Неналоговые доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы планирования неналоговых доходов бюджета 4
1.1. Понятие и роль неналоговых доходов бюджета 4
1.2. Направления и методы планирования неналоговых доходов бюджета 9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета Кыргызской Республики 13
2.1. Анализ организации планирования неналоговых доходов бюджета 13
2.2. Анализ поступления неналоговых доходов бюджета КР 16
2.3. Оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета 21
Заключение 23
Литература 26

Работа состоит из  1 файл

неналоговые доходы бюджета.docx

— 190.76 Кб (Скачать документ)

Неналоговые доходы бюджета

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Теоретические основы планирования неналоговых доходов бюджета 4

1.1. Понятие и роль неналоговых доходов бюджета 4

1.2. Направления и методы планирования неналоговых доходов бюджета 9

Глава 2. Анализ и оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета Кыргызской Республики 13

2.1. Анализ организации планирования неналоговых доходов бюджета 13

2.2. Анализ поступления неналоговых доходов бюджета КР 16

2.3. Оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета 21

Заключение 23

Литература 26

 

 

 

Введение

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна  благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. При этом экономическое  значение бюджета заключается прежде всего в том, что он может активно влиять на общественное воспроизводство посредством налогов, неналоговых доходов, направления мобилизованных ресурсов на развитие приоритетных отраслей. Тем самым бюджет может воздействовать на совершенствование структуры общественного производства, его развитие, оптимизацию стоимостных пропорций в распределении доходов на общегосударственные и внутрихозяйственные нужды, материальную и производственную сферы, а также на отдельные отрасли хозяйства и социальной сферы.

Существование бюджета как особой категории  правового акта позволяет сравнивать общую сумму доходов с общей  суммой расходов, классифицировать расходы  по статьям и определять их относительную  важность и срочность. То есть бюджет представляет собой смету всех финансовых потребностей государства и всех финансовых ресурсов, необходимых для  обеспечения этих потребностей. Кроме  того, в настоящее время необходимо больше уделять внимание неналоговым  доходам и обязательным платежам бюджета.

Объектом исследования курсовой работы являются неналоговые доходы бюджетаКыргызской Республики.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли и особенностей неналоговых  доходов Кыргызской Республики при переходе к  рыночной экономике. Поэтому задачами данной работы являются:

  1. Рассмотрение теоретические основы неналоговых доходов государственного бюджета, основные понятия и виды неналоговых доходов, их классификацию;
  2. Рассмотреть порядок планирования неналоговых доходов бюджета и методов формирования плана.
  3. Изучить состав и содержание неналоговых доходов республиканского бюджета Кыргызской Республики;
  4. Провести анализ поступлений и эффективность планирования неналоговых доходов в бюджет Кыргызской Республики
  5. Показать роль неналоговых доходов республиканского бюджета в условиях рыночной экономики.

Работа состоит из двух глав. В  первой главе рассматриваются теоретические  основы планирования неналоговых доходов, предлагается их состав и классификация, во второй главе рассматривается  поступление неналоговых доходов  в бюджет Кыргызстана и предлагается модель оценки эффективности планирования неналоговых доходов.

 

Глава 1. Теоретические  основы планирования неналоговых доходов  бюджета

    1. Понятие и роль неналоговых доходов бюджета

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующей классификацией и существующим законодательством.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер.Неналоговые  доходы - один из видов доходов государственных  и местных бюджетов. Неналоговые  доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

В соответствии с проектом Бюджетного Кодекса Кыргызской Республики, к неналоговым доходам относятся поступления в бюджет в виде сборов, платежей и иных доходов, установленные нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, доходы от использования государственной и собственности, доходы бюджетных учреждений, полученные от реализации товаров (работ, услуг), средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой,  административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации,  компенсации, а также средства, передаваемые в бюджет на безвозмездной основе, кроме трансфертов1.

Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия  от налоговых поступлений. Порядок  их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных  документов.

К особенностям неналоговых доходов относятся следующие: они могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.

 

Виды неналоговых доходов бюджета

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородныепла-

тежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Поэтому дать обобщающее определение данной группе доходов бюджетов весьма затруднительно. Все их объединяет, пожалуй, лишь одно – все они не являются налогами.

Среди неналоговых доходов можно  выделить следующие их виды (рис.1):доходы от внешнеэкономической деятельности, таможенные сборы, доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от реализации государственных запасов и от внешнеэкономической деятельности, средства целевых бюджетных фондов, административные сборы, штрафы, возмещения ущерба, доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и пр.

 

Рисунок 1. Виды неналоговых доходов

Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.

В соответствии с законодательством  Кыргызской Республики, к неналоговым доходам бюджетов относятся2 сборы, платежи, доходы, санкции.

К сборам относятся следующие:

  1. Сборы, взимаемые за выдачу и замену специальной продукции, прием экзаменов и проведение технических осмотров автомототранспорта
  2. Сбор при регистрации средств массовой информации
  3. Сбор за регистрацию уставных документов общественных объединений
  4. Сборы, взимаемые уполномоченными государственными органами в сфере безопасности ведения работ в промышленности
  5. Сбор за выдачу специалисту свидетельства на право ведения операций с ценными бумагами
  6. Сбор за выдачу лицензии на право ведения профессиональной деятельности по ценным бумагам
  7. Сбор за выдачу лицензий на совершение банковских операций
  8. Сбор за выдачу разрешений на открытие представительств иностранных фирм, банков и организаций
  9. Сбор за выдачу лицензии на осуществление страховой деятельности
  10. Сборы, устанавливаемые решениями Правительства Кыргызской Республики, а также разовые пожертвования
  11. Сбор за вывоз мусора с территорий населенных пунктов
  12. Сбор за парковку автотранспорта
  13. Сбор за проставление апостиля
  14. Сборы (денежные взносы) за осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции

К платежам относятся следующие поступления:

  1. Плата за государственную регистрацию и выдачу лицензии
  2. Плата за содержание воспитанников специальных школ и специальных профессионально-технических училищ
  3. Плата за содержание детей в школах-интернатах
  4. Платежи в бюджет за лом и отходы черных и цветных металлов
  5. Пробирная плата
  6. Поступления от предприятий и организаций за работы, выполненные лицами, арестованными за мелкое хулиганство
  7. Арендная плата от сдачи в аренду государственного имущества
  8. Плата за право осуществления лотерейной деятельности

К доходам, перечисляемым в бюджет, относятся:

  1. Доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству и кладов
  2. Доходы от реализации органами почтовой связи Кыргызской Республики нерозданных почтовых отправлений
  3. Доходы от реализации невостребованных грузов на железнодорожном, водном, воздушном и автомобильном транспорте
  4. Доходы от учреждений и организаций Министерства обороны Кыргызской Республики
  5. Доходы, вырученные от реализации предметов, оказавшихся в качестве подарков от иностранных учреждений, фирм и их представителей во владении граждан 
  6. Возмещение средств, затраченных на лечение граждан, потерпевших от преступных действий
  7. Средства, находящиеся на депозитных счетах бюджетных учреждений
  8. Доходы от Фонда государственных материальных резервов при Правительстве Кыргызской Республики
  9. Превышение доходов над расходами специальных средств бюджетных учреждений

К санкциям относят:

  1. Доходы инспекции исправительных работ
  2. Суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей
  3. Поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий
  4. Санкции за нарушение порядка применения цен
  5. Административные штрафы и иные санкции

Как правило, большинство  неналоговых доходов зачисляются  в местные бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

Роль  неналоговых доходов бюджета

Неналоговые доходы являются средством привлечения дополнительных доходов в бюджетную систему. Так, удельный вес неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета Кыргызской Республики составляет 19-20%. В 2010 году эта сумма достигла 11000 млн.сомов, в 2011 году - 15654 млн.сомов, в 2012 году - 17248 млн.сомов.

Кроме того, доходы от предоставления платных услуг являются свидетельством существующего спроса или потребности населения в определенном виде услуг. Плата за услуги способствует «рационализации» потребления, экономии финансовых ресурсов, и, в конечном счете, осознанию зависимости размера платы за услуги от объема и качества предоставляемых услуг.

Увеличение неналоговых доходов государственного бюджета направлено на достижение цели снижения налогового бремени при сохранении роста доходов бюджета, и в этом заключается основополагающее значение неналоговых доходов.

 

    1. Направления и методы планирования неналоговых доходов бюджета

Планирование неналоговых доходов представляет собой заранее определенную возможность маневрировании потоками неналоговых доходов бюджетов путем использования научно обоснованных форм и методов принятия решений в области управления неналоговыми активами. Основными принципами планирования неналоговыми доходами являются:

    1. Принцип оценки результатов планирования на основе критериев социальной (затраты соотносятся с благами, получаемыми обществом) и экономической (затраты соотносятся с экономическими показателями) эффективности;
    2. принцип целеполагания предполагает наличие четко сформулированной цели планирования неналоговыми доходами государства, а также применительно к конкретным объектам;
    3. принцип результативности означает разработку научно обоснованной дивидендной политики и других конкретно выраженных эффектов от планирования неналоговыми активами;
    4. принцип ответственности субъектов планирования

Планирование неналоговых доходов бюджета, также как и организация, регулирование и контроль является составной частью управленияненалоговыми доходами государственного бюджета. Они либо планируются методом «от достигнутого», либо не планируются вообще. Так, при прогнозировании неналоговых поступлений используются данные динамики поступлений за ряд лет с учетом индекса потребительских цен на прогнозируемый год и изменений курса сома. При этом также используются прогнозные данные, представленные центральными государственными органами по следующим  неналоговым поступлениям  республиканского  бюджета:

  • поступления части чистого дохода Национального банка страны;
  • поступления части чистого дохода государственных предприятий;
  • дивиденды на государственные пакеты акций, находящиеся в республиканской собственности;
  • доходы на доли участия в юридических лицах, находящиеся в республиканской собственности;
  • доходы от аренды имущества, находящегося в республиканской собственности;
  • вознаграждения за размещение средств государственных внешних займов;
  • вознаграждения по кредитам, выданным из республиканского бюджета;
  • доходы от продажи вооружения и военной техники;
  • поступления от реализации товаров (работ, услуг) государственными учреждениями;
  • поступления от проведения государственных закупок, организуемых государственными учреждениями;
  • штрафы, пеня, санкции, взыскания, налагаемые государственными учреждениями;
  • другие неналоговые поступления в республиканский бюджет.

Информация о работе Неналоговые доходы бюджета