Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 20:12, реферат
Современный этап развития экономики России характеризуется заметными тенденциями укрепления государственной власти, повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с правонарушениями в сфере финансово-экономических отношений. В связи с этим объективно возрастает значение и роль финансового контроля в стране.
Финансовый контроль — регламентированная законодательством совокупность действий контролирующих органов по проверке финансовых и налоговых операций, связанных с образованием, распределением и использованием государственных и муниципальных денежных фондов. Это форма реализации контрольной функции финансов, определяющая назначение и содержание финансового контроля.
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание, задача и значение бюджетного контроля
2. Государственные органы, осуществляющие контроль в бюджетной сфере
3. Классификация бюджетного контроля
4. Формы и методы бюджетного контроля
5. Эффективность бюджетного контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы
Текущий контроль — основной вид деятельности субъектов бюджетного контроля. Он проводится в ходе исполнения бюджета, смет расходов бюджетных учреждений в течение бюджетного года с целью выявления нарушений бюджетно-налоговой дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов денежных средств государства. Текущий бюджетный контроль опирается на первичные документы оперативного, бюджетного, бухгалтерского учета и отчетности. При этом осуществляется не только контрольная работа. Она невозможна без текущего анализа, посредством которого выявляется уровень собираемости налоговых и неналоговых доходов бюджета, своевременное и целевое финансирование федеральных, региональных и местных программ, размер бюджетного дефицита и источники его покрытия, дается оценка действующему бюджетному законодательству, исследуются вопросы регулирования и стимулирования социально-экономического развития общества путем использования бюджетно-налогового механизма.
Последующий контроль проводится по окончании финансового, года или отчетного периода, при котором проверяется количественное и качественное (по каждому виду доходов и расходов), выполнение намеченных показателей по сбору налогов и других платежей, по расходованию государственных денежных средств, исполнение смет бюджетных учреждений. При этом путем аналитической работы на базе отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения данных от плановых, полнота и своевременность поступления предусмотренных бюджетом средств, правильность, законность и целесообразность произведенных расходов, использование резервов повышения доходной базы и др. Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, который базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного (бюджетного) периода.
Все виды бюджетного контроля основаны на определенных формах и методах (приемах) их проведения.
Основные методы бюджетного контроля — документальная и камеральная проверки, экономический анализ, ревизия, обследование.
Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии должностных лиц. Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам, декларации и другая документация. Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещена законом. В то же время контрольным органом предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, о расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.
Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений об этих проверяемых лицах. Основные задачи камеральной проверки следующие:
• получение, проверка и
обеспечение сохранности
• прием налогоплательщиков и распорядителей бюджетных средств по вопросам, связанным с правильностью исчисления и уплаты в бюджет и во внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, составление индивидуальных и общих (сводных) смет расходов бюджетных учреждений, соблюдение установленных законодательством норм и нормативов и по другим вопросам;
• осуществление контроля за правильностью начисления финансовых санкций к нарушителям бюджетно-налоговой дисциплины и т.д.
Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций. При этом не обязательно проверять первичные бухгалтерские документы, могут проводиться контрольные замеры работ, расход топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.
Важный метод проведения бюджетного контроля — анализ исполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней, смет расходов бюджетных учреждений. Его роль в управлении государственными финансами и финансами субъектов хозяйствования, а также в регулировании социально-экономических процессов в обществе в рыночных условиях значительно возрастает. Научно обоснованный комплексный анализ служит основой для выработки долгосрочной бюджетной политики в РФ, позволяет использовать бюджет как активный инструмент государственного регулирования воспроизводственных процессов.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ.
Вопросы эффективности государственного финансового контроля (аудита эффективности) являются актуальными в настоящее время не только для России.
Необходимость повышения
эффективности функциони
Эффективность финансового контроля предполагает двойное толкование: с одной стороны — эффективность использования бюджетных средств, с другой — эффективность методов государственного финансового контроля.
Контроль в бюджетной сфере — это политико-правовая конструкция, призванная обеспечить баланс финансовых интересов федерального центра, субъектов Федерации, всех ветвей власти, а также строгое и неукоснительное исполнение законодательства, соблюдение правовой дисциплины органами государственной власти, местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Бюджетный контроль является
способом организации обратных связей,
благодаря которым
Установление контроля за бюджетной деятельностью является приоритетным направлением финансовой политики государства.
Объективная оценка роли и
места бюджетного контроля в финансово-правовой
политике государства требует рассмат
В широком аспекте
В узком аспекте государственный и муниципальный бюджетный контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны.
Цель государственного и муниципального бюджетного контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности финансово-правовой политики. Наиболее ярко это выражается в проверке соблюдения различий бюджетно-правовых режимов: предоставления финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета, иммунитета бюджета и т. д. Бюджетный контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении исполнительными органами власти всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля (п. 3 ст. 265 БК РФ).
Основными приоритетами финансово-правовой политики относительно бюджетного контроля являются проверка соблюдения субъектами правовой политики бюджетного законодательства и обеспечение целесообразности расходования бюджетных средств государством и муниципальными образованиями.
Укрепление законности как основная цель государственного и муниципального бюджетного контроля находится в органической взаимосвязи с бюджетной дисциплиной.
Бюджетная дисциплина — это реализация прав и подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах, а также в иных нормативных и индивидуальных предписаниях, в целях упорядочения процессов образования, распределения и использования денежных фондов государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений и организаций.
Из данного определения
выводятся следующие харак
1) бюджетная дисциплина — это форма социальной связи субъектов бюджетного права, создаваемая и реализуемая в процессе публичной финансовой деятельности. В данном качестве бюджетная дисциплина свидетельствует о признании и соблюдении каким-либо субъектом бюджетного права согласованных правил, норм, процедур финансовых отношений, операций и т. д.;
2) бюджетная дисциплина
отражает основной метод бюд
3) бюджетная дисциплина
связана не только с реализа
4) целью бюджетной дисциплины является упорядочение процессов образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований;
5) одним из участников (по крайней мере) отношений, складывающихся в сфере бюджетной дисциплины, обязательно выступает субъект бюджетного права. Данный признак позволяет отграничить бюджетную дисциплину от иных видов дисциплин (трудовой, воинской, служебной и т. д.). Однако некоторые отношения могут являться одновременно объектом бюджетной и иной дисциплины. Так, ст. 114 Конституции РФ предписывает Правительству России разрабатывать и предоставлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение. Названный пример показывает сочетание бюджетной и конституционной дисциплины, что, с одной стороны, подкрепляет бюджетное право, а с другой — дает механизм реализации конституционных норм.
Реформирование Российского государства, и в особенности его бюджетной системы были направлены на крупномасштабную децентрализацию экономических и управленческих отношений. Как следствие, государство во многих финансовых сферах перестало быть монополистом и перешло от непосредственного вмешательства административными методами в хозяйственную деятельность к опосредованному регулированию финансовых процессов. Последующий переход к рыночной форме экономики значительно ослабил существовавшую централизованную систему государственного воздействия на бюджетную систему, в результате чего резко сократились доходы государственной казны, а расходы, напротив, увеличились; наблюдались высокие темпы инфляции, рост теневого капитала, неуплата налогов, отток денежных средств за границу и т. д. При этом ситуация существенно осложнялась невозможностью государства оперативно реагировать на негативные последствия проводимых реформ, поскольку отсутствовали четкая бюджетная политика и соответствующие правовые нормы, обеспечивающие механизм ее реализации.
Содержательная близость понятий бюджетной, экономической и социальной эффективности не всегда дает возможность довольно четко количественно оценить понятие эффективности исполнения государственного бюджета.
Эффективность исполнения федерального бюджета должна оцениваться достижением поставленных целей социально-экономического развития страны, заявленных в годовом и бюджетном посланиях Президента РФ.
Управление социально-
• оценку состояния страны, определение целей и задач развития,
• определение параметров прогноза социально-экономического развития страны,
• разработку параметров финансового обеспечения развития страны (разработка и принятие федерального бюджета);
• исполнение федерального бюджета и его корректировку. Контроль эффективности указанных функций должен присутствовать на каждом этапе управления. В связи с этим основными критериальными показателями эффективности государственного финансового контроля могут служить:
1) оценка обоснованности и достоверности показателей 1-3 уровня;
2) оценка результативности расходования средств, т. е. количество результата (отдача от расходования средств);
3) оценка возможности
снижения уровня нецелесообраз
4) оценка целесообразности финансовых расходов;
5) оценка законности и
целевого характера финансиро
6) контроль полноты и
своевременности бюджетных рас
Информация о работе Государственный финансовый контроль доходов и расходов бюджета