Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:39, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ расходов и инвестиций из государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2011-2012 гг. и определение основных направлений стимулирования ускоренного развития социально ориентированной рыночной экономики.
Для достижения названной цели предусматривается решение следующих задач:
1) изучение теоретических аспектов организации расходной части государственного бюджета;
2) проведение анализа состава, структуры и динамики расходной части республиканского бюджета за 2011 – 2012 гг.;
3) предложение рекомендаций по совершенствованию механизма расходования финансовых ресурсов и инвестирования из государственного бюджета с целью стимулирования ускоренного рыночного развития.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ БЮДЖЕТА И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РЫНОЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ……………….............6
1.1 Характеристика, роль и классификация расходов и инвестиций
посредством государственного бюджета ………………………................6
1.2 Бюджетное регулирование, направленное на стимулирование
рыночного развития экономики..................................................................12
2. АНАЛИЗ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ ПОСРЕДСТВОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………18
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета
для стимулирования развития социально-ориентированной рыночной
экономики…………………………………………………………………..18
2.2 Динамика состава и структуры расходной части бюджета
Республики Беларусь, направленной на стимулирование рыночного
развития…………………………………………………………………….21
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ С ЦЕЛЬЮ УСКОРЕНИЯ РЫНОЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….................33
При этом государство
применяет различные формы
1) субсидирование организаций и предприятий;
2) государственные инвестиции;
3) бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс.
Все это в конечном итоге позволяет добиваться роста валового внутреннего продукта и национального дохода.
Бюджетный механизм определяет методы мобилизации доходов, виды доходов бюджета, порядок их исчисления и взимания, формы бюджетных расходов, принципы и порядок предоставления бюджетных средств, формы межбюджетного распределения и перераспределения средств.
Бюджетный механизм используется для проведения крупных структурных сдвигов: в интересах более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.
Таким образом, одним из важнейших инструментов воздействия на темпы экономического роста является бюджетно-налоговая (фискальная) политика.
Фискальная политика – это система мер государственного воздействия на экономические процессы, осуществляемых с помощью налогово-бюджетных (фискальных) рычагов [11, с. 95].
С ее помощью
осуществляется регулирование экономики посред
Дискреционная – сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами трансфертных платежей.
Недискреционная (автоматическая) – изменения в правительственных закупках и налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.
Дискреционная фискальная политика в зависимости от фазы экономического цикла может быть сдерживающей или стимулирующей.
Сдерживающая проводится на этапе экономического подъема с целью преодоления инфляции, вызванной избыточным спросом. Она предполагает снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер.
Стимулирующая – реализуется в период спада общественного производства при значительном уровне безработицы посредством мероприятий, направленных на снижение чистых налогов и увеличения государственных расходов.
Согласно кейнсианской концепции государственные расходы являются основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных расходов растут совокупный спрос и внутренний валовой продукт. Государственные расходы финансируются из средств государственного бюджета.
Таким образом,
у государства находятся
Трансферты – это безвозмездные выплаты правительством, фирмой домохозяйству или фирме денег (товаров, услуг). Как правило, они носят социальный характер.
Дотации – это денежные средства, выделяемые из государственного бюджета для оказания финансовой поддержки либо убыточным предприятиям, либо социально значимым производствам, иначе производители переложили бы соответствующую долю расходов на покупателей, что привело бы к росту цен, а также государственные денежные пособия в виде доплат гражданам.
Субвенции – это целевое денежное пособие, выделяемое центральными органами на финансирование определенного мероприятия или объекта.
Субсидии – это пособие правительства в денежной или натуральной форме фирмам, домохозяйствам, другим государствам, в обмен на которые они получают товары и услуги.
Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги.
Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через рынок благ. Государственные расходы увеличивают объем совокупного спроса, присоединяясь к расходам на потребление и инвестиции.
Наращивая объем государственных закупок товаров и услуг, правительство осуществляет своего рода инъекции в национальную экономику.
Налоги, в отличие от государственных расходов, сокращают потребление и сбережение частного сектора, т.е. являются как бы утечками дохода.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Мультипликатор государственных расходов – числовой показатель, показывающий зависимость дохода и выпуска продукции от изменений государственных расходов. Прирост общей суммы государственных расходов вызывает рост дохода и выпуска продукции. Рост дохода в соответствии с функцией потребления увеличивает уровень потребления, что в свою очередь увеличивает выпуск, который способствует дальнейшему росту потребления. Доход и выпуск будет превышать общую сумму приращения государственных расходов в несколько раз, в соответствии с величиной мультипликатора государственных расходов.
Величина мультипликатора государственных расходов находится в прямой зависимости от предельной склонности к потреблению и обратной зависимости от предельной склонности к сбережению.
Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Маневрирование возможно потому, что в бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конкретными видами и направлениями расходов, в связи с чем средства, поступающие в распоряжение государства, обезличиваются и могут быть использованы по любому направлению.
Следует подчеркнуть,
что маневрирование бюджетными средствами
позволяет целенаправленно
Важную роль играет государственный бюджет в решении социальных проблем на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры и искусства.
По мере развития рыночных отношений и осуществления экономически обоснованной финансовой политики в стране роль государственного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Это обусловлено объективной необходимостью улучшения качества жизни населения.
В странах с рыночной экономикой как административные, так и экономические методы превратились в неотъемлемую часть экономической системы и ни в одном из них не ставится задача их замены или устранения. Действенность их использования определяется конкретной исторической и хозяйственной ситуацией, а также приоритетными целями развития.
Таким образом,
повышение государственных
Следует отметить, что в Республике Беларусь в настоящее время механизм данного регулирования еще не в полной мере отлажен, и его осуществление на практике может приводить к росту цен, изменению курса валюты и отрицательно воздействовать на ставку ссудного процента денежного рынка.
Но, тем не менее, в период кризиса механизм государственного регулирования предполагает, что государственные расходы (т.е. государственные закупки) должны быть использованы для того, чтобы увеличить выпуск продукции. А в период экономического роста государство, снижая уровень своих расходов, сокращает объем совокупного спроса и, тем самым, выпуска продукции, т.е. реализует функцию макроэкономики.
2. АНАЛИЗ
РАСХОДОВ И ИНВЕСТИЦИЙ
2.1 Основные направления использования расходной части бюджета для стимулирования развития социально- ориентированной рыночной экономики
В настоящее время в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, бюджетная система Республики Беларусь состоит из двух уровней: республиканского и местного бюджетов.
В соответствии
с территориальным уровнем
Различают еще
такое понятие, как «консолидированный
бюджет», который представляет собой
совокупность бюджетов Республики Беларусь
или соответствующей административно-
Консолидированный бюджет Республики Беларусь представлен на рисунке 2.1.
Консолидированный бюджет Республики Беларусь
|
Республиканский бюджет Республики Беларусь |
Консолидированные бюджеты областей |
Бюджет города Минска |
Рисунок 2.1 – Консолидированный бюджет Республики Беларусь
Источник – [24, с. 97, рисунок 5.3].
Применительно к Республике Беларусь различают вышестоящий бюджет и нижестоящий бюджет.
Вышестоящий бюджет – это республиканский бюджет
или бюджет вышестоящей административно-
Нижестоящий
бюджет – это бюджет административно-
Функциональная
классификация бюджетных
Остановимся на некоторых из них.
Общегосударственные расходы включают в себя такие затраты, которые обеспечивают функционирование Президента Республики Беларусь, парламента страны, других органов государственного управления и иных органов исполнительной власти, обеспечивающих общегосударственные функции.
Расходы по национальной обороне охватывают финансовые ресурсы, необходимые для: