Государственный бюджет как экономическая категория

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 21:21, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение бюджетной системы, в общем, и государственного бюджета, в частности, как важней-шего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Основными задачами настоящей курсовой работы являются:
- раскрытие содержания государственного бюджета как экономической категории, его функций;
- рассмотрение источников формирования и направлений расходования средств государственного бюджета;

Работа состоит из  1 файл

курсак.docx

— 53.88 Кб (Скачать документ)

Расходы федерального бюджета - это денежные средства, направлен-ные из федерального бюджета на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Практически расходы федерального бюджета - это денежные средства, направленные из федерального бюджета на финансирование затрат обще-государственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономи-ческие отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета  классифицируют:

1) по экономической роли  в процессе воспроизводства - на затраты, связанные с финансированием  материального производства и  содержанием непроизводственной  сферы;

2) по функциональному  назначению - на затраты содержание  аппарата управления, финансирование  народного хозяйства, социально  - культурных мероприятий, обороны  страны, правоохранительную деятельность, фунда-ментальные исследования и др.

В составе расходов бюджета  в зависимости от их экономического со-держания выделяют текущие расходы и капитальные расходы.

Капитальные расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспе-чивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Сюда включают статьи расходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) на воспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.

Текущие расходы бюджета - часть расходов бюджета, обеспечивающее текущее функционирование органов  государственной власти, бюджетных  учреждений, состоящих на бюджетном  финансировании из федерального бюджета, оказание государственной поддержки  другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее финансирование.

В соответствии с действующим  в Российской Федерации законо-дательством (Бюджетным кодексом Российской Федерации) исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

1) обеспечение деятельности  Президента Российской Федерации,  Федерального Собрания РФ, Счётной  палаты РФ, Центральной избира-тельной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управ-ление по перечню, определяемому при утверждении Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

2) функционирование федеральной  судебной системы;

3) осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах;

4) национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонной  промышленности;

5) фундаментальные исследования  и содействие научно - техническому  прогрессу;

6) государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

7) государственная поддержка  атомной энергетики;

8) ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий;

9) исследование и использование  космического пространства;

10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти РФ;

11) формирование федеральной  собственности;

12) обслуживание и погашение  государственного долга РФ;

13) пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

14) проведение выборов  и референдумов РФ;

15) федеральная инвестиционная  программа;

16) прочие расходы.

Кроме того, в соответствии с законодательством РФ средства феде-рального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъ-ектов Федерации и бюджетов муниципальных образований на финан-сирование следующих функциональных видов расходов (ст. 85 БК РФ):

1) государственная поддержка  отраслей промышленности, строи-тельства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метропо-литенов;

2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

3) научно - исследовательские,  опытно - конструкторские работы, обес-печивающий научно - технический прогресс;

4) обеспечение социальной  защиты населения;

5) обеспечение охраны  окружающей среды, охраны и  воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической  деятельности;

6) обеспечение предупреждения  и ликвидации последствий чрез-вычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

7) развитие рыночной инфраструктуры;

8) обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

9) обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  РФ в соответствии с законодательством  РФ;

10) обеспечение деятельности  СМИ;

11) финансовая помощь другим  бюджетам;

12) прочие расходы.

Таким образом, можно отметить, что спецификой федерального бюд-жета является финансирование за счёт этого бюджета общегосударственных расходов.

Расходы федерального бюджета  являются общественно полезными. Активная роль государства в общественном воспроизводстве и повышение  эффективности экономики, укрепление обороноспособности обусловливает  многообразие бюджетных расходов федерального бюджета. Однако при всём многообразии бюджетных расходов они служат одной  цели - обеспечению финансовыми ресурсами  федеральных потребностей. С понятием расходов федерального бюджета РФ тесно  связано понятие бюджетного финанси-рования - предоставление средств министерствам, ведомствам, предпри-ятиям, объединениям, организациям и проведение предусмотренных по плану мероприятиям. В основе бюджетного финансирования лежат прин-ципы: безвозвратности, целевого характера бюджетных расходов и пре-доставление средств в соответствии со сметным порядком осуществление их расходов.

2.3 Бюджетная политика и направления ее совершенствования

         Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формиро-вания доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики госу-дарства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Соб-ранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

Так как наиболее важными  направлениями бюджетной политики яв-ляются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, уп-равление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эф-фективность всей бюджетной политики может быть оценена по резуль-тативности деятельности органов исполнительной власти в указанных нап-равлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макро-экономических показателей также может выступать одним и критериев ус-пешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно пре-дложить следующие:

* уровень собираемости  бюджетных доходов в целом,  налогов в част-ности;

* уровень выполнения бюджетных  обязательств;

* величину бюджетного  дефицита и скорость роста  государственного долга;

* объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание  госу-дарственного бюджета;

* уровень монетизации  бюджетного дефицита;

* величину валютных резервов, используемых для финансирования  бюджетного дефицита;

* динамику валового внутреннего  продукта;

* уровень безработицы;

* степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.

В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии рос-сийской экономики:

* масштабы эмиссии денежных  суррогатов (КО, КНО, зачеты);

* величину просроченной  задолженности по оплате труда  из-за отсут-ствия бюджетного финансирования;

* величину просроченной  задолженности по оплате государственного  заказа.

Основные направления  бюджетной политики, разработанные  Минис-терством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

* осуществление налоговой  реформы на основе принятия  Налогового кодекса и повышение  на этой основе собираемости  налогов;

* осуществление бюджетной  реформы на основе принятия  Бюджетного кодекса и упорядочения  бюджетного процесса в Российской  Федерации;

* полномасштабный переход  на казначейское исполнение бюджетов  РФ и ее субъектов, местных  бюджетов и внебюджетных фондов;

* сокращение государственных  расходов при полном выполнении  бюджетных обязательств;

* сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;

* снижение государственных  заимствований, увеличение сроков  их по-гашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг;

* процентных ставок до  уровня, обеспечивающего движение  финан-совых ресурсов в реальный сектор экономики;

* совершенствование межбюджетных  отношений.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в российских условиях важнейших  сос-тавляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне госу-дарственных обязательств политика жесткого ограничения госу-дарственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсут-ствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономи-ческого роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уров-ня народного благосостояния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность государственного бюджета как экономической ка-тегории.

При написании работы были поставлены задачи раскрыть содержание государственного бюджета как экономической  категории, изложить его осно-вные свойства, функции; рассмотреть источники формирования и направ-ления расходования средств государственного бюджета; определить роль государственного бюджета как финансовой базы социально-экономического развития общества.

В результате написания данной курсовой работы пришли к следующим  выводам:

1. Государственный бюджет, как основное звено бюджетной  системы является одним из  наиболее важных инструментов, позволяющих  госу-дарству осуществлять экономическое и социальное регулирование.

2. Государственный бюджет  является экономической категорией  и выражает экономические отношения,  опосредующие процесс образования  и использования централизованного  фонда денежных средств государства.  Государственный бюджет как экономическая  категория выражает систему экономических  отношений между государством, с  одной стороны, пред-приятиями, организациями и населением - с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств.

3. Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях. Государственному бюджету,  как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная  (перераспре-делительная) и контрольная. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распре-деление финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потреб-ностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства и выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов в нем, возникающие там тенденции. Бюджетный контроль преследует три основные цели: мобили-зацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Информация о работе Государственный бюджет как экономическая категория