Налог Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Работа состоит из  1 файл

nalog.docx

— 40.29 Кб (Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги  -   основной источник  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему государства, которая является важнейшим механизмом системы государственного регулирования  экономики. 

Налоговая система Таджикистана складывается под влиянием различных  экономических, политических и социальных условий. Ее задачи - обеспечение государства  финансовыми ресурсами с помощью  перераспределения национального  дохода; противодействие спаду производства, создание благоприятных условий  для развития предпринимательства; реализация социальных программ.

В настоящее время налоговая  система Республики включает в себя два направления:

  • по типу налогообложения - прямые и косвенные налоги и
  • по распределению налоговых доходов между бюджетами - республиканские и местные налоговые поступления.

Данная тема актуальна, так  как на примере модели налоговой  политики Таджикистана можно понять, к чему необходимо стремиться и чего избегать.

Основной целью данной курсовой работы является изучение системы налогообложения Таджикистана. Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:

  1. Провести анализ налоговой системы Таджикистана;
  2. Изучить местные и общегосударственные налоги Республики Таджикистан;
  3. Провести анализ деятельности налоговых служб Таджикистана;
  4. Рассмотреть организацию налогового регулирования и контроля Республики Таджикистан;
  5. Определить особенности налогообложения нерезидентов;
  6. Рассмотреть  применение международных соглашений в области налогообложения.

 

          Предметом исследования в  курсовой работе является механизм  функционирования налоговой системы  Республики Таджикистан.

Методологической основой  исследования является системный подход к предмету исследования, реализуемый  посредством таких общенаучных  методов, как метод научной абстракции, анализ, сравнение, моделирование.

Информационной базой  данной работы послужили различные учебные пособия по предметам: налоги и налогообложение, налоговые системы зарубежных государств; статьи периодических изданий; налоговый кодекс Республики Таджикистан

1 Общая характеристика  налоговой системы таджикистана

1.1 Особенности налогообложения  в республике Таджикистан

Налоги в настоящее  время представляют важнейший источник или средство для удовлетворения общих потребностей государства. [3]

Налоги являются одним  из признаков государства. Денежные средства, полученные посредством взимания налогов, позволяют государству  осуществлять поставленные перед ним  задачи и функции, независимо от формы  государственного устройства, правления  или политического режима.  
Важной опорой любого как развивающегося, так и развитого государства является формирование его собственной налоговой системы.

После перехода к рыночным отношениям процесс формирования налоговой  системы и налоговых правоотношений в Республике Таджикистан в обязательном порядке должен базироваться на историческом подходе с учетом национальных и  духовных традиций, опыта и методов  налогообложения, сложившихся в  Таджикистане с древнейших времен. [1]

Определяющее значение для  формирования налоговой политики, системы  налогов и налоговой службы Таджикистана имеет введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса. Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы Республики Таджикистан, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

Поступления от общегосударственных  налогов распределяются между республиканским  и местным бюджетами, а также  государственными фондами. Платежи  по местным налогам поступают  в соответствующие местные бюджеты.

В Республике Таджикистан, так  же как и в большинстве стран  СНГ, сложилась двухуровневая налоговая  система (рис 1).

 

Рисунок 1 – Налоговая  система Таджикистана

В рамках первого Налогового кодекса были объединены в один документ все основные административные положения, а также все конкретные налоги, которые администрировались в Республике Таджикистан. В ходе шестилетней  практики применения в первый Налоговый  кодекс было внесено множество поправок, что затрудняло его практическое использование.

Второй, новый, Налоговый  кодекс был принят в ноябре 2004 г. и вступил в силу с 1 января 2005 г. На основе этого Кодекса были установлены 15 республиканских и 4 местных, всего 19 видов налогов. Хотя согласно названному Кодексу были введены различные  виды налогов, последние три года в доходах государственного бюджета  Таджикистана основную долю составляли налог на добавленную стоимость (НДС) (от 30 до 35%), налог на прибыль (от 25 до 32%), акцизный налог (от 5,4 до 9,0%) и  налог с населения (от 5,4 до 9,0%). Если принять налоговые поступления  за 100%, то на долю выше указанных четырех  видов налогов приходилось свыше 85%, а все остальные налоги и  сборы составляли 15%. [4]

Происходящие коренные изменения  в политической, социально-экономической  и иных сферах жизни Республики Таджикистан, связанные с формированием рыночных отношений, выдвигают институты  налогового права в качестве важнейшего инструмента реализации государственной  политики и функциональных обязанностей.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса Республики Таджикистан  налоговая система Республики Таджикистан  представляет собой совокупность предусмотренных  настоящим Кодексом налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а  также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушение  налогового законодательства.  
Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, взимаемые в установленном законодательном порядке, являются источниками формирования республиканского и местных бюджетов.

Согласно ст. 5 Налогового кодекса Республики Таджикистан  налогом является платеж в государственный  бюджет, носящий обязательный и индивидуально  безэквивалентный характер. [5]

Несмотря на то что налоговое  законодательство Республики Таджикистан, в отличие от законодательства других государств о налогах и сборах , содержит понятие "налоговая система", для реализации требований данного  нормативного акта необходима активность субъектов финансовой деятельности государства. [6] 

Нынешний этап - это этап совершенствования налоговой системы, рационализации структуры налоговых  органов, ее адаптирования к складывающимся условиям экономического развития, а  также международным торгово-экономическим  отношениям.

Таким образом, в нынешних условиях суверенного Таджикистана необходимо существование развитой и устойчивой налоговой системы, которая эффективно и справедливо  служила бы интересам национального  государства. Для достижения этой цели необходимо в первую очередь знание теории правового регулирования  налоговых платежей и иных государственных  сборов, а также практически эффективных  и справедливых методов налогообложения.  

 

1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана

Общегосударственные налоги действуют на территории всей страны и формируют основу доходной части  государственного бюджета.

Поступления от общегосударственных  налогов распределяются между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан.

Налоги исчисляются в  денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан. [5]

Общегосударственные налоги Республики Таджикистан представлены на рисунке – 2.

Рисунок 2 – Общегосударственные  налоги Республики Таджикистан 

С учетом части 7 статьи 2 настоящего Кодекса, освобождение от любого общегосударственного налога или изменение налоговой  ставки, предусмотренных настоящим  Кодексом, может осуществляться путем  внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс. [5]

Плательщиками налога на добавленную  стоимость являются все предприятия  и организации вне зависимости  от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д. Налогоплательщиками являются также индивидуальные, семейные, фермерские, частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Республики, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории Таджикистана.

Объектами обложения НДС  являются налогооблагаемые операции и  налогооблагаемый импорт. Согласно таджикскому налоговому законодательству налогооблагаемыми операциями являются поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (кроме освобождённых от НДС). Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основе суммы (стоимости, в том числе в натуральной форме), которую получает или имеет право получить налогоплательщик от клиента или от любого другого лица, включая любые пошлины, налоги и (или) другие сборы, но без учёта НДС.

Ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота и (или) налогооблагаемого импорта.

Налогоплательщиками акцизного  налога являются все юридические  и физические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров  на территории Таджикистана и импорт подакцизных товаров.

Объектом налогообложения  в отношении подакцизных товаров, производимых на территории Таджикистана, налогооблагаемой операцией является отпуск подакцизных товаров за пределы  производственного помещения, а  в случае импорта – налогооблагаемой операцией является импорт подакцизных  товаров на территорию Республики в  соответствии с таможенным законодательством.

Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц в  Таджикистане во многом схож с механизмами  его взимания в странах СНГ. Однако в Республике имеются определённые особенности в обложении данным налогом. В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия и организации резидентные и иностранные. Ставки налога представлены на рисунке 3.  

Рисунок 3 – Ставки налога на доходы организаций

В качестве объекта налогообложения  выступает разница между валовыми доходами и вычетами. Отличительной  же особенностью является порядок определения  объекта налогообложения по предприятиям-нерезидентам. Прибыль таких предприятий, полученная через постоянные учреждения в Таджикистане, облагается в общепринятом порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным учреждением, в качестве объекта  обложения выступает доход у  источника выплаты без осуществления  вычетов.

Налог с продаж (хлопка-волокна  и алюминия) имеет ограниченный круг применения. Плательщиками данного  налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна  и алюминия первичного. Введение данного  вида налога обусловлено тем, что хлопок и алюминий являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики.

Объектом налогообложения  является стоимость товаров собственного производства, реализованных товаров, полученных в обмен на другие товары, переданных безвозмездно или с частичной  оплатой, в залог, по фьючерсным (форвардным) сделкам, передаваемых в качестве давальческого  сырья или связанных с переменой  владельца (переработчика).

Ставки налога с продаж для расчёта сумм налога определяются в процентах от биржевой цены облагаемых товаров: для хлопкового волокна  – 15%, для алюминия первичного – 4%.

Налог на имущество предприятий  в Таджикистане установлен в размере 0,5% среднегодовой балансовой остаточной стоимости имущества, рассчитанной как среднеарифметическое остаточной балансовой стоимости такого имущества на начало и конец отчётного года. К числу плательщиков относятся все без исключения юридические лица (в том числе и иностранные), имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчётный счёт и составляющие отдельный баланс на территории государства.

Земельный налог в Таджикистане устанавливается с учётом состава  угодий, их качества и месторасположения  земельного участка, кадастровой оценки земель, характера использования  и экологических особенностей. Плательщиками  данного налога являются юридические  и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные  участки.

Информация о работе Налог Республики Таджикистана