Межбюдженные отношения в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:06, курсовая работа

Описание

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.
Достижение указанных целей предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «межбюджетные отношения», исследовать его сущность, раскрыть основные принципы и содержание;
- исследовать состояние межбюджетных отношений России на различных уровнях бюджетной системы;
- выявить проблемы бюджетной системы РФ, внести предложения по поводу их решения.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (Автосохраненный)шш.docx

— 64.87 Кб (Скачать документ)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Осуществление политических и экономических преобразований в России требует формирования качественно  новой модели бюджетной системы, адекватной федеративному устройству государства, способной обеспечивать эффективное распределение и  перераспределение общественных финансовых ресурсов на всех уровнях власти. Ведь в конечном итоге от этого зависит  не только социально-экономическое  развитие страны, но и взаимоотношения  между федеральным центром и  регионами.

Во многом стихийно сложившаяся  модель межбюджетных отношений в 90-х  годах прошлого века не позволяла  государственным органам власти и органам местного самоуправления в полной мере реализовывать свои функции. Бюджетные проблемы стали  основной причиной конфликтов между  федеральным центром и субъектами Федерации, между региональными  и территориальными органами власти. Положение усугублялось нарастанием  кризисных явлений во всех сферах экономики, включая бюджетную сферу. Это потребовало на протяжении всего  пореформенного периода вносить  изменения в порядок организации  и механизм реализации межбюджетных отношений. Однако они носили бессистемный характер и не давали желаемого результата.

Актуальность выбранной  темы заключается в том, что именно сейчас системы межбюджетных отношений  претерпевает значительные изменения,  т.е происходят в совершенствовании в нормативно правовой базы регулирования межбюджетных отношений, механизмов распределения финансовой о помощи и системы контроля над расходованием выделенных средств.

Цель курсового исследования состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения изученного материала определить основные проблемы межбюджетных отношений в России и пути их решения.

Достижение указанных  целей предполагает решение следующих  задач:

- дать определение понятию  «межбюджетные отношения», исследовать  его сущность, раскрыть основные  принципы и содержание;

- исследовать состояние  межбюджетных отношений России  на различных уровнях бюджетной  системы;

- выявить проблемы бюджетной  системы РФ, внести предложения  по поводу их решения.

Объектом исследования являются межбюджетные отношения РФ.

Предметом исследования выступает межбюджетные отношения бюджетного федерализма и бюджетного регионализма.

Теоретической и методологической основой исследования служат труды  отечественных авторов, законодательные  акты РФ.

 Практическая значимость  работы заключается в том, что  основные положения и выводы  могут использоваться в качестве  практического пособия, справочника  и руководства к действию для  работников финансово-бюджетной  сферы.

 Курсовое исследование  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной  литературы. В работу включены 1 таблица, 1 рисунок, 2 приложения. Первая глава  посвящена теоретическим вопросам  межбюджетных отношений, их сущности, принципам и нормативно-правовой  основе. Во второй главе исследуются  и анализируются межбюджетные отношения в России. В третьей главе определяются возможные пути совершенствования и развития межбюджетных отношений в России.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1. Сущность и  принципы межбюджетных отношений

 

Распределительная (распределение  ВНП) и контрольная функция обуславливает  сущность бюджета как экономической  категории. В качестве таковой бюджет представляет собой систему экономических  отношений, на основе которых планируются  доходы и расходы государства.

Государственный бюджет страны – основной финансовый план образования  и использования общегосударственного фонда денежных ресурсов. Бюджетная  система государства, представляющая собой совокупность всех видов бюджетов, призвана играть важнейшую роль в  реализации финансовой политики государства, цели которой зависят от его экономической  политики.

 Взаимосвязь между  отдельными звеньями бюджетной  системы, организацию и принципы  ее построения принято называть  бюджетным устройством. 

Бюджетное устройство любой  страны определяется формой государственно-правового  устройства государства. Государственное  устройство является элементом формы  государства.

По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее  из равноправных субъектов. Их несколько  видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения. Поэтому в стране должен выполняться принцип бюджетного федерализма. В мировой практике сущность бюджетного федерализма определяется как нормативно-законодательное  установление бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных  и региональных уровней власти и  управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы

Построение бюджетной  системы Российской Федерации основано на Конституции РФ и конституциях республик в составе РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст.71 и 132) и Бюджетным  кодексом РФ (ст.10) бюджетная система  Российской Федерации состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджетов субъектов  Российской Федерации (региональных  бюджетов) и бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов, в  том числе: 

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты  внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы на соответствующий  год представляет собой консолидированный бюджет РФ (Рис 1).

 




 



 

 

 

Рис.1. Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ

 

Характер взаимодействия бюджетов различных уровней между  собой, его нормативно-правовое закрепление, уровень централизации и децентрализации  бюджетной системы и определяет межбюджетные отношения в государстве.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма  состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и  достойного уровня жизни.

Для централизованной бюджетной  системы характерна высокая степень  концентрации налоговых и иных поступлений  в федеральном бюджете, средства которого в ходе так называемого  межбюджетного выравнивания перераспределяются между нижестоящими бюджетами путем  предоставления им разнообразных субсидий. Такая система позволяет мобилизовывать и целенаправленно использовать значительные бюджетные средства прежде всего в общегосударственных  интересах. Но при этом остается слишком  мало возможностей для учета фактических  потребностей отдельных территорий (субъектов федерации и муниципальных  образований) и обеспечения их заинтересованности в расширении собственных доходов  потенциалов.

Децентрализация бюджетной  системы, уменьшающая концентрацию бюджетных доходов в «центре», соответственно сокращает объем  перераспределяемых средств, но почти  никогда не избавляет полностью  от необходимости применения механизмов межбюджетного выравнивания. Это  обусловлено минимум двумя главными мотивами. Во-первых, пока нигде не удавалось  на практике обеспечить полного соответствия величины налоговых и иных бюджетных  доходов объему расходных обязательств соответствующих органов власти; недостаток средств, обычно вынужденно компенсируют бюджетными субсидиями. Во-вторых, существует задача воздействия центральной власти на формирование бюджетной и иной политики территориальных органов исходя из общегосударственных

Конституция закрепила состав субъектов Российской Федерации. В  нее вошли 89 субъектов: 21 республика, 10 автономных округов, 6 краев, 1 автономная область, 49 областей и 2 города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург. Все субъекты Федерации признаны равноправными между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Межбюджетные отношения  основываются на принципах:

- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;

- равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов .во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с этими  принципами отдельные виды бюджетных  доходов и расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Российской Федерации  и из бюджетов субъектов Российской Федерации в местные бюджеты.

Разграничение доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы РФ предполагает два момента. Во-первых, каждый уровень бюджетной  системы – федеральный, региональный или местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

В основе процесса распределения  расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип  равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом и местных  бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование  единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных  услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам (межбюджетные трансферты), а также единый порядок  уплаты федеральных и региональных налогов.

Принцип разграничения доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы РФ разбивается на два  взаимосвязанных принципа. Во-первых, каждый уровень бюджетной системы  – федеральный, региональный или  местный бюджет – имеет равные права на закрепление за ним части  либо полностью доходов, определенных бюджетным законодательством. Во-вторых, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов  РФ и ораны местного самоуправления вправе самостоятельно определять объем  расходов и направления расходования средств соответственно федерального, регионального и местного бюджетов.

 Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. Основной инструментарий межбюджетного выравнивания – межбюджетные трансферты.

Конечная цель межбюджетных отношений и бюджетного федерализма  состоит в обеспечении гарантированного каждому человеку и гражданину страны минимальных социальных услуг и  достойного уровня жизни.

Бюджетная система РФ имеет  три уровня:1) федеральный бюджет; 2)региональные бюджеты; 3) местные бюджеты.

 

1.2  Характеристика  межбюджетных отношений в РФ

 

Одна из важных и сложных  проблем бюджетной политики - межбюджетные взаимоотношения федерального центра и субъектов РФ.

Межбюджетные отношения  – это совокупность отношений  внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов  и расходов между уровнями бюджетной  системы, распределение доходов  между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств  между бюджетами разных уровней  и видов.

Межбюджетные отношения  основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма  наиболее важными из них являются следующие:

- транспарентность (ясность,  прозрачность, гласность) межбюджетных  отношений;

- взаимная ответственность  сторон за исполнение бюджетных  обязательств;

- четкая нормативная регламентация,  исключающая возможность торга  и субъективизма в распределении  бюджетных средств;

- обеспечение гарантий  единого доступа граждан, вне  зависимости от места своего  проживания, к основным социальным  благам и услугам.

Современное состояние межбюджетных отношений в Российской Федерации  в значительной степени зависит  от того, как они складываются между  федеральным центром и регионами.

Информация о работе Межбюдженные отношения в России и пути их решения