Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание

Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 268.00 Кб (Скачать документ)
    1.   обороны и Вооруженных сил Республики Беларусь;
    2.   обеспечения военно-мобилизационной и войсковой подготовки;
  1. проведения научных исследований в области национальной обороны;
    1.   функционирования Министерства обороны страны;
    2.   осуществления других расходов на национальную оборону.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности включают в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование органов судебной власти, прокуратуры, организаций уголовно-исполнительной системы, государственной безопасности, а также расходы на пограничные войска; обеспечение функционирования таможенных органов и др.

Расходы на общие экономические вопросы – это затраты на регулирование экономической деятельности, включая мероприятия по санации и банкротству, на мероприятия по развитию предпринимательства.

Расходы на сельское хозяйство и рыбохозяйственную деятельность – это расходы на:

  1. обеспечение функционирования бюджетных сельскохозяйственных организаций республиканского подчинения;
  2. развитие сельскохозяйственного производства в части финансирования государственных мероприятий и программ по развитию села и агропромышленного комплекса;
  3. мероприятия по сохранению и расширению сельскохозяйственных угодий;
    1.   иные расходы в области сельского хозяйства;
    1.   государственное регулирование рыбохозяйственной деятельности.

Расходы на развитие промышленности, строительства, архитетуры и градостроительство связаны с реализацией государственной промышленной политики, политики в области энергосбережения, строительства, архитектуры и градостроительства, поддержкой топливно-энергетического комплекса, иные расходы на перечисленные выше отрасли и сферы деятельности государства.

Значительная  часть расходов бюджета направляется на социально-культурные мероприятия. Они включают такие затраты, как  финансирование образования, здравоохранение, физической культуры, спорта, культуры и средств массовой информации, социальной защиты населения и др.

В расходной  части республиканского бюджета  предусматривается создание резервных  фондов Президента Республики Беларусь и Правительства страны, а в  расходной части местных бюджетов – создание резервных фондов местных исполнительных и распорядительных органов. Средства из этих фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в т.ч. на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджета.

Предельный  размер резервного фонда Президента Республики Беларусь устанавливается  законом о республиканском бюджете  на очередной финансовый год и не может превышать 1% расходов республиканского бюджета.

 

 

2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета Республики Беларусь направленной на стимулирование рыночного развития

 

Перед проведением  анализа необходимо привести количественные данные в сопоставимый вид с помощью индекса потребительских цен. Выберем период с 2011 по 2012 гг.. По статистической информации Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, в Беларуси индекс потребительских цен за 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 121,8%.

           [25,Электронный ресурс].

Умножив все  показатели расходной части республиканского бюджета за 2011 г. на 121,8 %, получаем показатели 2011 г. в сопоставимых ценах к 2012 г.

           [25,Электронный ресурс].

Для анализа  динамики состава расходов государственного бюджета, определяется абсолютный прирост, как разница между расходами 2012 г. и расходами 2011 г. в сопоставимых ценах к 2012 г.

Темп роста  расходов рассчитывается как отношение расходов 2012 г. к расходам 2011 г., умноженное на 100.

Расходование  средств резервного фонда Президента Республики Беларусь осуществляется на основании решений Президента Республики Беларусь.

Результаты анализа динамики состава расходной части республиканского бюджета отражены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Состав и динамика расходной части государственного бюджета за 2011-2012 гг.

Направления расходов бюджета по разделам и подразделам

Сумма (тыс. руб.)

Абсолютн. прирост расходов 2012 г. по сравнению с 2011 г. (в сопостави-мых ценах) (тыс. руб.)

Темп  роста расходов 2012 г.

к 2011 г. (в сопос-тавимых ценах) (%)

2011 г.

2012 г.

2011 г. (в сопостави-мых ценах)

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕН-НЫЕ  РАСХОДЫ

17299528004

44370290744

21070825108

23299465636

210,5

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА

2098249403

4605813648

2519997533

2085816115

182,7

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ 

3817039995

7373681915

4584265034

2789416881

160,8

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА 

7229635431

16879818098

8682792152

8197025946

194,4

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

307651621

531631801

369489597

162142204

143,8

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

41596812

64279033

49957771

14321262

128,6

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 

1571558566

3791184816

1887441838

1903742978

200,0

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 

740493519

1681254066

889332716

791921350

189,0

ОБРАЗОВАНИЕ 

2142633201

4617382766

2573302474

2044080292

179,4

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

4362998364

8856635338

5239391035

8332639203

169,0

ВСЕГО 

39611384915

92771972225

47573273283

45198698942

195,0


Источник – [Собственная разработка по материалам 15, 16].

 

Расходы республиканского бюджета в 2012 г. составляют 92,7 трлн. рублей, что на 45,2 трлн. рублей или на 95,0% больше, чем в предыдущем году. Это произошло, в большей степени, из-за значительного увеличения суммы расходов на национальную экономику (на 8,2 трлн. рублей или на 94,4%), социальную политику (на 8,3 трлн. рублей или на 69,0%) и на общегосударственные расходы (на 23,2 трлн. рублей или на 110,5%). Темп роста жилищных и коммунальных услуг составил 200,8%.

Исходя из расчетных  данных таблицы 2.1, можно сделать вывод, что на увеличение расходов государственного бюджета в национальную экономику повлиял, в большей степени, рост расходов на топливо и энергетику на 3,0 трлн. рублей. Также увеличились другие отрасли национальной экономики на 94,4%, лесное хозяйство – на 66,6%, дорожное хозяйство – на 42,0% . Снижение темпа роста наблюдается у таких расходов национальной экономики, как транспорт (0,2%).

Результаты  анализа динамики структуры расходной части республиканского бюджета отражены в таблице 2.2.

 

Таблица 2.2 – Динамика структуры расходной части государственного бюджета за 2011-2012 гг.

Направления расходов бюджета по разделам и подразделам

Сумма (тыс. руб.)

Структура (%)

Изменение структуры (%)

+ / -

2011 г. (в сопостави-мых ценах)

2012 г.

2011 г. (в сопост. ценах)

2012 г.

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ  

21070825108

44370290744

44,291

47,827

3,536

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ОБОРОНА 

2519997533

4605813648

5,297

4,965

-0,332

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕС-ПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

4584265034

7373681915

9,636

7,948

-1,688

НАЦИОНАЛЬНАЯ  ЭКОНОМИКА  

8682792152

16879818098

18,252

18,194

-0,058

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

369489597

531631801

0,776

0,574

-0,202

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 

49957771

64279033

0,106

0,069

-0,037

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 

1887441838

3791184816

3,967

4,086

0,119

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА, СПОРТ, КУЛЬТУРА И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ 

889332716

1681254066

1,869

1,813

-0,056

ОБРАЗОВАНИЕ

2573302474

4617382766

5,409

4,978

-0,431

СОЦИАЛЬНАЯ  ПОЛИТИКА

5239391035

8856635338

11,014

9,546

-1,468

ВСЕГО   

47573273283

92771972225

100

100

0


Источник – [Собственная разработка по материалам 15, 16].                    

За 2011-2012 гг. выявлен значительный рост доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 3,5% к итогу, а расходы национальной экономики снизились на 0,05 % к итогу.

Рост доли расходов национальной экономики в государственном бюджете в 2012 г., по сравнению с 2011 г., обусловлен ростом доли расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру, сельское хозяйство и дорожного хозяйства.

Значительное рост доли расходов государственного бюджета на финансирование общегосударственных расходов на 3,5% к итогу обусловлено тем, что основная доля общегосударственных расходов пришлось на трансферты другим уровням государственного управления.

Расходы государства  на развитие экономики, темпы экономического роста и уровня благосостояния народа определяются суммой доходов республиканского бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ  РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ  УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Политика государственных  расходов, как составной части  бюджетной политики, формируется  под воздействием следующих критериев:

1)  приоритетное развитие реального сектора экономики, включая, наращивание экспортного потенциала, решение продовольственных и жилищных проблем;

2)    сохранение социальной направленности бюджетных расходов;

3)   финансирование целевых государственных программ, направленных  на ускоренное развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

4)    выполнение заключенных международных договоров и соглашений.

Вообще, смягчение  напряженности в бюджетно-налоговой  сфере в долгосрочной перспективе предполагает комплексную реформу в области управления государственными расходами.

Целями  бюджетной политики в реальном секторе экономики являются развитие конкурентных основ деятельности в отраслях рыночной экономики, сокращение и поддержание инфраструктуры в необходимом для эффективного осуществления государственных функций объеме, развитие приоритетных направлений научных исследований, отвечающих требованиям современной рыночной экономики [7, с. 26].

Структура бюджетных  расходов и доля отдельных статей в государственном бюджете экономически развитых стран в условиях нормальной хозяйственной конъюнктуры выглядит следующим образом:

1)социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей – 40-50%;

2)затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, субсидии сельскому хозяйству, дотации государственным предприятиям, расходы на осуществление государственных программ – 10-20%;

3)расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам – 10-20%;

4)административно-управленческие расходы: содержание полиции, правительственных органов и т. д. – 5-10%;

5)платежи по государственному долгу – 7-8%.

Для оптимизации расходной части бюджета, следует увеличить финансирование бюджета на обслуживание государственного долга, долгов органов местного управления и самоуправления за счет перераспределения расходов или привлечения дополнительных источников финансирования.

Несмотря на то, что расходы на социальное обеспечение, образование и здравоохранение составляют около 40% общих расходов государственного бюджета, сравнивая с расходами на эти цели в экономически развитых странах, становится явным, что данный показатель является невысоким.

Поэтому требуется усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

Поскольку бюджетные ресурсы во всех переходных экономиках, к числу которых относится и экономика Республики Беларусь, достаточно ограничены, постольку защита наиболее уязвимых слоев населения должна сочетаться с изменением структуры бюджетных расходов в пользу проведения более активной политики в области занятости.

Преобладающая часть средств, выделяемых из государственного бюджета на регулирование занятости, должна использоваться не на выплаты  пособий по безработице, а на инвестиции в инфраструктуру рынка труда: на создание систем переподготовки и повышения квалификации кадров, формирование сети бюро содействия найму и других институтов, способствующих повышению территориальной и профессиональной мобильности рабочей силы.

Стратегические  направления расходов бюджета должны выбираться исходя из максимального эффекта проводимых мероприятий, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, а также выделения приоритетов на каждом конкретном этапе экономического развития. Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов.

Информация о работе Государственные расходы и государственные инвестиции как фактор ускорения рыночного развития: проблемы, особенности