Государственный кредит в системе государственных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание

Итак, целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного кредита.
Для достижения поставленной цели необходимо:
 раскрыть понятие государственного кредита, его общих черт и различий с банковским кредитом,
 характеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта,
 определить функций государственного кредита,
 определить формы государственного долга,
 рассмотреть управление государственным долгом в узком и широком смысле, задачи, решаемые в процессе управления, органы власти и управления, принимающие участие в этом процессе.

Содержание

НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Основные понятия Государственного кредита

1.1. Государственный кредит как экономическая категория

1.2 Сущность Государственного кредита

1.3 Функции государственного кредита

1.4 Управление государственным кредитом

Глава 2.Формы государственного кредита

2.1. Формы внутриэкономического государственного кредита

2.2. Международный государственный кредит

Глава 3. Государственный долг

3.1 Состав государственного долга

3.2 Формы и состав государственного внутреннего долга РФ

3.3 Российская Федерация как заемщик

3.4 Управление государственным внутренним долгом РФ

3.5 Внешние заимствования РФ

Глава 4. Российская Федерация как гарант и кредитор

4.1 Российская Федерация как гарант

4.2 РФ как кредитор

4.2.1 Внутренние ссуды

4.2.2 Внешние ссуды

4.2.3 Займы территорий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Работа состоит из  1 файл

курс регине.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

Гарантированные сбережения граждан являются государственным внутренним долгом РФ. Ценностью гарантированных сбережений граждан признается покупательная способность вложенных денежных средств на момент их вложения. Восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений производятся путем перевода их в целевые долговые обязательства РФ, являющиеся государственными ценными бумагами. В последние годы государство стало выступать гарантом и по долговым обязательствам различных обществ и групп. В частности, в соответствии с Указом Президента РФ "О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации" от 5 декабря 1993 г. № 2096 государство стимулирует создание и деятельность финансово-промышленных групп путем предоставления государственных гарантий для привлечения различного вида инвестиционных ресурсов. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. № 671 "О финансовой поддержке государства в создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург-Москва" государственные гарантии предоставлены РАО ВСМ по выпускаемому этим обществом в 1994 - 1999 гг. облигационному займу. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 января 1995 г. № 53 "О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг" государственная финансовая поддержка экспорта товаров и услуг, производимых российскими товаропроизводителями, осуществляется из средств федерального бюджета на возвратной и платной основе путем предоставления Правительством РФ гарантийных обязательств под кредитные ресурсы, привлекаемые Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными Правительством РФ специализированными банками для обеспечения оборотными средствами экспортно-ориентированных предприятий и организаций, гарантирования и страхования экспортных кредитов для обеспечения защиты экспортеров от долгосрочных коммерческих (банковских) и политических рисков.

Государственные гарантии направлены и наподдержку малого предпринимательства. В соответствии с Указом Президента РФ "О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ" от 4 апреля 1996 г. № 491 Правительство РФ начиная с 1996 г. должно предоставлять государственные гарантии на сумму не менее 200 млн. долл. ежегодно иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства. Выступает Минфин России от имени Правительства РФ и поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ. Расходы по погашению и обслуживанию этих кредитов обычно предусматривается производить за счет соответствующих статей федерального бюджета.

 

4.2 РФ как кредитор

 

В середине 90-х гг. усилилась активность Российской Федерации как кредитора на внутреннем рынке. Если ранее предпочтение отдавалось бюджетному финансированию, то в 1994 - 1996 гг. кредитным отношениям, которые рассматриваются как более эффективные и позволяющие сэкономить достаточный объем бюджетных ресурсов. Напротив, деятельность РФ как кредитора на международной арене остается свернутой и в основном ограничивается странами, ранее входившими в состав СССР.

 

4.2.1 Внутренние ссуды

 

В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации - юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" от 8 июля 1994 г. № 1484.

Ссуды выдавались на срок, не выходящий за пределы текущего финансового года, и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу. Ссуды имели целевой характер и предоставлялись на проведение структурной перестройки производства, для расчетов по целевым кредитам (например, на закупку оборудования), на разработку, внедрение и приобретение новейших технологий, оборудования и материалов, в том числе и за рубежом.

В соответствии с "Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 714, контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

 

4.2.2 Внешние ссуды

 

Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

Ежегодно утверждается предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ. На 1995 г. предельный размер государственных кредитов, предоставляемых РФ иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), установлен в сумме 600 млн. долл. США. Кредиты государствам СНГ ограничиваются средствами, поступающими в виде процентных платежей и сумм в погашение основной задолженности по ранее предоставленным кредитам. В настоящее время тяжелое финансовое положение не позволяет РФ выступать на мировом рынке в качестве активного кредитора. Однако в 70-х - первой половине 80-х годов СССР играл важную роль на мировой арене в качестве одного из ведущих государств-кредиторов. О размахе такой деятельности, в частности, свидетельствует объем не погашенной до сих пор задолженности иностранных заемщиков - 140 млрд. долл. (по курсу Госбанка СССР тех лет 1 долл. равнялся 0,67 руб.).

Возникли они в основном в результате неэквивалентной торговли (почти на 90%) в 1992 г. и в первой половине 1993 г. Чтобы отечественные предприятия могли получить платежи за поставленные в эти страны товары, им были предоставлены технические кредиты, переоформленные впоследствии в государственные. В последующем объемы кредитования сократились и задолженность возрастала в основном за счет процентов. По состоянию на март 1996 г. государственные долги стран СНГ составляют (в млн. долл): Армении - 92,6, Белоруссии - 470,2, Таджикистана - 254,5, Узбекистана - 486,8, Молдавии - 122,3, Украины - 2703,9, Киргизии - 134,3, Казахстана - 1318,0, Грузии - 147,4, Азербайджана - 81,5.4.2.3

4.2.3 Займы территорий

 

В соответствии с Законом "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", принятым 15 апреля 1992 г. № 4807-1, исполнительным органам власти разрешено получать ссуды из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели.

Одновременно этот Закон предусматривал, что максимальный размер соотношения общей суммы займов, кредитов, иных долговых обязательств соответствующего бюджета и объема его расходов устанавливается законами РФ. Такая мера вполне оправдана, поскольку опыт развитых стран Запада дает многочисленные примеры банкротства отдельных территорий, в том числе и таких крупных городов, как Нью-Йорк. Однако до настоящего времени заемная деятельность территорий в нашем государстве практически не контролируется.

Начиная с марта 1992 г. по сентябрь 1995 г. в Министерстве финансов РФ зарегистрировано свыше 90 проспектов эмиссии займов органов местного самоуправления и субъектов Федерации на сумму свыше 5,7 трлн. руб. по номиналу. Причем некоторые из них сумели разместить по нескольку займов. Наибольшее количество эмиссий приходится на Московскую, Нижегородскую, Ленинградскую, Оренбургскую и Кемеровскую области.

Сроки займов. Под воздействием высокого уровня инфляции долгосрочные займы не получили распространения. Наибольший удельный вес имеют среднесрочные займы (от 1 до 5 лет) - 64% и краткосрочные займы (от 2 до 12 месяцев) - 21%.

По целям заимствования такие займы делятся на три основные группы:

      инвестиционные (финансирование социально-экономических проектов, жилищного строительства, развитие местной инфраструктуры);

         социальные (финансирование социальных программ, решение экологических проблем);

         бюджетные (для финансирования текущих расходов, погашения задолженности перед предприятиями, покрытия кассовых разрывов).

Виды ценных бумаг. Облигации со сроком погашения более одного года и краткосрочные долговые обязательства, эмитируемые на срок до одного года. Последние в свою очередь делятся на долговые обязательства по типу ГКО, то есть дисконтные ценные бумаги, выпускаемые в безналичной форме, казначейские сертификаты, краткосрочные конвертируемые долговые обязательства и казначейские обязательства, аналогичные КО, выпускаемые Минфином РФ.

Обеспечение. Гарантами муниципальных займов выступают сами эмитенты, за исключением муниципального займа Нижегородской области, где гарантами были администрация города и АО "ГАЗ". Случаи дополнительного обеспечения займов гарантиями отсутствуют. Эмитенты гарантируют ценные бумаги кто чем может: либо своим имуществом и бюджетом в целом, либо конкретной статьей доходов бюджета, либо доходами от реализации инвестиционного проекта, либо строящимся жильем, как например, жилищный займ в г. Москве. Займ Министерства финансов Республики Саха обеспечен золотом.

Объем эмиссии. Максимальный объем - 2,1 трлн. руб. выпустило правительство Санкт-Петербурга, минимальный - 50 млн. руб. - администрация Пушкинского района Московской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Представленная работа позволяет сделать вывод о важности Государственного кредита в кредитной системе государственных финансов.

Назначение государственного кредита проявляется в первую очередь в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета, дополнительно мобилизуемые финансовые ресурсы направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизируемые с помощью государственного кредита средства прямо используются для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны.

Целью данной курсовой работы выступал анализ государственного кредита.
         Были реализованы следующее задачи:
1. Провести отбор литературы по данной тематике.
2. Рассмотреть кредит как экономический феномен.
3. Проанализировать государственный кредит.
4. Выявить особенности кредитной системы в современной России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.       Конституция Российской Федерации  от 12 декабря 1993 г.

2.       Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

3.       Указ Прези­дента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» N 1484 от 8 июля 1994 // СЗ РФ от 11 июля 1994 г., N 11, ст. 1196

4.       Вавилов Ю.А.,Государственный кредит: прошлое и настоящее.- М.: Финансы и

            статистика,1992 - 96 с.

5.       Финансовое право /Отв. ред. Н.И. Химичева.— М.: Юристъ, 2000, с. 447

6.       Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под. ред. проф. Г.Б. Помена. – М.: Юнити-Дама, 2001 г.

7.       Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. –

            М.: ЮНИТИ, 2000

8.       Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. – М.: Инфра, 1999 г.

9.       Глава 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ //СЗ РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст.3823.

10.   ЗАКОН РФ ОТ 13.11.92 N 3877-«О государственном внутреннем долге РФ».   

11.   ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 26.12.94 N 76-ФЗ "О государственных 
внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, 
предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их 
юридическим лицам и международным организациям"

12.   Бюджетная система России. Учебник под редакцией академика Г.Б. Поляка. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

13.   Вавилов Ю.А.,Государственный кредит: прошлое и настоящее.- М.: Финансы и

статистика,1992 - 96 с.

14.   Сайт Министерства финансы РФ — www. minfin. ru

 

 

 

 

 

 

Расходы федерального бюджета на 2009 год

 

Коды БК

Расходы федерального бюджета

2009г

Сумма, млрд. руб.

Удельный вес, %

0100

ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ

1 143,28

11,24

0200

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

712,57

7,01

0300

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

756,84

7,44

0400

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

1 063,31

10,46

0500

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

81,02

0,80

0600

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

13,80

0,14

0700

ОБРАЗОВАНИЕ

410,44

4,04

0800

КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

114,06

1,12

0900

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ

349,87

3,44

1000

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

310,26

3,05

1100

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ

2 987,11

29,38

 

УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ

-

0,00

 

СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ

2 225,37

21,89

 

ВСЕГО

9 024,65

100,00

Информация о работе Государственный кредит в системе государственных финансов