Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:12, реферат
Современный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание, задача и значение бюджетного контроля
2. Государственные органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере
3. Классификация бюджетного контроля
4. Формы и методы бюджетного контроля
5. Эффективность бюджетного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание, задача и значение бюджетного контроля
2. Государственные органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере
3. Классификация бюджетного контроля
4. Формы и методы бюджетного контроля
5. Эффективность бюджетного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.
Назначение финансового контроля заключается в содействии реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования бюджетных финансовых средств во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Он заключается в проверке деятельности участников бюджетного процесса, органов управления и хозяйствующих субъектов с точки зрения соблюдения законности.
Важной составляющей финансового контроля является бюджетный контроль. Так как бюджет, понимаемый как совокупность всех элементов бюджетной системы страны, - это по существу основа финансовой базы государственного регулирования рыночной экономики. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства и, соответственно требует детального бюджетного контроля.
Финансовый контроль, а в частности и бюджетный охватывает правильность формирования стоимостных показателей и финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, использования бюджета и внебюджетных фондов, расходования смет некоммерческими организациями, целевое использование бюджетных средств, полноту налоговых платежей и неналоговых отчислений.
Бюджетный контроль является формой реализации контрольной функции финансов по составлению и исполнению бюджета.
Задача контроля при составлении проекта бюджета состоит в том, чтобы полнее использовать в доходной части бюджета резервы финансовых источников.
Вместе с тем контроль имеет своей целью проверить использование бюджетных средств по назначению в соответствии с утвержденным бюджетом, предотвратить нарушения в использовании бюджетных средств.
В своей работе я хочу более подробно рассмотреть содержание бюджетного контроля, его задачи, формы и методы, классификацию бюджетного контроля, а также органы осуществляющие бюджетный контроль.
СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ
К числу приоритетных задач любого современного государства, независимо от формы правления и государственного устройства, относится осуществление контроля за исполнением государственного бюджета и государственными финансами. Более того, возможность не только воздействовать на формирование государственных доходов, но и контролировать распоряжение государственными средствами является важнейшим инструментом в руках государства для достижения его политических целей.
Финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, т. е. в процессе формирования, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразности деятельности всех государственных и муниципальных органов власти. Однако финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.
Финансовый контроль является сложной, многоаспектной категорией. С одной стороны, это функция государственного управления, по отношению, к которому он выступает средством, инструментом реализации политики государства. С другой стороны, сам финансовый контроль можно рассматривать как управленческую деятельность, имеющую свои методы, способы, формы реализации. Раскрытию сущности контроля способствует рассмотрение его во всех аспектах своего проявления. Однако определяющим его назначение в обществе является выявление его соотношения с государственным управлением. В этой связи представляется, что наиболее полной характеристике финансового контроля способствует рассмотрение его в системе категорий "цель — средство — результат".
Обязательным условием эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает финансовый контроль, являющийся составным элементом государственного контроля по управлению социально-экономическим развитием общества.
Бюджетный контроль — составная
часть финансово-эконо
Задачи бюджетного контроля:
• обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
• соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
• контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
• проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
• улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
• выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
• контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
• проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
• контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;
• пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
• выявление расточительства и финансовых злоупотреблений, принятие адекватных мер наказания к виновным лицам;
• проведение профилактической,
информационно-разъяснительной работы
с целью повышения бюджетно-
Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно из перечня задач, распространяется и на частнопредпринимательскую деятельность при проверке правильности составления налоговых расчетов и деклараций; при выполнении предприятиями государственных заказов, финансируемых из бюджета; при предоставлении предприятиям различных форм собственности, субсидий, дотаций, кредитов, а также налоговых льгот (скидок, вычетов, налоговых кредитов и т.д.). Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает не только бюджетно-налоговая сфера и бюджетный процесс, но и весь процесс финансово-хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений. Этим и определяются роль и значение бюджетного контроля как важнейшего элемента государственного контроля и управления.
Иными словами, объект бюджетного контроля - денежные отношения, возникающие между государством и юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации и перераспределения валового внутреннего продукта в территориальном, социальном и отраслевом разрезах с целью выполнения государством своих функций.
Система бюджетного контроля в целом состоит из следующих элементов:
1) Субъект контроля;
2) Объект контроля;
3) Предмет контроля;
4) Принципы контроля;
5) Метод (методика) контроля;
6) Техника и технология контроля;
7) Процесс контроля;
8) Сбор и обработка
исходных данных для,
9) Результат контроля;
10) Принятие решения по результатам контроля.
Перечисленные элементы системы контроля составляют в совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля, от которых зависит эффективность проводимых контрольно-ревизионных мероприятий, являются субъекты контроля, объекты, предмет, методика и процесс контроля. Конечно же, все это должно опираться и регламентироваться нормативными юридическими актами, которые в совокупности образуют финансовое (бюджетное, налоговое) право.
Бюджетное право определяет меры ответственности экономических субъектов за выполнение (или невыполнение) бюджетной дисциплины. Без административных, материально-финансовых мер воздействия на нарушителей бюджетно-налогового законодательства, являющихся частью (элементом) бюджетного контроля, невозможно достичь высоких результатов в выполнении поставленных перед ним задач.
Непосредственным предметом бюджетного контроля, как видно из перечня задач, выступают все этапы бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об его исполнении), поступления налоговых и других платежей в бюджет, отчисления во вне бюджетные фонды, декларации, расчеты по налогам, постановка бухгалтерского (финансового) учета и отчетности, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии, субвенции, трансферты, бюджетное кредиты, обмен и безвозмездная передача товарно-материальных ценностей (так как эти операции облагаются налогом), таможенная стоимость (для определения таможенных пошлин, акцизов и НДС) и т.д.Перечень предметов, подвергшихся проверке при бюджетном контроле, довольно обширен, он охватывает практически все стороны финансово-хозяйственной деятельности субъектов воспроизводственного процесса. Они все взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга и в конечном счете влияют на уровень собираемости налогов, на объем бюджетных доходов и финансирования из бюджета, а значит, и на количественно-качественные параметры выполнения государством своих функций и задач.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ.
Контроль как процесс проверки, анализа, оценки качества выполнения поставленных задач является важнейшим звеном в системе управления финансами в бюджетной системе России.
Президент РФ. Президентский контроль за соблюдением бюджетно-налоговой дисциплины служит важным элементом государственного управления, проведения единой фискальной политики на всей территории страны, сохранения ее целостности. Он осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым, бюджетным и налоговым вопросам, подписания федеральных законов и т.д.
Определенные функции финансового контроля выполняет Главное Контрольное управление Президента РФ, действующее на основе Указа Президента РФ от 16.03.96 г. № 383. Как структурное подразделение Администрации Президента оно подчиняется непосредственно Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций — контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц. Контрольное управление наделено правом, требовать от руководителей государственных органов, организаций и предприятий (независимо от формы собственности) предоставления документов, материалов и любой информации, необходимой для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить на рассмотрение Президента предложения по результатам проверок. Оно, вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней, но не вправе самостоятельно применять какие-либо санкции.
Контроль в бюджетной сфере в пределах своей компетенции осуществляют высшие органы государственной власти и государственного управления — Федеральное Собрание РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, а также представительные органы местного самоуправления, а также финансовые и контрольные органы исполнительной власти на федеральном, территориальном уровне и исполнительные органы местного самоуправления.
Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля (ст. 265 БК РФ):
• предварительный контроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) в бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
• текущий контроль — в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
• последующий контроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Контроль законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления предусматривает право соответствующих законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления:
Информация о работе Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета