Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33
Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включают в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска; обеспечение функционирования таможенных органов и др.
Расходы на общие экономические вопросы – это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, на мероприятия по развитию предпринимательства.
Расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность – это расходы на:
Расходы на развитие промышленности, строительства, архитетуры и градостроительство связаны с реализацией государственной промышленной политики, политики в области энергосбережения, строительства, архитектуры и градостроительства, поддержкой топливно-энергетического комплекса, иные расходы на перечисленные выше отрасли и сферы деятельности государства.
Значительная часть расходов бюджета направляется на социально-культурные мероприятия. Они включают такие затраты, как финансирование образования, здравоохранение, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др.
В расходной части республиканского бюджета предусматривается создание резервных фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов. Средства из этих фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета.
Предельный
размер резервного фонда Президента
Республики Беларусь устанавливается
законом о республиканском
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета Республики Беларусь направленной на стимулирование рыночного развития
Перед проведением анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен. Выберем период с 2011 по 2012 гг.. По статистической информации Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 121,8%.
[25,Электронный ресурс].
Умножив все
показатели расходной части республиканско
[25,Электронный ресурс].
Для анализа динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2012 г. и расходами 2011 г. в сопоставимых ценах к 2012 г.
Темп роста расходов рассчитывается как отношение расходов 2012 г. к расходам 2011 г., умноженное на 100.
Расходование средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.
Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2011-2012 гг.
Направления расходов бюджета по разделам и подразделам |
Сумма (тыс. руб.) |
Абсолютн. прирост расходов 2012 г. по сравнению с 2011 г. (в сопостави-мых ценах) (тыс. руб.) |
Темп роста расходов 2012 г. к 2011 г. (в сопос-тавимых ценах) (%) | ||
2011 г. |
2012 г. |
2011 г. (в сопостави-мых ценах) | |||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕН-НЫЕ РАСХОДЫ |
17299528004 |
44370290744 |
21070825108 |
23299465636 |
210,5 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
2098249403 |
4605813648 |
2519997533 |
2085816115 |
182,7 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
3817039995 |
7373681915 |
4584265034 |
2789416881 |
160,8 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
7229635431 |
16879818098 |
8682792152 |
8197025946 |
194,4 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
307651621 |
531631801 |
369489597 |
162142204 |
143,8 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО |
41596812 |
64279033 |
49957771 |
14321262 |
128,6 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
1571558566 |
3791184816 |
1887441838 |
1903742978 |
200,0 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
740493519 |
1681254066 |
889332716 |
791921350 |
189,0 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
2142633201 |
4617382766 |
2573302474 |
2044080292 |
179,4 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
4362998364 |
8856635338 |
5239391035 |
8332639203 |
169,0 |
ВСЕГО |
39611384915 |
92771972225 |
47573273283 |
45198698942 |
195,0 |
Источник – [Собственная разработка по материалам 15, 16].
Расходы республиканского бюджета в 2012 г. составляют 92,7 трлн. рублей, что на 45,2 трлн. рублей или на 95,0% больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов на национальную экономику (на 8,2 трлн. рублей или на 94,4%), социальную политику (на 8,3 трлн. рублей или на 69,0%) и на общегосударственные расходы (на 23,2 трлн. рублей или на 110,5%). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 200,8%.
Исходя из расчетных данных таблицы 2.1, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 3,0 трлн. рублей. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 94,4%, лесное хозяйство – на 66,6%, дорожное хозяйство – на 42,0% . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как транспорт (0,2%).
Результаты анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 – Динамика структуры расходной части государственного бюджета за 2011-2012 гг.
Направления расходов бюджета по разделам и подразделам |
Сумма (тыс. руб.) |
Структура (%) |
Изменение структуры (%) + / - | ||
2011 г. (в сопостави-мых ценах) |
2012 г. |
2011 г. (в сопост. ценах) |
2012 г. | ||
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ |
21070825108 |
44370290744 |
44,291 |
47,827 |
3,536 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
2519997533 |
4605813648 |
5,297 |
4,965 |
-0,332 |
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕС-ПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ |
4584265034 |
7373681915 |
9,636 |
7,948 |
-1,688 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
8682792152 |
16879818098 |
18,252 |
18,194 |
-0,058 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
369489597 |
531631801 |
0,776 |
0,574 |
-0,202 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО |
49957771 |
64279033 |
0,106 |
0,069 |
-0,037 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ |
1887441838 |
3791184816 |
3,967 |
4,086 |
0,119 |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
889332716 |
1681254066 |
1,869 |
1,813 |
-0,056 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
2573302474 |
4617382766 |
5,409 |
4,978 |
-0,431 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
5239391035 |
8856635338 |
11,014 |
9,546 |
-1,468 |
ВСЕГО |
47573273283 |
92771972225 |
100 |
100 |
0 |
Источник – [Собственная разработка по материалам 15, 16].
За 2011-2012 гг. выявлен значительный рост доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 3,5% к итогу, а расходы национальной экономики снизились на 0,05 % к итогу.
Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2012 г., по сравнению с 2011 г., обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, сельское хозяйство и дорожного хозяйства.
Значительное рост доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 3,5% к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов пришлось на трансферты другим уровням государственного управления.
Расходы государства на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета.
3. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ
Политика государственных расходов, как составной части бюджетной политики, формируется под воздействием следующих критериев:
1) приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;
2) сохранение социальной направленности бюджетных расходов;
3) финансирование целевых государственных программ, направленных на ускоренное развитие социально-ориентированной рыночной экономики;
4) выполнение заключенных международных договоров и соглашений.
Вообще, смягчение
напряженности в бюджетно-
Целями бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях рыночной экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной рыночной экономики [7, с. 26].
Структура бюджетных расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры выглядит следующим образом:
1)социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%;
2)затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%;
3)расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%;
4)административно-
5)платежи по государственному долгу – 7-8%.
Для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.
Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40% общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.
Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.
Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках, к числу которых относится и экономика Республики Беларусь, достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.
Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.
Стратегические направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов.