Государственный кредит в системе государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
 раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
 характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
 определить функций государственного кредита,
 определить формы государственного долга,
 рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Содержание

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Основные понятия Государственного кредита

1.1. Государственный кредит как экономическая категория

1.2 Сущность Государственного кредита

1.3 Функции государственного кредита

1.4 Управление государственным кредитом

Глава 2.Формы государственного кредита

2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита

2.2. Международный государственный кредит

Глава 3. Государственный долг

3.1 Состав государственного долга

3.2 Формы и состав государственного внутреннего долга РФ

3.3 Российская Федерация как заемщик

3.4 Управление государственным внутренним долгом РФ

3.5 Внешние заимствования РФ

Глава 4. Российская Федерация как гарант и кредитор

4.1 Российская Федерация как гарант

4.2 РФ как кредитор

4.2.1 Внутренние ссуды

4.2.2 Внешние ссуды

4.2.3 Займы территорий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

курс регине.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Другой филиал МБРР – МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров. / 5 /



36

 

Глава 3. Государственный долг

3.1 Состав государственного долга

 

Государственный кредит напрямую связан с такой финансово-правовой категорией,

как госу­дарственный долг.

Государственный долг подразделяется на две части — капиталь­ный и текущий.

Капитальный долг включает все долговые обяза­тельства государства на

определенную дату (начало года) — непо­гашенную часть основного долга и

начисленные проценты, кото­рые в рамках соглашения о реструктуризации долга

могут быть присоединены к основному долгу.

Текущий государственный долг состоит из предстоящих платежей по всем

долговым обязатель­ствам, срок погашения которых наступает в отчетном периоде

(году). / 5 /.

Понятие внутреннего государственного долга России, представляющего собой

долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ перед

юридически­ми и физическими лицами, закреплен в Бюджетном кодексе РФ, в нем

государственному долгу посвящена отдельная глава. Бюджетный кодекс РФ

закрепляет не только общее понятие государ­ственного долга, но и подразделяет

понятия государственного долга РФ и государственного долга субъекта РФ. / 6 /.

Государственный долг РФ определяется в Бюджетном кодексе РФ как долговые

обязательства Российской Федерации перед фи­зическими и юридическими лицами,

иностранными государства­ми, международными организациями и иными субъектами

меж­дународного права. Государственный долг субъекта РФ определя­ется как

совокупность долговых обязательств субъекта РФ. При этом закрепляется, что

государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся

в федеральной собст­венности имуществом, составляющим государственную казну, а

государственный долг субъекта РФ — соответственно всем имуще­ством субъекта РФ,

составляющим казну субъекта РФ.

В соответствии со ст. 97 БК РФ долговые обязательства Российской Федерации

могут существовать в форме:

         кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской

Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами

и международными финансовыми организациями;

          государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от

имени Российской Федерации;

       договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных

ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы

Российской Федерации;

       договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

       соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от

имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых

обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до

одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными

(свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые

определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе

сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не

допускается.

В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:

         основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам

Российской Федерации;

         объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;

         объем основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам,

полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

         объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным

Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:

       объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным

Российской Федерацией;

          объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам

правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и

международных финансовых организаций./ 7 /.

 

 

 

 

 

 

3.2 Формы и состав государственного внутреннего долга

Российской  Федерации

 

     1. Долговые  обязательства  Российской  Федерации  могут  быть  в форме:

       кредитов, полученных Правительством Российской Федерации;

       государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства Российской Федерации;

       других долговых   обязательств,   гарантированных  Правительством Российской Федерации.

     2. Государственный  внутренний  долг Российской Федерации состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности.

     3. Долговые   обязательства   бывшего   Союза  ССР  включаются в государственный внутренний долг Российской Федерации только  в  части, принятой на себя Российской Федерацией.

     4. Долговые  обязательства  Российской  Федерации  могут   носить краткосрочный  (до  1  года),  среднесрочный  (от  1  года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер.

     Любые долговые  обязательства  Российской  Федерации погашаются в сроки,  которые определяются конкретными условиями займа  и  не  могут превышать 30 лет.

     5. Российская Федерация  не  несет  ответственности  по  долговым обязательствам              национально-государственных и административно-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством Российской Федерации.

     Форма долговых   обязательств    национально-государственных    и административно-территориальных  образований  Российской  Федерации  и условия их выпуска  (выдачи)  определяются  соответствующими  органами национально-государственных      и     административно-территориальных образований Российской Федерации в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации./ 7 /.

 

3.3 Российская Федерация как заемщик

 

В соответствии с Гражданским кодексом РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. По договору государственного займа заемщиком выступает РФ, субъекты РФ, а заимодавцами - граждане или юридические лица. Государственные займы являются добровольными и изменение условий выпущенного в обращение займа не допускается./ 7 /.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

В соответствии с Законом РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами. Таким образом, следует различать государственный долг и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям", принятым Государственной Думой 7 декабря 1994 г. и одобренным Советом Федерации 17 декабря 1994 г.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене./ 5 /.

 

3.4 Управление государственным внутренним долгом

Российской Федерации

 

1. Определение политики в отношении государственного  внутреннего долга  Российской  Федерации  осуществляет  Верховный Совет Российской Федерации  на  основе   предложений,   представляемых   Правительством Российской   Федерации   совместно  с  Центральным  банком  Российской Федерации.

Верхний предел   государственного  внутреннего  долга  Российской Федерации устанавливается Верховным Советом Российской  Федерации  при утверждении   республиканского   бюджета   Российской   Федерации   на предстоящий финансовый год.

2. Управление   государственным   внутренним   долгом  Российской Федерации, в том числе определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения  долговых  обязательств Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с  законодательными актами Российской Федерации./ 7 /.

 

3.5 Внешние заимствования РФ

 

В соответствии с Законом "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации"..., к ним относятся привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства РФ как заемщика или гаранта. Государственные внешние заимствования РФ формируют государственный внешний долг.

Предельный размер государственных внешних заимствований ежегодно утверждается в форме федерального закона. Он, как правило, не превышает годовой объем платежей по обслуживанию и выплате основной суммы государственного внешнего долга РФ. На 1996 г. верхний предел государственного внешнего долга РФ установлен в сумме 124,1 млрд. долл. США, а предельный размер государственных внешних заимствований - в сумме 9,2 млрд. долл. США.

По оценке Минфина, на начало 1995 г. внешний долг РФ составил 119,9 млрд. долл. США. Собственно российский долг - III млрд. долл., остальное - долги СССР, унаследованные Россией. Последние состоят из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд. долл), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (25 млрд. долл. + 7 млрд. просроченных процентов), фирм-поставщиков (около 5-7 млрд), стран, не входящих в Парижский клуб (около 30 млрд). После вступления РФ в члены МВФ и МБРР эти международные институты также предоставляют кредиты РФ.

Тяжелое финансовое положение РФ определяет сложности с погашением внешних долговых обязательств. Особенно острой ситуация была в 1992 г., на который пришелся пик платежей. Предстояло выплатить 21 млрд. долл. Поэтому летом 1992 г. российское Правительство предложило своим кредиторам заключить соглашение о реструктуризации платежей, т.е. пересмотреть сроки и порядок выплаты долгов. В 1993 г. были реструктуризированы все платежи за 1992 - 1993 гг. Затем переговоры проводились ежегодно./ 8 /.

Глава 4. Российская Федерация как гарант и кредитор

 

4.1 Российская Федерация как гарант

 

Деятельность Российской Федерации как гаранта постепенно расширяется.

Традиционно государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. В Законе "О восстановлении и защите сбережения граждан Российской Федерации", принятом Государственной Думой 24 февраля 1995 г. (№ 68-ФЗ), еще раз подчеркивается, что государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности денежных сбережений, созданных гражданами РФ путем помещения денежных средств на вклады в Сберегательный банк РФ в период до 20 июня 1991 г. и на вклады в организации государственного страхования РФ по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 г.

Информация о работе Государственный кредит в системе государственных финансов