Государственный бюджет как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важней-шего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Работа состоит из  1 файл

курсак.docx

— 53.88 Кб (Скачать документ)

- государственный бюджет  является особой экономической  формой перераспределительных отношений, связанной с обособлением части наци-онального дохода в руках государства и ее использованием с целью удов-летворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

- с помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями народного хозяй-ства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

- пропорции бюджетного  перераспределения стоимости в  большей мере, чем у других  звеньев финансов, определяются  потребностями расширенного воспроизводства  в целом и задачами, стоящими  перед об-ществом на каждом историческом этапе его развития;

- область бюджетного распределения  занимает центральное место в  составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением  бюджета по сравнению с другими  звеньями.

Взгляд на бюджет как на экономическую категорию не сразу  получил свое признание. Лишь в последние  годы преобладающей стала точка  зрения, согласно которой государственный  бюджет с позиций экономической  сущ-ности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории  реализуется через распределительную (перераспределительную) и контро-льную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета как экономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции. Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительной спецификой.

Так, содержание распределительной  функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями  общественного производства. Ни одно из других звеньев финансов не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтер-риториальное и т.д.) и многоуровневого (федеральный, республиканский, краевой, городской и т.д.) перераспределения средств, как бюджет.

Сфера действия распределительной  функции определяется тем, что в  отношения с бюджетом вступают почти  все участники общественного  производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не исключает возможности  перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального  богатства.

Контрольная функция заключается  в том, что бюджет объективно - через  формирование и использование фонда  денежных средств государства - отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответ-ствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Государственный бюджет всегда являлся важным инструментом воз-действия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью госу-дарство, осуществляя перераспределение национального дохода, могло изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования и т.д. При переходе к рыночной экономике государственный бюджет не может и не должен утратить своей роли; произойдет лишь изменение методов бюджетного воздействия на общественное производство. Этому изменению призвана служить радикальная перестройка бюджетных отношений, построение принципиально иного, чем прежде, бюджетного механизма.

Большое влияние на экономику  страны способен оказывать бюджет благодаря  тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Функционирование государственного бюджета происходит посред-ством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного про-дукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет специфичное общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

1.3 Роль гос. бюджета в социально-экономическом развитии страны

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью на основе бюд-жетного механизма государство, осуществляя перераспределение националь-ного дохода, изменяет структуру общественного производства, влияет на результаты хозяйствования, осуществляет социальные преобразования. При этом государство применяет различные формы прямого и косвенного воз-действия на экономику — субсидирование организаций и предприятий, госу-дарственные инвестиции, бюджетное финансирование видов экономической деятельности, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций.

Использование бюджетного механизма  для регулирования экономики  осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоря-жение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

На современном этапе  хозяйствования, когда требуется  повысить роль государства в регулировании  экономических процессов, особенно важно сосредоточить вложения бюджетных  средств в проекты, определяющие стра-тегическое направление развития экономики, создание необходимой произ-водственной инфраструктуры. Через налоговую политику, бюджетное фи-нансирование представляется возможным влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускорению обновления производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно-технического прогресса. Совершенствование механизма бюджетного финансирования нау-ки, государственной системы подготовки и переподготовки кадров для на-родного хозяйства, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и других по-добных бюджетных мер позволяют стимулировать научные открытия и но-вые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений соци-альной сферы — просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

По мере становления рыночных отношений в стране роль государст-венного бюджета в социальных процессах постоянно усиливается. Обус-ловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобра-зований, перехода на новый, более высокий уровень социального обслу-живания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обес-печивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

В условиях рыночной экономики  государственный бюджет выступает  одним из главных инструментов государства  в проведении социально-экономического курса. Реализация его происходит посредством таких осо-бых экономических форм, как доходы и расходы, выражающие после-довательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства.

Основные параметры бюджетной  политики на нынешнем этапе состоят  в том, чтобы удержать экономику  от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого  необходимо прежде всего принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной ва-люты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного меха-низма.

Для укрепления денежного  обращения и финансового положения  стра-ны необходимо совершенствовать бюджетный механизм, обеспечить госу-дарственное регулирование денежной массы, дедолларизацию, приоритетное финансирование развития реального сектора экономики, совершенствование деятельности банковской системы; стимулировать инвестиционную актив-ность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе; ук-репить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов; создать систему дейст-венного финансового контроля за эффективным и целенаправленным исполь-зованием государственных расходов; усилить контроль за величиной госу-дарственного долга.

Основными задачами бюджетной  политики в среднесрочной перспек-тиве являются: обеспечение полноценного финансирования социальной сфе-ры, стимулирование инвестиционной активности, безусловное выполнение государством своих финансовых обязательств.

 

 

 

 

2 Характеристика государственного бюджета

2.1 Доходы государственного бюджета

Доходы государственного бюджета - это денежные средства, посту-пающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государст-венной власти РФ. В доходы государственного бюджета зачисляются:

* собственные налоговые  доходы федерального бюджета,  за исклю-чением налоговых доходов, передаваемых в виде регулируемых доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ;

* собственные неналоговые  доходы;

* остаток средств на  конец предыдущего года;

* доходы от бюджетных  фондов;

* прочие доходы.

К налоговым доходам относятся:

* предусмотренные налоговым  законодательством РФ федеральные  налоги и сборы, пени и штрафы;

* налоговые пошлины, таможенные  сборы;

* государственная пошлина.

К неналоговым доходам  относятся:

* доход от использования  имущества, находящегося в государственной  собственности;

* доходы от продажи  имущества, находящихся в государственной федеральной собственности;

* доходы от уплаты услуг,  оказываемых соответствующими органами  государственной власти;

* средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности, а также средства, полученные в возмещение вреда,  причиненного РФ;

* иные неналоговые доходы.

Федеральные налоги, средства от которых поступают в федеральный  бюджет, устанавливаются федеральным  законом. Федеральный закон устанавливает  пропорции распределения налоговых  поступлений в порядке бюджетного регулирования доходов между  бюджетами разных уровней. Такое  распределение устанавливается  Законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год на срок не менее 3 лет.

Кроме поступления налоговых  доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут  поступать средства по взаимным расчётам из бюджетов РФ. В доходы бюджета  зачисляется также остаток средств  на конец предыдущего года.

В доходах федерального бюджета  отдельной строкой учитываются  доходы федеральных целевых бюджетных  фондов по ставкам, установ-ленном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Таким образом, доходная часть  федерального бюджета РФ слагается, главным образом, из налогов с  предприятий и организаций различных  форм собственности, налога на добавленную  стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемого в определённой доли в федеральный бюджет и бюджеты  субъектов Федерации. Все налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги - это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг.

2.2 Расходы федерального  бюджета

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория