Налог Республики Таджикистана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 12:14, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Работа состоит из  1 файл

nalog.docx

— 40.29 Кб (Скачать документ)

Плательщиками налога на пользователей  автомобильных дорог являются плательщики  НДС – юридические лица, резидентные  предприятия, филиалы и иностранные  предприятия, осуществляющие свою деятельность через постоянные учреждения.

Объектом налогообложения  признаётся поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), подлежащая обложению  НДС, включая поставку товаров, облагаемых по нулевой ставке. Поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг), освобождённые от НДС, не являются объектом налогообложения. При импорте товары, подлежащие обложению НДС, не облагаются на логом на пользователей автомобильных дорог.

Ставка налога устанавливается  дифференцированно: 0,5% - для торговых, заготовительных, снабженческих, сбытовых предприятий; 2% - для других предприятий  и организаций.

Данным налогом не облагаются бюджетные организации, государственные  органы власти и управления, религиозные  объединения и организации, национально-культурные общества, за исключением их предпринимательской  деятельности.

Социальные взносы являются обязательными платежами в Фонд социальной защиты населения Таджикистана, которые в целях осуществления  социального страхования уплачиваются плательщиками страховых взносов  согласно установленным Налоговым  кодексом ставкам к суммам заработной платы или другой налоговой базе.[2]

Плательщиками налога по упрощённой системе являются предприятия, не являющиеся плательщиками НДС, за исключением предприятий, занятых производством подакцизной продукции кредитных организаций, страховщиков, инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Объектом налогообложения  является валовая выручка (ст. 303 НК РТ). Валовая выручка исчисляется  на кассовой основе как сумма выручки  полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период и не реализационных доходов в рамках предпринимательской  деятельности за вычетом налога с  розничных продаж.

Ставка налога устанавливается  в размере 4% от объекта налогообложения. 

Налоговым периодом для предприятий  при применении упрощенной системы  налогообложения является квартал.

Предприятие представляет налоговый  орган в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом декларацию о подлежащей уплате сумме налога и уплачивает в этот же срок причитающийся  налог. [5]

Таким образом, налоговая  система Республики Таджикистан  включает в себя общегосударственные  налоги и местные налоги. Из материала  данной курсовой работы можно сделать  вывод, что основную часть налоговой  системы составляют общегосударственные  налоги, из которых идут основные поступления  в бюджет Таджикистана. 

 

1.3 Местные налоги Таджикистана

Перечень местных налогов, взимаемых на территории Республики Таджикистан определен в семнадцатом разделе Налогового кодекса.

Местные Маджлисы народных депутатов имеют право устанавливать  на своей территории местные налоги, предусмотренные в статьи 6 на основе положений XVII раздела НК.

Акты налогового законодательства, принимаемые местными Маджлисами народных депутатов, должны определять порядок  уплаты и взимания местных налогов. Если в актах налогового законодательства местных маджлисов народных депутатов  не установлено иное при налогообложении  применяются процедурные положения  разделов II и III Налогового кодекса.

Местные Маджлисы народных депутатов имеют право, несмотря на положения, установленные в разделе XVII:

а) исключать отдельные  категории из состава налогоплательщиков или устанавливать для них  пониженные ставки местных налогов;

б) устанавливать пониженные ставки местных налогов.

Инструкции по применению местных налогов издаются соответствующим  местным налоговым органом совместно  с соответствующим местным финансовым органом по согласованию с Министерством финансов Республики Таджикистан и Налоговым комитетом Республики (ст.324). [5]

Местные налоги Республики Таджикистан представлены на рисунке 4.  

Рисунок 4 – Местные налоги Республики Таджикистан

Налог с владельцев транспортных средств уплачивается ежегодно всеми  юридическими и физическими лицами, в том числе иностранными юридическими и физическими лицами, имеющими соответствующие  транспортные средства, к которым  относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие.

Налог с розничных продаж уплачивается юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством  Таджикистана, их филиалами, представительствами  и другими обособленными подразделениями; иностранными юридическими лицами, компаниями, их филиалами и представительствами; индивидуальными предпринимателями, самостоятельно реализующими товары.

Объектом налогообложения  по налогу с розничных продаж признана стоимость товаров, реализуемых в розничной торговле на территории города (района). При реализации товаров налогоплательщик (продавец) должен включить сумму налога в цену товара, предъявляемого к оплате покупателю этих товаров.

Предельная ставка налога с розничных продаж определена налоговым  кодексом в размере 5%. Законодательные  органы местных советов в этом пределе устанавливают ставку на соответствующей территории.

Налогоплательщиками налога на недвижимое имущество признаются физические лица-собственники недвижимого имущества или лица, пользующиеся этим имуществом, являющимся объектов налогообложения в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и находящимся в данном районе (городе).

Объектами налогообложения  признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и  иные здания, строения, помещения и  сооружения (недвижимое имущество).

Налоговой базой по данному  налогу могут быть: рыночная стоимость  объекта, инвентаризационная стоимость  объекта, страховая стоимость объекта  или стоимость объекта, исчисленная  на основе стоимости единицы площади  с учетом её корректировки на коэффициент  местоположения. Местные Маджлиси народных депутатов на своей территории могут  установить один из вышеуказанных механизмов определения налоговой базы.

Ставки налога на недвижимое имущество установлены в статьях 327и 329. [5]

Таким образом, исходя из данного  материала, можно сделать вывод  о том, что в Республике Таджикистан, так же как и в большинстве стран СНГ, сложилась двухуровневая налоговая система. Первый уровень - общегосударственные налоги, второй уровень – местные налоги.

Налоговый кодекс осуществляет эволюционное преобразование налоговой  системы путем устранения выявленных в ходе ее функционирования недостатков  и недочётов.

Изменения, внесенные в  налоговую систему Налоговым  кодексом, направлены на решение следующих задач:

  1. Построение понятной, справедливой и стабильной налоговой

системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов  на всей территории Республики Таджикистан;          

2. Формирование рациональной  налоговой системы, обеспечивающей  сбалансированность общегосударственных  и частных интересов, способствующей  развитию предпринимательства, активизации  инвестиционной деятельности и  наращиванию национального богатства  страны и благосостояния ее  граждан;

3. Создание единой налоговой  правовой базы, совершенствование  системы ответственности за налоговые  правонарушения и улучшение налогового  администрирования. 

2 ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОГО  АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН

2.1 Принципы создания нормативно-правовой  базы в сфере налогового регулирования 

Первое место в системе  налогового законодательства занимают регламенты, утверждаемые Комиссией ЕС, - правовые акты общего и прямого действия. Они предназначены для закрепления наиболее важных решений институтов ЕС по вопросам, не урегулированным налоговым законодательством государств-членов. В частности, путем принятия регламента учреждаются налоги или закрепляются отдельные элементы налога.

С целью гармонизации национальных законодательств Совет и Комиссия ЕС принимают директивы, позволяющие сблизить национальные правовые нормы в установленные сроки для решения интеграционных задач без существенного нарушения налогового суверенитета государств-членов.

Директивы, принятые в отношении  налогов, можно разделить на две группы:

1) директивы, устанавливающие  единые требования к определению

элементов налогов государств-членов и закрепляющие порядок взаимодействия их налоговых органов (например, Директива  № 90/435 от 23 июля 1990 года об общей системе налогообложения материнских и дочерних компаний в разных государствах-членах и др.);

2) директивы, вносящие  изменения и дополнения в принятые  ранее директивы (например, Директива  № 84/386 о внесении изменений  и дополнений в Шестую директиву  о НДС и т.д.).[2]

Существенное место в  системе источников налогового права  большинства стран занимают международные договоры. Среди них наибольший интерес представляют договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые государствами-членами на двусторонней основе, и Конвенция об устранении двойного налогообложения в связи с корректировкой (уточнением размеров) прибыли ассоциированных предприятий.

Порядок правового регулирования  налогов в ЕС во многом определяется сложившимися в сообществах подходами  к проведению интеграционной налоговой  политики и выбором наиболее эффективных  юридических средств достижения их целей, установленных в ст. 2 и 3 Договора о ЕС. Однако в каждом отдельном государстве налоговое право формировалось на основе сложившихся правовых традиций и особенностей развития конкретной финансовой системы. По мере формирования в Европе общего рынка в этих государствах формировалась двухуровневая система европейского налогового права, в основу которой были положены принципы права ЕС. Причем ее функционирование основано на разграничении налоговой юрисдикции и разделении налоговых доходов государств и сообществ.

В ряде государств вопросы  разграничения компетенции центральных и местных органов власти в сфере налоговых отношений находят продолжение в конституционных законах, принимаемых в развитие и на основе прямого предписания конституции. При этом конституционные законы не имеют широкого распространения в качестве источников налогового права. Лишь в некоторых европейских государствах законодатель считает необходимым ввести в этот вид законов финансово-правовые нормы, которые можно разделить на нормы, разграничивающие компетенцию центральных и местных органов государства в области финансов (налогов), и нормы, определяющие виды государственных и местных доходов (налогов).[2]

Налоговые кодексы, как одна из форм универсальных законов, охватывают практически все аспекты налогообложения  и являются наиболее полным источником налогового права, содержащим исчерпывающий  перечень материальных и процессуальных норм о налогообложении. Значение кодексов в системе источников определяется не только их обширным содержанием, позволяющим  подробно регулировать различные виды налоговых отношений, но и большим  влиянием на развитие налогового права  в целом.

Общие законы о налогах  действуют наряду с законами, регулирующими  отдельные виды налогов.[2]

Формирование налоговой системы  в Республике Таджикистан проходило  в условиях социально-экономического и политического краха, почти  полного прекращения производства и, соответственно, налоговых поступлений. В период 1991-1998 годов вводились  в действие отдельные законы и  нормативно-правовые акты в области  налогообложения. Однако итоги функционирования налоговой системы показали невозможность  формирования полноценного бюджета  за счет налоговых поступлений.

Очередным этапом налоговой реформы  стало принятие с 1 января 1999 года Налогового кодекса, в основе которого использованы зарубежные схемы и модели налогообложения. Установлены принципы построения и  функционирования налоговой системы, порядок ввода, изменения и отмены налогов, определено правовое положение  налогоплательщиков, налоговых агентов  и других участников, установлены  положения по определению объектов налогообложения, исполнению налоговых  обязательств, привлечению к ответственности  за налоговые правонарушения. При  создании Налогового кодекса преследовалась цель через такой экономический  инструмент, как налоги, воздействовать на развитие производства, усиление экономической  интеграции, избежание двойного налогообложения.

Для насыщения рынка товарами были значительно уменьшены перечень подакцизных товаров и сумма  взимаемого акцизного налога. В соответствии с принятым Кодексом введены 14 общегосударственных  и 3 местных налога. Поступления от общегосударственных налогов распределяются между республиканским и местным  бюджетами, а также государственными фондами. Платежи по местным налогам поступают в соответствующие местные бюджеты.

Итак, с принятием Налогового кодекса главная задача налоговой реформы достигнута, но установленные налоги, сборы и отчисления пока не обеспечивают тот уровень централизации средств, который позволил бы финансировать необходимые государственные расходы и поддерживать приемлемый дефицит бюджета. 

Информация о работе Налог Республики Таджикистана