Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:44, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – анализ функционирования государственных внебюджетных фондов.
Задачи курсовой работы:
• осветить назначение и порядок формирования ФСЗН;
• проанализировать направления использования средств Фонда социальной защиты населения;
ВВЕДЕНИЕ 5
1 НАЗНАЧЕНИЕ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ФСЗН 7
2 НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ ФСЗН 20
3 ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Не лучше дело обстоит с социальным обеспечением. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (3 USD в день) не позволяет обеспечить даже самые минимальные потребности матери и ребенка. Пособие по безработице (15 USD в месяц (0,5 USD в день) делает бессмысленной регистрацию в службе занятости, что и не позволяет реально оценить ситуацию на рынке труда, сетуют директора. По мнению экспертов ВБ, нужно снижать размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых нанимателями, одновременно повышая страховые взносы, отчисляемые работниками [9, c. 4].
Для усиления мотивации к труду и регулярным выплатам пенсионных взносов во многих странах введена добровольная пенсионная система, функционирующая через страховые фонды. В таком случае работник получает возможность прогнозировать размер будущей пенсии и влиять на ее пропорции, а наниматель — участвовать в управлении социальным страхованием. Однако в Беларуси добровольное страхование дополнительной пенсии работников за счет средств нанимателя негосударственными страховыми организациями не производится.
Рассмотрим особенности формирования местных фондов охраны природы.
Местные (областные, Минский городской, районные и городские) фонды охраны природы образуются за счет:
налогов за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду;
средств, полученных за возмещение вреда, причиненного окружающей среде;
штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства;
средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытой с их помощью продукции;
добровольных взносов юридических лиц, других природополь-зователей при их долевом участии в финансировании природоохранных мероприятий;
платежей за выдачу разовых разрешений на ввоз в Республику Беларусь озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции [5, c. 57].
Распорядителями средств являются:
по областным и Минскому городскому фонду охраны природы -областные и Минский городской комитеты природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь;
по районным и городским фондам охраны природы - районные и городские инспекции природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Средства, поступающие в фонды, распределяются следующим образом: в республиканский фонд охраны природы - 10%, в Минский городской фонд охраны природы - 90%, в областные - 30%, в районные и городские фонды охраны природы - 60%.
Средства фондов охраны природы расходуются:
на оздоровление окружающей среды;
на осуществление мероприятий и программ по охране окружающей среды и воспроизводству природных ресурсов;
на внедрение в производство малоотходных и безотходных ресурсов и энергосберегающих технологий; специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду; оборудования по переработке отходов производства и потребления, использованию вторичных ресурсов;
на строительство, техническое перевооружение, реконструкцию, ремонт природоохранных объектов;
на создание и обустройство заповедников, заказников, старинных парков и т. д.;
на научно-исследовательские работы, связанные с охраной природы.
Проанализируем особенности формирования инновационного фонда жилищно-коммунального хозяйства Минской области.
Инновационный фонд образуется за счет отчислений в размере 0,25 % от себестоимости товаров (работ, услуг) подведомственных предприятию юридических лиц (далее - плательщики) с отнесением начисленных средств на себестоимость.
Хозяйственные общества, имеющие доли (акции) предприятия в уставном фонде, имеют право производить отчисления средств в инновационный фонд предприятия.
Для реализации своего права хозяйственные общества с согласия или по предложению предприятия принимают (в начале года) решение об обязанности производить в течение года отчисления в инновационный фонд в установленные сроки и нести ответственность за правильность их исчисления и своевременность уплаты.
Отчисления в инновационный фонд не производят организации, хозяйственные общества при производстве товаров (работ и услуг) за счет средств бюджета (в том числе государственных целевых бюджетных фондов), государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22 января 1999 г. N 53 "Об упорядочении предоставления кредитов на строительство (реконструкцию) и покупку жилых помещений" освобождаются от отчислений в инновационные фонды плательщики, производящие работы по строительству жилья [6].
Юридические лица, участвующие в формировании инновационного фонда, суммы произведенных отчислений в инновационный фонд предприятия включают в себестоимость произведенных товаров (работ, услуг). Начисления производятся ежемесячно по отчетным данным текущего либо предыдущего месяца. Принятая методика исчисления в течение отчетного года изменению не подлежит.
Юридические лица, производящие отчисления в инновационный фонд предприятия от себестоимости произведенных товаров (работ, услуг) предыдущего месяца, исключают из нее ранее начисленные в инновационный фонд суммы.
Смета доходов и расходов средств инновационного фонда предприятия подписывается генеральным директором, согласовывается с финансовым управлением Минского областного исполнительного комитета (далее - облисполком), комитетом по экономике и рыночным отношениям облисполкома и утверждается председателем облисполкома. В течение года в смету доходов и расходов средств инновационного фонда могут вноситься изменения, которые согласовываются и утверждаются в том же порядке.
Ответственность за своевременность, полноту, правильность перечисления средств в инновационный фонд возлагается на плательщиков и их должностных лиц.
Перечисление средств в инновационный фонд осуществляется в обязательном порядке в полном объеме начисленных средств на последнюю дату месяца, следующего за отчетным.
В исключительных случаях может производиться взаимный зачет с теми организациями, которым в соответствии с утвержденными сметами (перечнями, планами) предусмотрено выделение средств из инновационного фонда. Основанием для этого служат сметы, перечни, акты выполненных работ. Сверка взаимных расчетов должна производиться не реже одного раза в квартал.
Средства инновационного фонда направляются на:
финансирование строительства и реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений, в том числе на:
финансирование мероприятий по выполнению программ развития отраслей экономики Минской области, других программ;
финансирование строительства новых зданий, сооружений (кроме вновь начинаемых), реконструкцию зданий, инженерных и транспортных коммуникаций и сооружений (модернизацию, техническое перевооружение) действующих организаций;
приобретение оборудования, не входящего в сметы строек, выполнение проектно-изыскательских работ;
финансирование отдельных научно-технических и инновационных проектов.
Финансирование работ по освоению новых видов наукоемкой продукции, в том числе на:
финансирование разработки и приобретения нормативной и правовой документации, финансирование работ по стандартизации и сертификации, нормированию сырья и материалов, трудовых затрат;
финансирование компьютеризации и автоматизации рабочих мест;
финансирование мероприятий по перепрофилированию организаций, производственных мощностей на выпуск конкурентоспособных товаров, выполнение работ и оказание услуг;
финансирование мероприятий по расширению, реконструкции, техническому перевооружению организаций;
финансирование отраслевых программ по энергосбережению;
финансирование строительства жилья и объектов инженерно-транспортной инфраструктуры [6].
В целях развития государственной политики в направлении децентрализации местных финансов, расширения налоговой власти местных правительств предлагается осуществить реструктуризацию бюджетной системы в Республике Беларусь, предусматривающую выделение местных финансов из общегосударственной системы финансов и придание им самостоятельного характера функционирования. В этой связи было бы целесообразным:
1. Отказаться от доминирования Закона о бюджете в сфере местного финансового управления. Этот Закон должен касаться только центрального (национального) бюджета. Сфера влияние этого Закона на местное финансовое управление и межбюджетные отношения должна быть прописана в Бюджетном кодексе.
Взаимодействие между центральным и субнациональными правительствами следует осуществлять через создаваемую специальную комиссию по местному управлению и самоуправлению в составе правительства страны. Такая комиссия должна быть наделена статусом министерства, а ее, председатель должен иметь статус министра с «портфелем» и обеспечен соответствующим иммунитетом. Комиссия должна состоять из трех сторон:
центральное правительство;
ассоциация местных властей;
представители местных властей (авторитетные лица из числа мэров и председателей исполнительной власти).
Задачами комиссии должна стать разработка законов, нормативных актов, программ, расстановка приоритетов и постановка задач, которые должны воздействовать на органы местного управления и самоуправления. В состав комиссии должны входить специальные рабочие группы, одна из которых должна заниматься вопросами общественных финансов и установлением оптимальной налоговой власти местных правительств.
Развитие налоговой власти местных правительств должно осуществляться методом экспериментов. Было бы целесообразным в сфере государственной политики на локальном уровне провести поэтапный эксперимент в области финансовой децентрализации и расширения прав местных правительств в области налогообложении. Первоначально в эксперимент следует включить благополучные районы и города, имеющие в своем составе градообразующие предприятия и предприятия - доноры. Именно в этих муниципальных образованиях следует проверить возможности расширения их налоговой власти. Вторым этапом экспериментом должны быть охвачены отдельные образования, с незначительной степенью (до 10-25%) дотационности бюджетов. И, наконец, заключительным этапом эксперимента следует охватить остальные муниципальные образования. По результатам экономического эксперимента можно сделать соответствующие выводы, оптимизировать размеры налоговой власти местных правительств, скорректировать модель финансовой децентрализации с учетом результатам эксперимента и окончательно внедрить ее в практику.
В заключение работы сделаем следующие выводы.
Широкое распространение в большинстве стран специальные внебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня они являются полноправным элементом финансовой системы и одним из способов перераспределения финансовых ресурсов.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондов обусловлено несколькими причинами:
1) необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью их более эффективного и строго целевого использования;
2) необходимостью определения особых и одновременно устойчивых финансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
3)необходимостью изыскания дополнительных средств для удовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объеме профинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферы деятельности правительства в области военных расходов, научных исследований, социальных выплат населению.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, применяемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования регулируются законами Республики Беларусь и декретами Президента Республики Беларусь. Средства государственных внебюджетных фондов не являются, частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. В зависимости от целевого назначения целевые внебюджетные и бюджетные фонды делятся на экономические и социальные, а в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные (местные).
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.
Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.