Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 11:21, контрольная работа

Описание

Целю контрольной работы является изучение теоретических основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Для достижения указанной цели определены задачи работы:
1) рассмотреть сущность внебюджетных фондов и их классификацию;
2) дать характеристику внебюджетных фондов РФ;
3) изучить характеристику целевых бюджетных фондов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Сущность внебюджетных фондов и их классификация………………………5
2. Характеристика внебюджетных фондов РФ…………………………………..9
3. Характеристика целевых бюджетных фондов………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………………18
Список используемой литературы……………………………………………….20

Работа состоит из  1 файл

финансы (Восстановлен).docx

— 48.63 Кб (Скачать документ)

 

  ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (г.Казань)»

 

Экономический  факультет

 

 

                                                                      Решетникова Екатерина Владимировна

2 курс заочного отделения

экономического   факультета

                                                                              гр. 401у

                

 

 

 

 

Контрольная   работа

по дисциплине «Финансы»

 

тема «Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды»

(вариант   №_6_)

 

за 3 семестр 2011/2012уч.года

 

 

 

 

Г. Новочебоксарск

ул. Заводская 18-34

89176546362

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань – 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1. Сущность внебюджетных фондов и их классификация………………………5

2. Характеристика внебюджетных фондов РФ…………………………………..9

3. Характеристика целевых бюджетных фондов………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………………18

Список используемой литературы……………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды играют важную роль в общегосударственной  системе финансов. Они дают возможность  решать стоящие перед экономикой задачи по обеспечению подъема производства, преодолению временной неустойчивости и кризисных явлений, социальной защите населения, укреплению его здоровья. Решение этих задач требует значительных денежных ресурсов. Возникает необходимость  их концентрации на государственном  и региональном уровнях, ибо планируемые  мероприятия  отвечают  как  общим, так и    региональным социально-экономическим интересам.

Государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды рассматриваются как совокупность финансовых средств, находящихся в  распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и  имеющих целевое назначение. Поэтому  для обеспечения расширенного воспроизводства  в отраслях экономики и повышения  жизненного уровня населения важно  оптимальное формирование и расходование средств этих фондов.

Внебюджетные фонды в  финансовой системе России созданы  в соответствии с Законом РСФСР "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" (от 17 октября 1991 г.). Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Внебюджетные  фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета,  бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов,  которые  предназначены для реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для  удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.

Целевые бюджетные фонды – это фонды  денежных средств, образуемые в составе  бюджета за счет доходов целевого назначения (в порядке отчислений от конкретных  видов налогов  или иных поступлений) и используемые по отдельной смете по указанному целевому назначению. Отличаются от внебюджетных фондов формально только тем, что их доходы и расходы должны быть учтены в целом в составе бюджета.

Постепенно  из бюджета выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для  более эффективного использования  своих финансовых ресурсов. Специфика  внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование  их средств.

Целю контрольной работы является изучение теоретических основ функционирования целевых бюджетных и внебюджетных фондов. Для достижения указанной цели определены задачи работы:

1) рассмотреть  сущность внебюджетных фондов и их классификацию;

2) дать  характеристику внебюджетных фондов РФ;

3) изучить  характеристику целевых бюджетных  фондов.

Поскольку плательщиками взносов во внебюджетные фонды являются юридические и физические (предприниматели) лица, то есть потребители социальных гарантий, то вопросы уплаты и распределения денежных средств фондов касаются всех граждан России, и поэтому проявляется их заинтересованность в оптимальном функционировании системы внебюджетных фондов. Таким образом, на сегодняшний день тема внебюджетных фондов является актуальной, так как развитие и совершенствование рыночной экономики изменило содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в том числе модернизировал финансовую систему.

 

1. Сущность внебюджетных фондов  и их классификация

 

Внебюджетные фонды государства – это совокупность финансовых ресурсов государства, находящихся в распоряжении федеральных, региональных, местных органов управления и самоуправления и имеющих непосредственное целевое назначение. Порядок их образования и использования регулируется финансовым правом Российской Федерации. 
Внебюджетные фонды РФ – это один из методов перераспределения общегосударственного дохода органами власти и управления.

Внебюджетные фонды являются социальными фондами по определению. Они решают три важные задачи:

- обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики страны;

- возможность «резервирования» денежных средств помимо государственного бюджета;

- увеличение количества услуг социального характера населению.

В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в 1991 г. Причиной их появления называлась необходимость выделения важных государственных статей бюджета в отдельные, самостоятельные источники дохода. Внебюджетные фонды РФ находятся в собственности государства, однако при этом являются автономными и имеют строго целевое назначение. 

Доходы внебюджетных фондов складываются из таких показателей, как:

- специальные налоги и сборы с физических и юридических лиц;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности;

- дотации из бюджета;

- займы, полученные фондами у коммерческих банков или Центрального Банка РФ;

- прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом.

Материальным источником внебюджетных фондов в Российской Федерации является национальный доход. Основная часть фондов формируется в процессе его перераспределения. Основные методы мобилизации национального дохода, как уже было указано выше, - это специальные целевые налоги и сборы, займы и дополнительные средства из бюджета.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов утверждаются одновременно с  бюджетами соответствующих государственных образований. Бюджеты всех федеральных государственных внебюджетных фондов ежегодно утверждаются Федеральным Собранием вместе с федеральным бюджетом на очередной финансовый год. Также, внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

Главная причина возникновения  внебюджетных фондов – необходимость  выделения чрезвычайно важных для  общества расходов в специальную  группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ,  а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.

При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета  финансировались с большими трудностями. Одновременно с социальными были созданы и другие внебюджетные фонды. Впоследствии, исчерпав положительный  ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство  РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов. Они включаются в бюджет отдельными статьями, то есть трансформировались в целевые бюджетные  фонды. Социальные фонды сохранили  статус внебюджетных и были официально утверждены законодательными актами правительства и президента РФ.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

- влиять на процесс производства путем финансирования и кредитования предприятий;

- обеспечивать природоохранные предприятия;

- оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, а также финансирования социальной инфраструктуры в целом.

Фонды не имеют права заниматься коммерческой деятельностью, создавать  другие организации и использовать государственные средства не по назначению. Государственные внебюджетные фонды  не отвечают по обязательствам государства, однако государство должно отвечать по обязательствам государственных  внебюджетных фондов.

Преимущества внебюджетных фондов:

- наличие дополнительных средств  у органов государственной власти  для вмешательства в хозяйственную  жизнь, а также манипулирования  ресурсами в условиях нестабильности;

- строго целевое использование  средств фондов, возможность эффективного  контроля за расходованием средств, поскольку они обособлены от бюджета.

По экономическому содержанию внебюджетные фонды с момента своего возникновения  делились на две большие группы: экономические и социальные. Сейчас в Российской Федерации действует около 30 различного рода экономических и социальных фондов, в том числе:

1) экономические - Федеральный дорожный фонд, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, Фонд финансового регулирования, Фонд поддержки предпринимательства и другие;

2) социальные - Пенсионный Фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и другие.

В зависимости  от правового статуса различают  внебюджетные фонды:

1) находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды;

2) создаваемые по решению представительных органов субъектов Федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды.

По функциональному назначению внебюджетные фонды делятся на:

1) общегосударственные, то есть образованные для решения важных общеэкономических проблем, имеющих программный характер (дорожное строительство и дорожное хозяйство; борьба с преступностью; экология; развитие таможенной системы; воспроизводство минерально-сырьевой базы и т. п.)

2)  целевые, которые создаются для финансирования социальных нужд, образования, науки, медицины, снижения безработицы.

Средства всех внебюджетных фондов находятся на специальных счетах. Все внебюджетные фонды подразделяются на общегосударственные, федеральные и местные. Финансирование из фондов выполняется по строго целевому признаку. Причем, социальные потребности гораздо шире финансируются из внебюджетных фондов, чем из соответствующих целевых бюджетных фондов.

С конца 1993 г. большинство федеральных  внебюджетных фондов, кроме социальных, были включены в федеральный бюджет. Однако  за консолидируемыми бюджетными фондами сохраняется целевая направленность использования средств. Органам государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления рекомендовано включить собственно региональные  фонды в соответствующие бюджеты. Необходимость объединения внебюджетных фондов с бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за использованием их средств, поскольку налоговые органы по существу за поступлением этих средств ответственности не несут.

Итак, государственные  внебюджетные фонды – это централизованные фонды  государственных денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  РФ, предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование охрану здоровья и медицинскую помощь.

2. Характеристика внебюджетных  фондов РФ

 

Внебюджетные  фонды представляют собой составную  часть финансовой системы Российской Федерации и обладают рядом характерных  признаков.

Государственные внебюджетные фонды предназначены для  реализации конституционных прав граждан на:

1) охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи;

2) социальное обеспечение по возрасту;

3) социальное обеспечение по инвалидности, по болезни, в случае потери кормилица, рождения и воспитания детей и в других случаях, предназначенных законодательством РФ о социальном обеспечении.

Информация о работе Государственные внебюджетные и целевые бюджетные фонды