Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Совокупность налогов, сборов,
пошлин и других платежей, взимаемых в установленном
Налоговая система Таджикистана
складывается под влиянием различных
экономических, политических и социальных
условий. Ее задачи - обеспечение государства
финансовыми ресурсами с
В настоящее время налоговая система Республики включает в себя два направления:
Данная тема актуальна, так как на примере модели налоговой политики Таджикистана можно понять, к чему необходимо стремиться и чего избегать.
Основной целью данной курсовой работы является изучение системы налогообложения Таджикистана. Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач:
Предметом
Методологической основой исследования является системный подход к предмету исследования, реализуемый посредством таких общенаучных методов, как метод научной абстракции, анализ, сравнение, моделирование.
Информационной базой данной работы послужили различные учебные пособия по предметам: налоги и налогообложение, налоговые системы зарубежных государств; статьи периодических изданий; налоговый кодекс Республики Таджикистан
1 Общая характеристика налоговой системы таджикистана
1.1 Особенности налогообложения в республике Таджикистан
Налоги в настоящее время представляют важнейший источник или средство для удовлетворения общих потребностей государства. [3]
Налоги являются одним из признаков государства.
Денежные средства, полученные посредством взимания
налогов, позволяют государству осуществлять
поставленные перед ним задачи и функции,
независимо от формы государственного
устройства, правления или политического режима.
Важной опорой любого как развивающегося,
так и развитого государства является
формирование его собственной налоговой
системы.
После перехода к рыночным отношениям
процесс формирования налоговой системы и налоговых
Определяющее значение для формирования налоговой политики, системы налогов и налоговой службы Таджикистана имеет введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса. Этот документ регламентирует общие положения налоговой системы Республики Таджикистан, перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.
Поступления от общегосударственных
налогов распределяются между республиканским
и местным бюджетами, а также государственными
фондами. Платежи по местным налогам поступают
в соответствующие местные
В Республике Таджикистан, так
же как и в большинстве стран СНГ, сложилась двухуровневая
Рисунок 1 – Налоговая система Таджикистана
В рамках первого Налогового кодекса были объединены в один документ все основные административные положения, а также все конкретные налоги, которые администрировались в Республике Таджикистан. В ходе шестилетней практики применения в первый Налоговый кодекс было внесено множество поправок, что затрудняло его практическое использование.
Второй, новый, Налоговый кодекс
был принят в ноябре 2004 г. и вступил в силу
с 1 января 2005 г. На основе этого Кодекса были
установлены 15 республиканских и 4 местных,
всего 19 видов налогов. Хотя согласно названному
Кодексу были введены различные виды налогов,
последние три года в доходах государственного
бюджета Таджикистана основную долю составляли
налог на добавленную стоимость (НДС) (от
30 до 35%), налог на прибыль (от 25 до 32%), акцизный
налог (от 5,4 до 9,0%) и налог с населения (от
5,4 до 9,0%). Если принять налоговые поступления
за 100%, то на долю выше указанных четырех
видов налогов приходилось
Происходящие коренные изменения
в политической, социально-экономической
и иных сферах жизни Республики Таджикистан,
связанные с формированием
Согласно ст. 3 Налогового кодекса Республики
Таджикистан налоговая система Республики
Таджикистан представляет собой совокупность
предусмотренных настоящим Кодексом налогов,
принципов, форм и методов их установления,
изменения и отмены, уплаты и применения
мер по обеспечению их уплаты, а также форм
и методов налогового контроля и ответственности за
нарушение налогового законодательства.
Налоги, сборы, пошлины и другие обязательные
платежи, взимаемые в установленном законодательном
порядке, являются источниками формирования
республиканского и местных бюджетов.
Согласно ст. 5 Налогового кодекса Республики Таджикистан налогом является платеж в государственный бюджет, носящий обязательный и индивидуально безэквивалентный характер. [5]
Несмотря на то что налоговое законодательство Республики Таджикистан, в отличие от законодательства других государств о налогах и сборах , содержит понятие "налоговая система", для реализации требований данного нормативного акта необходима активность субъектов финансовой деятельности государства. [6]
Нынешний этап - это этап совершенствования налоговой
Таким образом, в нынешних
условиях суверенного Таджикистана
необходимо существование развитой
и устойчивой налоговой системы,
которая эффективно и справедливо
служила бы интересам национального
государства. Для достижения этой цели
необходимо в первую очередь знание
теории правового регулирования
налоговых платежей и иных государственных
сборов, а также практически
1.2 Общегосударственные налоги Таджикистана
Общегосударственные налоги действуют на территории всей страны и формируют основу доходной части государственного бюджета.
Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским бюджетом и местными бюджетами в соответствии с бюджетным законодательством Республики Таджикистан.
Налоги исчисляются в денежном выражении и уплачиваются в национальной валюте Республики Таджикистан, если иное не установлено законодательством Республики Таджикистан. [5]
Общегосударственные налоги Республики Таджикистан представлены на рисунке – 2.
Рисунок 2 – Общегосударственные налоги Республики Таджикистан
С учетом части 7 статьи 2 настоящего Кодекса, освобождение от любого общегосударственного налога или изменение налоговой ставки, предусмотренных настоящим Кодексом, может осуществляться путем внесения изменений и дополнений в настоящий Кодекс. [5]
Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д. Налогоплательщиками являются также индивидуальные, семейные, фермерские, частные предприятия, осуществляющие реализацию товаров, работ и услуг, облагаемых данным налогом, предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории Республики, а также международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие эту деятельность на территории Таджикистана.
Объектами обложения НДС являются налогооблагаемые операции и налогооблагаемый импорт. Согласно таджикскому налоговому законодательству налогооблагаемыми операциями являются поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг (кроме освобождённых от НДС). Стоимость налогооблагаемой операции определяется на основе суммы (стоимости, в том числе в натуральной форме), которую получает или имеет право получить налогоплательщик от клиента или от любого другого лица, включая любые пошлины, налоги и (или) другие сборы, но без учёта НДС.
Ставка НДС составляет 20% налогооблагаемого оборота и (или) налогооблагаемого импорта.
Налогоплательщиками акцизного налога являются все юридические и физические лица, осуществляющие производство подакцизных товаров на территории Таджикистана и импорт подакцизных товаров.
Объектом налогообложения в отношении подакцизных
Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц в Таджикистане во многом схож с механизмами его взимания в странах СНГ. Однако в Республике имеются определённые особенности в обложении данным налогом. В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия и организации резидентные и иностранные. Ставки налога представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Ставки налога на доходы организаций
В качестве объекта налогообложения
выступает разница между
Налог с продаж (хлопка-волокна и алюминия) имеет ограниченный круг применения. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна и алюминия первичного. Введение данного вида налога обусловлено тем, что хлопок и алюминий являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики.
Объектом налогообложения является
стоимость товаров собственного производства,
реализованных товаров, полученных в обмен на
другие товары, переданных безвозмездно
или с частичной оплатой, в залог, по фьючерсным
(форвардным) сделкам, передаваемых в качестве
давальческого сырья или связанных с
Ставки налога с продаж для расчёта сумм налога определяются в процентах от биржевой цены облагаемых товаров: для хлопкового волокна – 15%, для алюминия первичного – 4%.
Налог на имущество предприятий в Таджикистане установлен в размере 0,5% среднегодовой балансовой остаточной стоимости имущества, рассчитанной как среднеарифметическое остаточной балансовой стоимости такого имущества на начало и конец отчётного года. К числу плательщиков относятся все без исключения юридические лица (в том числе и иностранные), имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчётный счёт и составляющие отдельный баланс на территории государства.
Земельный налог в Таджикистане устанавливается с учётом состава угодий, их качества и месторасположения земельного участка, кадастровой оценки земель, характера использования и экологических особенностей. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки.