Государственные внебюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы – анализ функционирования государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой работы:
• осветить назначение и порядок формирования ФСЗН;
• проанализировать направления использования средств Фонда социальной защиты населения;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 НАЗНАЧЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФСЗН 7
2 НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФСЗН 20
3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Работа состоит из  1 файл

Государственный бюджет - Государственные внебюджетные фонды - курсовая - МИУ (2010).doc

— 239.00 Кб (Скачать документ)


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 НАЗНАЧЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФСЗН

2 НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФСЗН

3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Переход Беларуси на рыночные принципы ведения хозяйства привел к децентрализации и ослаблению роли государства в системе экономических отношений. Переход к рынку коренным образом изменил содержание и организационную структуру всего хозяйственного механизма экономики и социальной сферы, что потребовало модернизации финансово-бюджетной системы.

Деление государственного бюджета на систему бюджетов, в том числе выделение в их составе и за их рамками специальных бюджетных фондов со своими источниками финансирования и статьями расходов значительно усложнило всю систему формирования и распределения денежных средств в системе государства. Возникновение за рамками бюджетов внебюджетных фондов, а в рамках бюджетов — целевых фондов и фондов министерств и ведомств привело к усложнению формирования и использования бюджетных средств, росту надстройки по распоряжению этими средствами, усложнению механизма планирования, распределения и перераспределения источников доходов между элементами бюджетной системы, усложнению контроля за эффективным расходованием средств бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Фонд, с одной стороны, как категория экономическая представляет собой централизацию денежных средств, аккумулированных для решения определенных задач, с другой — как категория общественная фонд — есть организация, которая принимает и распределяет денежные средства, поступившие в ее распоряжение, между потребителями.

Одним из крупнейших целевых фондов Беларуси является Фонд социальной защиты населения. Его роль особенно возрастает в условиях реализации модели социально ориентированной рыночной экономики, которая предполагает активную социальную политику.

Всем вышеизложенным объясняется актуальность темы курсовой работы.

Цель данной курсовой работы – анализ функционирования государственных внебюджетных фондов.

Задачи курсовой работы:

   осветить назначение и порядок формирования ФСЗН;

   проанализировать направления использования средств Фонда социальной защиты населения;

   дать характеристику местных внебюджетных фондов.

Предмет курсовой работы – проблемы формирования и функционирования государственных целевых внебюджетных фондов в Республике Беларусь.

Объект курсовой работы – государственные целевые внебюджетные фонды как инструмент реализации экономической и социальной политики государства.

1 НАЗНАЧЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФСЗН

Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фонды государства.

Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.

Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавало определенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехватка средств, в других — избыток. Кроме того, правительство могло использовать эти средства бесконтрольно. Поэтому по мере укрепления централизованного государства постепенно происходило объединение специальных фондов в едином государственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили свое значение и самостоятельность и существовали наряду с бюджетом. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системой социального страхования [7, c. 41].

Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.

Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:

1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;

2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;

3)необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению.

Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, как правило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот если происходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается более спокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.

Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.

Материальным источником внебюджетных фондов во всех странах является национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессе его перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовой категорией и частью системы государственных финансов [7, c. 42].

Количество целевых фондов постоянно меняется под влиянием экономических, социальных, военных и даже климатических усло­вий. В конце XX в. количество крупных целевых внебюджетных и целевых бюджетных фондов в развитых странах значительно от­личается по странам. Так, в Японии, Канаде их насчитывалось до 30—40, тогда как в Великобритании — около 70.

В отдельных странах объем целевых фондов достаточно ве­лик. Так, во Франции присоединенные бюджеты, целевые счета казначейства, социальные фонды приближаются по размеру к государственному бюджету. В Японии все внебюджетные фонды покрывают более 1/2 всех государственных расходов.

Целевые фонды, как правило, предназначены для использова­ния на четко установленные цели. Например, фонды социального страхования расходуют на оказание социальных услуг, главным образом для выплат пенсий и пособий. Однако в некоторых слу­чаях отсутствует точная цель расходования. Так, английский фонд главного казначея (министра финансов), созданный из остатков це­левых фондов министерств и ведомств, используют для поддержки равновесия в остальных целевых фондах. В Японии функционирует целевой счет, сформированный из части доходов государственного бюджета и перераспределяющий налоговые поступления в зависи­мости от потребности между бюджетами префектур [2, c. 34].

Фонд социального страхования (ФСС) формируют ныне за счет страховых взносов (по существу социальных налогов), опла­чиваемых наемными работниками, работодателями, индивидуаль­пыми предпринимателями, а также дотаций из государственного (федерального) бюджета, основной доход которых — налоговые поступления. Следовательно, население резервирует себе часть необходимого продукта на случай старости, инвалидности, потери кормильца.

Социальный налог взимают с наемных работников или с пред­принимателей в полном объеме либо распределяют между ними и работодателем в определенных долях.

Американские граждане платят в социальный единый фонд по старости, инвалидности и на случай потери кормильца социальный налог по ставке 15,3%, установленной в 1990 году и действующей до настоящего времени без изменения (в 1950 году ставка была 3%). При этом ставку налога делят пополам: 7,65% для наемных работников и 7,65% для работодателей. Одновременно закон устанавливает предельный размер заработка, облагаемого социальным налогом (в 2003 году равен 87 ООО долларов.).

Ставка социального налога в единый фонд социального страхо­вания Германии составляет 19,1% ежемесячной заработной платы и, так же как и в США, взимается в половинном размере с наемных работников и работодателей.

В Швеции этот налог взимают только с общей суммы фонда заработной платы у предпринимателя по ставке 37,5%.

Сумму социального налога США по ставке 15,3% распределяют следующим образом: поставке 10,5% направляют в фонд социаль­ного страхования по старости, утрате кормильца; по ставке 1,88% — в фонд социального страхования инвалидности и 2,92% — в фонд медицинского страхования.

Средства социальных фондов используют на:

   пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца;

   пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице;

   расходы по созданию и содержанию домов инвалидов, сума­сшедших, реабилитационных центров и др.[2, c. 36].

Основная статья расхода социального фонда — выплата пенсий по старости, размер которых зависит преимущественно от величи­ны оплаты труда и количества выплаченных страховых взносов. Расходы на пенсионное обеспечение составляют в европейских странах от 8 до 15% ВВП (Великобритания — 9,5%, Германия — 10,8, Франция — 11,8, Австрия — 14,8%).

Помимо социального налога другой источник социальных фон­дов — дотация из государственного (федерального) бюджета. Одна­ко этот источник невелик и не превышает 20% ресурсов фондов.

Социальные фонды, как правило, находятся в ведении цен­трального правительства. Однако во многих странах некоторые из этих фондов переданы в компетенцию местного (регионального) управления. Так, в США пенсионные фонды имеют штаты и мест­ные органы, причем их размер достаточно велик.

Государственные внебюджетные фонды являются составной ча­стью государственных финансовых средств и представляют собой со­вокупность финансовых ресурсов, применяемых по целевому назна­чению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования регулируются законами Республики Беларусь и декретами Президента Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не яв­ляются, частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в со­ответствии с уровнем управления - на государственные и регио­нальные (местные).

Организация функционирования фондов находится в ведении го­сударственных органов власти, а порядок их формирования и исполь­зования регламентируется законодательством. Источники формиро­вания фондов могут носить постоянный или временный характер, а направления расходования обуславливаются назначением фондов и содержанием реализуемых программ. Оперативное управление сред­ствами фондов может осуществляться специально созданным адми­нистративным аппаратом, поэтому часть средств фонда будет на­правляться на его содержание. Временно свободные средства фондов могут храниться на счетах в банках или вкладываться в ценные бума­ги. Число и состав фондов зависит от финансовой политики, прово­димой государством. С 1 января 2004 года в Республике Беларусь опре­делены следующие целевые бюджетные фонды:

        республиканский фонд поддержки производителей сельскохо­зяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

        республиканский и местные фонды охраны природы;

        республиканский и местные дорожные фонды;

        республиканский фонд «Энергосбережение»;

        местные жилищно-инвестиционные фонды;

        Фонд социальной защиты населения Министерства труда и со­циальной защиты Республики Беларусь [5, c. 54].

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности [8, c. 4].

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами:

        организует и координирует работу по управлению средствами государственного социального страхования;

        осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование (далее – взносы);

        финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;

        организует и ведет индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования, в том числе профессионального пенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, а также осуществляет контроль за правильностью представления плательщиками взносов сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета;

        финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;

Информация о работе Государственные внебюджетные фонды