Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33
Понятие бюджета многогранно. В экономической литературе государственный бюджет рассматривается [8, с. 374]:
Следовательно, государственный бюджет является важнейшим звеном финансовой системы любой страны, имеющий тесную взаимосвязь со всеми другими ее звеньями.
Главной задачей государственного бюджета является оптимальное расходование централизованных финансовых ресурсов и реализация, таким образом, финансовой политики государства [1, с. 472].
Бюджет, как совокупность денежных отношений, является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы страны. Это воздействие бюджет оказывает через соответствующие группы бюджетных отношений – доходы и расходы бюджета.
В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные параметры. Основным источником формирования доходной части бюджета являются налоги с юридических и физических лиц.
Второй группой бюджетных отношений являются расходы бюджета, представляющие собой часть бюджетных отношений, которые связаны с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления. Эта часть бюджетных отношений обеспечивает финансовыми ресурсами потребности государства, связанные им с выполнением своих функций.
Государственные расходы – денежные затраты государства, связанные с его функционированием и использованием огосударствленной части национального дохода. Из государственного бюджета финансируются наиболее крупные и важные с общенациональной точки зрения расходы государства: военные, расходы на развитие экономики, внешнеэкономические и социальные программы, науку, культуру, содержание аппарата управления [14, с. 1007].
Расходы государственные, расходы государства на осуществление государственных функций. Специфика общественного назначения расходов государственных заключается в обеспечении финансирования государственной деятельности: экономической, управленческой, социальной и других функций государства [20, с. 404].
Структура и состав государственных расходов формируются под воздействием множества факторов. Важнейшие – уровень экономического развития, его тип, национальная экономическая модель и др. Существенное влияние также оказывает финансовая политика государства, выбранные приоритеты развития общества и методы реализации намеченных задач.
Основная цель государственных расходов – обеспечение выполнения государством его внутренних и внешних функций. Они производятся непосредственно через систему органов государственного управления либо через государственные учреждения и организации. Основным фондом, аккумулирующим и контролирующим процесс выделения и использования государственных расходов, является бюджет государства, баланс его доходов и расходов.
Государство использует расходы бюджета на следующие направления [24, с. 92-93]:
Таким образом, показатели расходов бюджета отличаются большим разнообразием, что объективно вызывает необходимость их классификации. Бюджетная классификация представляет собой систематизированную группировку расходов бюджета всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Структура бюджета характеризуется бюджетной классификацией – научно обоснованной группировкой доходов и расходов по однородным признакам с установлением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и порядковых номеров [8, с. 375].
В Республике Беларусь для классификации государственных расходов применяются следующие признаки [20, с. 405]:
1) функциональный;
2) ведомственный;
3) экономический.
В соответствии с функциональной классификацией государственные расходы представлены основными группами: общегосударственные расходы, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности, национальная экономика, охрана окружающей среды, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, образование, социальна политика.
По ведомственному признаку государственные расходы дифференцированы по органам государственного управления.
Экономическая (предметная) структура государственных расходов отражает конкретное направление использования государственных средств: заработная плата рабочих и служащих, начисления на заработную плату, приобретение предметов снабжения и расходных материалов, трансферты населению, предоставление кредитов предприятиям и др.
М.И. Плотницкий в учебнике «Курс экономической теории» отмечает, что бюджетная классификация расходов зависит от используемых критериев. Им выделяются следующие классификации расходов [8, с. 376]:
1) ведомственная – расходы распределяются в зависимости от министерств и ведомств;
2) функциональная – распределение происходит в соответствии с функциональным назначением (государственное управление, международная деятельность, наука и др.);
3) экономическая (предметная) – отражает расходы по целевому назначению (капиталовложения, оплата труда, кредиты и др.);
4) смешанная – расходы распределяются по министерствам, а внутри их по предметам.
Пример функциональной классификации приведен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Функциональная классификация расходов
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов |
01 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ | |
02 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА | |
03 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ | |
04 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | |
05 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | |
06 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО | |
07 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | |
01 |
Медицинская помощь населению | |
02 |
Санитарно-эпидемиологический надзор | |
03 |
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты в области здравоохранения | |
04 |
Другие расходы в области здравоохранения | |
08 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ | |
09 |
ОБРАЗОВАНИЕ | |
10 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
Источник – [3].
Конкретные направления и объемы расходов бюджетных средств определяются общими принципами государственного вмешательства в экономику, текущими и долгосрочными приоритетами хозяйственного развития.
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование рыночного развития экономики
Государственное
регулирование экономики
Экономические методы управления дают больше инициативы, творческой свободы, поскольку действуют не прямо, а косвенно, через интересы людей. На макроуровне экономики к основным формам таких методов относятся: экономическое прогнозирование и программирование, инвестирование, проведение финансовой политики, бюджетное регулирование, налоговая политика, государственное кредитование, дотирование, ценообразование и т.д.
Таким образом, в современных условиях для достижения поставленных целей правительство применяет прямые и косвенные методы регулирования экономики, способствует формированию инфраструктуры, поддерживает сбалансированность экономики. Методы прямого и косвенного воздействия приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Экономические методы государственного регулирования
Методы прямого воздействия |
Методы косвенного воздействия |
Государственное финансирование социальных и научно-технических программ Дотации предприятиям Государственное предпринимательство и др. |
Денежно-кредитные методы регулирования Бюджетные методы регулирования Нормирование амортизационных отчислений Индикативное планирование Внешнеэкономические методы и др. |
Источник – [10, с. 160, таблица 46].
Метод регулирования представляет собой способ практического и теоретического воздействия субъекта управления на объект [1, с. 417].
Под государственным регулированием экономики понимается целенаправленный процесс воздействия государства на основе специальных методов и инструментов для обеспечения ускоренного экономического развития и социальной устойчивости общества [10, с. 161].
Основными механизмами воздействия на экономику являются: прогнозирование и программирование, бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, инвестиционный, ценообразующий механизмы. Вся совокупность их составляет общий механизм государственного макроэкономического регулирования.
В Республике Беларусь в современных условиях бюджет является инструментом государственного регулирования экономики, а также проведения антикризисных мероприятий и стимулирования ускоренного развития.
Бюджетное регулирование – одна из важнейших хозяйственных функций государства. Оно представляет собой процесс распределения доходов и перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной базы местных бюджетов.
Основой бюджетного регулирования является закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня.
Его цель – поддержание стабильности экономики, обеспечение ее стабильности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.
Как отмечалось в первом подразделе курсовой работы, бюджет представляет собой основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим представительным органов власти. Этот финансовый план закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.
Как и любой другой финансовый план, бюджет должен быть сбалансирован, когда доходы и расходы совпадают. Следует подчеркнуть, что сбалансированность может быть достигнута не только за счет достижения равенства доходов и расходов, но и путем использования государственных заимствований.
Однако он часто сводится с дефицитом. Дефицит государственного бюджета означает превышение государственных расходов над доходами. Такое состояние любого бюджета означает «жизнь в долг». Ведь чтобы финансировать расходы, необходимы деньги. Если доходов в бюджете не хватает, то государство обычно прибегает к следующим средствам [17, с. 158]:
1) осуществляет займы у населения и банков с помощью продажи государственных ценных бумаг;
2) получает займы за границей;
3) производит печатание дополнительных денег.
Все эти средства могут иметь негативные последствия, так как долги через некоторое время нужно отдавать и опять возникает проблема нехватки денег, а печатание дополнительных денег ведет к инфляции. В качестве примера можно привести некоторые европейские страны (Греция, Италия, Испания и др.), которые, живя в долг, в настоящее время оказались в очень трудном экономическом положении. А перед Грецией со всей остротой стоит вопрос о ее банкротстве.
Роль бюджета заключается в том, что он является важнейшим инструментом воздействия на ускоренное развитие экономики. С его помощью на основе бюджетного механизма государство изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования.