству, налог на дарения, почтовые сборы, налог на сельскохозяйственную продукцию, налог на заработную плату, отчисления в фонды специального страхования для выплаты пособий на детей и некоторые другие.
Финансы штатов, местных органов власти и государственных предприятий.
В силу особенностей исторического развития Австралии финансовая система штатов и местных органов власти в Австралии так же, как в США и Канаде, сложилась раньше, чем финансы центральных органов власти. Как доходы, так и расходы этих подразделений заметно отличаются по своей структуре от расходов и доходов федерального правительства.
Финансы штатов.
В расходах штатов преобладают затраты
на образование, на экономику - в основном
электро-, газо-, водоснабжение и
транспорт, на здравоохранение (табл. 7).
На штаты возложена также
Доходная
часть бюджетов штатов на 60 % формируется
за счет субсидий федерального правительства,
что свидетельствует о высоком
уровне финансовой централизации в
Австралии (для Франции и США
аналогичный показатель равен 20 %, для
Японии - 42, для Англии - 52 %). Остальная
часть доходов почти
Таблица 7. Структура расходов и доходов
органов власти штатов*, %
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | |
РАСХОДЫ | |||
Содержание
административно- |
9,1 | 9,1 | 9,7 |
Образование | 24,2 | 30,0 | 29,3 |
Здравоохранение | 10,6 | 13,1 | 16,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство, защита окружающей среды | 5,0 | 5,8 | 5,4 |
Экономика
В том числе: |
27,2 | 20,3 | 20,1 |
сельское и лесное хозяйство | 4,2 | — | 3,4 |
электро-, газо-, и водоснабжение | 8,2 | — | 6,1 |
железнодорожный транспорт | 2,5 | — | 1,7 |
автодорожный транспорт | 7,4 | — | 5,6 |
Денежные выплаты населению по социальному страхованию и обеспечению, субсидии, ссуды | 23,9 | 21,7 | 18,6 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 |
ДОХОДЫ | |||
Налоговые
поступления
В том числе: |
26,4 | 32,6 | 31,6 |
налог на заработную плату | — | — | 10,4 |
сборы на регистрацию автомашин | 6,8 | — | 5,2 |
почтовые сборы | 6,3 | — | 5,3 |
налоги на азартные игры | 3,5 | — | 3,1 |
налоги на наследство и дарения | 3,9 | — | 2,0 |
налоги на собственность | 2,7 | — | 1,9 |
прочие налоги и сборы | 3,2 | — | 3,7 |
Субсидии федерального правительства | 58,4 | 60,3 | 60,9 |
Доходы от правительственных предприятий | 9,8 | 2,4 | 2,8 |
Проценты за кредиты | 5,4 | 4,8 | 4,7 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 |
* [ 2 , с. 47]. |
Через специально организованные учреждения - департамент промышленного развития и децентрализации Нового Южного Уэльса, департамент развития штата и децентрализации Виктории, департаменты промышленного развития Западной Австралии и Квинсленда - они предоставляют средне- и долгосрочные займы с низкими процентными ставками, дают гарантии банкам о платежеспособности клиентов, предоставляют налоговые скидки корпорациям, сокращают потребителям плату за воду, электроэнергию, транспорт, гарантируют покупку правительством штата в течение ряд всей продукции вновь созданного предприятия. Наибольшие льготы предоставляет правительство Западной Австралии. В Новом Южном Уэльсе и Виктории эта политика носит ярко выраженный региональный характер: льготы предоставляются только тем компаниям, которые осуществляют строительство за пределами промышленно развитых районов, таких, как Сидней, Мельбурн, Ньюкасл [ 2, с.50].
Финансы местных органов власти. На органы местного самоуправления Австралии возложены основном экономические функции: строительство и эксплуатация объектов производственной инфраструктуры, в первую очередь автомобильных дорог, жилищно-коммунального хозяйства. На эти цели идет около 2/3 расходов местных органов (табл. 8). Их доходная часть на 60 % формируется за счет налогов на недвижимость Ввиду ограниченной собственной финансовой базы местных органов власти важную роль играют субсидии штатов и федерального правительства.
Таблица 8. Структура расходов и доходов
местных органов власти*, %
1970/71 г. | 1974/75 г. | 1976/77 г. | |
РАСХОДЫ | |||
Управление | 16,3 | 16,9 | 17,9 |
Образование | 0,2 | 0,4 | 0,7 |
Здравоохранение | 2,1 | 2,3 | 2,3 |
Социальное страхование и обеспечение | 0,6 | 0,8 | 1,3 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 8,9 | 10,6 | 11,2 |
Культура | 9,9 | 10,6 | 12,3 |
Экономика | 50,1 | 45,0 | 42,0 |
Прочие расходы | 11,9 | 13,4 | 11,3 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 |
ДОХОДЫ | |||
Налоги
В том числе: |
68,8 | 60,4 | 63,8 |
на землю | 67,0 | 58,4 | 61,5 |
лицензии | 1,8 | 2,0 | 2,3 |
Субсидии штатов и федеральных органов | 14,9 | 12,3 | 13,9 |
Доходы от государственных предприятий | 16,3 | 27,3 | 22,3 |
ИТОГО: | 100 | 100 | 100 |
* [ 2 , с. 48]. |
Финансы государственных предприятий. Государственная собственность, не получила в Австралии широкого распространения. Только в четырех отраслях - связи, воздушном и морское транспорте, торговле - их валовые доходы и издержки в 1976/77 г. превышали 100 млн. долл. (табл. 9). Однако данные о валовых издержках и прибылях государственных предприятий не могут дать истинного представления об их значении в экономике пятого континента. Дело в том, что они почти все сосредоточены в низкоприбыльных инфраструктурных отраслях, без которых не может функционировать народное хозяйство. Невысокие прибыли государственных предприятий объясняются также политикой государства, которое отпускает монополиям продукцию по заниженным ценам, а покупает по завышенным. Исключительно высока роль государственных предприятий в капиталовложениях. На их долю в 70-х годах приходилось примерно 1/6 валовых, или половина всех государственных инвестиций.
Таблица 9. Доходы, расходы и валовая прибыль
государственных предприятий в 1976/77 г.*, млн.долл.
ОТРАСЛЬ | Валовые доходы | Издержки производства | Валовая прибыль |
Обрабатывающая промышленность | 55 | 53 | 2 |
Электроэнергетика | 96 | 48 | 48 |
Водоснабжение и мелиорация | 10 | 6 | 4 |
Транспорт
и связь
В том числе: |
3 549 | 2 599 | 950 |
воздушный транспорт | 809 | 723 | 86 |
железнодорожный транспорт | 123 | 170 | -47 |
морской транспорт | 283 | 231 | 52 |
городской транспорт | 17 | 19 | -2 |
связь | 2 317 | 1 456 | 861 |
Торговля | 147 | 161 | -14 |
Прочие | 70 | 114 | -44 |
ИТОГО: | 3 928 | 2 935 | 993 |
* [ 2 ,
с. 49].
** Без учета амортизации и процентов по ссудам |
Государственный долг
С момента своего возникновения государственные займы и государственный долг были характерными чертами экономического развития австралийских колоний в XIX в. и федерации в XX в. Займы, полученные в Великобритании, служили основным средством финансирования всех социально-экономических мероприятий, осуществляемых правительствами колоний. В XX в. в связи с интенсивным развитием австралийского хозяйства все большее значение стали приобретать внутренние источники финансирования, в первую очередь налоги и доходы от государственных предприятий. Перед второй мировой войной займы покрывали только 12 % государственных расходов, но тем не менее общая величина займов постоянно увеличивалась.
Резкий рост
задолженности произошел в годы
второй мировой войны, когда займы
покрывали около половины расходов
бюджета. После окончания войны
и до начала 60-х годов темпы
роста государственной
Новый скачок задолженности был отмечен в середине 60-х годов в связи с ростом военных расходов, а затем в середине 70-х годов, когда лейбористы предприняли ряд мер в области социальной политики, и начались соответствующие структурные изменения в системе государственных финансов (табл. 10).
Таблица 10. Динамика государственного
долга Австралии*, млн.долл.
1950/51 г. | 1960/61 г. | 1970/71 г. | 1974/75 г. | 1978/79 г. | ||
Общий долг
федерального правительства и правительств
штатов
В том числе: |
5 803 | 7 280 | 10 790 | 14 718 | 28 081 | |
в австралийской валюте | 4 736 | 5 876 | 9 245 | 13 536 | 24 081 | |
в иностранной валюте | 1 067 | 1 413 | 1 545 | 1 182 | 4 000** | |
Задолженность местных органов власти и государственных предприятий | 716 | 2 347 | 5 260 | 7 800** | 9 000** | |
Общий государственный долг (за вычетом взаимной задолженности государственных органов) | 5 741 | 8 061 | 13 350 | 18 666 | 33 892 | |
Доля государственного долга в ВВП, % | 84,8 | 55,6 | 37,3 | 33,0 | 31,3 | |
* [ 2 ,
с. 51].
** Приблизительные данные |
Информация о работе Государственные финансы Австралии и их место в экономической структуре страны.