Неналоговые доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы планирования неналоговых доходов бюджета 4
1.1. Понятие и роль неналоговых доходов бюджета 4
1.2. Направления и методы планирования неналоговых доходов бюджета 9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета Кыргызской Республики 13
2.1. Анализ организации планирования неналоговых доходов бюджета 13
2.2. Анализ поступления неналоговых доходов бюджета КР 16
2.3. Оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета 21
Заключение 23
Литература 26

Работа состоит из  1 файл

неналоговые доходы бюджета.docx

— 190.76 Кб (Скачать документ)

В целом политика участия  региональных администраций в коммерческой деятельности направлена на то, чтобы нивелировать так называемые «провалы рынка». Такие ситуации часто встречаются в социальной сфере и отраслях, связанных с жизнеобеспечением населения товарами и услугами первой необходимости, функционировании городской инфраструктуры — жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта и т. п.

Потребность в применении принципов смешанной экономики  нередко связана не только с экономической  эффективностью, но и с такими понятиями, как «социальная справедливость», «социальная ответственность» и т. п. Таким образом, свои «ниши» в развитой рыночной экономике имеет каждый из типов хозяйственных субъектов, — как государственные предприятия, так и частные коммерческие и некоммерческие организации.

Областная администрации  участвуют в коммерческих предприятиях по следующим основным причинам: для того чтобы сохранить контроль над определенным сектором рынка (прежде всего, обеспечивающим доступность социально-значимых услуг), для поддержания занятости, получения дополнительного дохода, а также из-за невозможность продажи соответствующего государственного или муниципального имущества.

Обычно вклад администрации  в акционерные общества и товарищества состоит из имущества, находящегося в государственной собственности, и денежных средств. Управление пакетами акций и паями, принадлежащими администрациям, а также мониторинг деятельности предприятий с участием администрации осуществляет орган по управлению государственным (муниципальным) имуществом.

Приоритетным направлением деятельности органов управления имуществом в регионе является повышение эффективности управления пакетами акций акционерных обществ, закрепленных в собственности субъектов Кыргызстана с целью:

    • увеличения неналоговых доходов государственного (местного) бюджета;
    • стимулирования развития производства общественных и частных благ, улучшения финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных товариществ и обществ, привлечения инвестиций;
    • оптимизации управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных товариществ и обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением);
    • осуществления институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур).

Другим важнейшим направлением совершенствования системы управления принадлежащими государству пакетами акций в хозяйственных обществах является разработка механизма контроля над деятельностью таких обществ.

 

 

Заключение

Основная часть доходного  потенциала государственного бюджета формируется, конечно, за счёт налоговых доходов. Но неналоговые поступления играют также большую роль в бюджетах всех уровней. Ведь, проанализировав неналоговые поступления, можно сделать вывод о том, насколько эффективно используется государственная собственность, насколько правильно государство занимается внешнеэкономической деятельностью, каким видам неналоговых поступлений следует уделить особое внимание или что стоит изменить для увеличения доходов в государственную казну. И государству необходимо анализировать неналоговые платежи, потому что именно доходы способствуют улучшению уровня жизни населения.

Несмотря на то, что основными  источниками неналоговых доходов  в бюджет составляют поступления  от использования имущества, находящегося в государственной и  собственности, а также поступления от разрешённых  видов деятельности организаций  и доходы от внешнеэкономической  деятельности, неналоговые доходы всё равно составляют незначительную долю доходного потенциала – около 1%. 

Это свидетельствует о  крайне неэффективном использовании  государственной собственности, поскольку её доля в общем экономическом потенциале производственной сферы остаётся достаточно высокой – около 30%, а отдача в виде отчислений от её использования и сдачи в аренду составляет всего лишь 3,5% от доходов бюджета.

Неналоговые доходы играют большую  роль для государства, так как  они являются одним из источников формирования государственного бюджета. Да, неналоговые поступления составляют незначительный процент по отношению к налоговым платежам, но, несмотря на это, государство должно способствовать росту неналоговых поступлений в бюджеты, потому что именно рост неналоговых доходов будет способствовать сокращению дефицита всех уровней.

Таким образом, рост неналоговых  доходов способствует сокращению дефицита всех уровней, а, следовательно, от исполнения доходной части бюджетов зависит  решение публичных, социальных, экономических  и других проблем.

Целью данной работе было попытаться проанализировать неналоговые доходы государственного бюджета Кыргызстана в условиях рыночной экономики.

Структура неналоговых доходов  государственного бюджета не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими годами. Основными источниками неналоговых доходов являются доходы от государственной собственности, административные сборы и платежи.

Следует также отметить, что  в целом растёт роль неналоговых доходов в доходной части бюджета. Это просматривается по динамике структуры доходов государственного бюджета.

На основе комплексного и  многостороннего исследования организации  доходов бюджета и исполнения бюджета можно наметить основные направления развития бюджета в перспективе. Развитие рыночных отношений, усиление роли государственного бюджета в условиях трансформационной экономики в Кыргызстане требует реформирования бюджетного процесса в соответствии с задачами современной бюджетной политики. Это предполагает проведение комплекса мер на всех этапах бюджетного процесса в рамках общей концепции его развития и реформирования.

В частности, в области  формирования неналоговых доходов  можно предложить следующее:

1. Применение более прогрессивных методов планирования и прогнозирования, обеспечивающих многовариантность расчетов на основе экономико-математических методов и моделирования, выбор оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта бюджета.

2. Повышение обоснованности макроэкономических показателей как основы планирования неналоговых доходов бюджета.

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в законодательстве для исчисления неналоговых доходов.

4. Реструктуризация доходов государственного бюджета. Имеется в виду оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов, налогов и неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли рыночных источников в формировании доходов бюджета (поступлений средств от приватизации государственной собственности, продажи принадлежащих государству акций, налогов на собственность и др.). Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходовбюджета.

В результате проведенного анализа  актов бюджетного законодательства, постановлений Правительства Кыргызстана и актов Минфина можно сделать также следующие выводы и предложения.

На сегодняшний день отсутствует единый системообразующий акт, устанавливающий порядок планирования и организации администрирования доходов бюджета, взаимодействия структурных подразделений территориальных органов между собой, а также с другими органами исполнительной власти, вопросы составления отчетности и др.

Таким актом может быть Регламент администрирования Минфином поступления в государственный бюджет отдельных видов доходов.

При разработке данного Регламента необходимо учитывать, что в настоящее время бюджетное законодательство находится в стадии коренных изменений, готовится к принятию Бюджетный Кодекс. Принятие этого основного закона потребует разработки новых подзаконных актов и корректировки действующих в этой области актов.

 

 

Литература

    1. Государственный бюджет. - Учебное пособие./Под ред. М. И. Ткачук – М., Высшая школа, 2011.
    2. Финансы. - Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовеного, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. - М.: Изд-во "Перспектива", 2010. - 520С. 
    3. Финансы. -Учебник для вузов. /Под ред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2010. – 528 стр.
    4. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2007, № 11.
    5. Кудрин А.Л. федеральный бюджет – важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2008 с. 3.
    6. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2009, № 6.
    7. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2007, № 5.
    8. Христенко В. Реформы межбюджетных отношений. - Вопросы экономики /Институт экономики РАН.-2000 .- №8, стр. 4
    9. Жукова Т. В. Неналоговые доходы// Экономический журнал № 4, 2009 С. 6
    10. Карасев М.В. Финансовое право Российской Федерации: Учебник – М. 2007. С. 443.
    11. Мамсуров Т.Д. Бюджетный федерализм: Экономика и политика.- М.: Юнити, 2004
    12. Поляк Г.Б. Финансы , уч. / под ред..-М.: ЮНИТИ – ДАНА , 2008.с.500
    13. Соколовская М. Р. . Правила неналогового планирования//"Газете" №230, С. 25
    14. Шуляк П.Н. Финансы.- М.: ИТК Дашков и К, 2007, с.350
    15. Ялбулганов А. А. "Финансовое право", 2007, N 5 С.16

1Проект бюджетного кодекса Кыргызской Республики. Одобрен и внесен на рассмотрение в ЖогоркуКенешКР постановлением Правительства КР от 15 октября 2012 года № 718

2 Закон Кыргызской Республики «О неналоговых платежах» от 14 апреля 1994 года № 1480-XII (в последней редакции от 16 июня 2011 года № 48)

 


Информация о работе Неналоговые доходы бюджета