Неналоговые доходы бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:01, курсовая работа

Описание

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы планирования неналоговых доходов бюджета 4
1.1. Понятие и роль неналоговых доходов бюджета 4
1.2. Направления и методы планирования неналоговых доходов бюджета 9
Глава 2. Анализ и оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета Кыргызской Республики 13
2.1. Анализ организации планирования неналоговых доходов бюджета 13
2.2. Анализ поступления неналоговых доходов бюджета КР 16
2.3. Оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета 21
Заключение 23
Литература 26

Работа состоит из  1 файл

неналоговые доходы бюджета.docx

— 190.76 Кб (Скачать документ)

Таблица 1

Сравнительный анализ неналоговых поступлений  в государственный бюджет за 2009-2010 гг.

(млн.сом)

Показатели

Факт 

2009 г.

Уд.вес к ВВП 2009 г.

Факт 2010 г.

2009г.-2008г.

% вып.

к 2009 г.

Уд.вес к ВВП 2010г.

ВВП

196423,1

 

212177,4

15754,3

   

Доходы, всего

55357,4

28,18%

57385,0

2027,6

103,7

27,05%

Неналоговые поступления

9058,5

4,61%

11000,2

1941,7

121,4

5,18%

Проценты по депозитам Правительства, находящимся в Национальном банке  КР

54,3

0,03%

38,5

-15,8

70,9

0,02%

Проценты по выданным бюджетным ссудам и кредитам

410,3

0,21%

500,7

90,4

122,0

0,24%

Дивиденды, начисленные на государственный  пакет акций

150,4

0,08%

689,8

539,4

458,6

0,33%

Прибыль Национального банка Кыргызской Республики

774,6

0,39%

445,0

-329,6

57,4

0,21%

Арендная плата

1900,3

0,97%

3220,7

1320,4

169,5

1,52%

Сборы и платежи

466,9

0,24%

395,3

-71,6

84,7

0,19%

Государственная пошлина

340,3

0,17%

267,6

-72,7

78,6

0,13%

Штрафы,санкции,конфискации

317,4

0,16%

243,6

-73,8

76,7

0,11%

Поступления по спец,средствам от бюджетных  учреждений

4525,1

2,30%

4632,0

106,9

102,4

2,18%

Прочие неналоговые доходы

   

567,0

     

 

По отношению к уровню предыдущего года сборы выросли на 1 941,7 млн. сомов, или на 21,4 %. Данный рост связан с увеличением поступлений процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам, дивидендов,  платежей Центра транзитных перевозок, сбора за парковку автотранспорта, поступлений по спецсредствам, прочих неналоговых доходов. В то же время, снизились поступления процентов по депозитам Правительства, находящимся в НБКР, прибыли НБКР, платы за аренду земель и имущества, платы за выдачу лицензий, платы за выдачу сертификатов и др. разрешительных документов,платы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств и госпошлины.

2011 год

Таблица 2

Сравнительный анализ неналоговых поступлений  в государственный бюджет за 2010-2011 гг.

(млн.сом)

Наименование показателей

2010

2011

Факт

план

факт

факт-план

% вып.

% к ВВП

2011-2010

ВВП

212177,4

 

285 989,10

     

73 811,70

Доходы

57385

77 420,49

77 424,28

3,79

100,00%

27,07%

20 039,28

Неналоговые доходы

11000,2

15 539,07

15 654,63

115,56

100,74%

5,47%

4 654,43

в т.ч. неналоговые поступления ГКНС

 

748,67

960,16

211,50

128,25%

0,34%

960,16

в т.ч. поступления специальных средств  от бюджетных учреждений

4632

6 205,82

5 485,56

-720,26

88,39%

1,92%

853,56

Доходы от собственности и проценты

4894,7

7 896,64

8 141,77

245,12

103,10%

2,85%

3 247,07

Проценты

539,2

561,38

605,40

44,02

107,84%

0,21%

66,20

Дивиденды и прибыль

1134,8

4 144,10

4 284,80

140,70

103,40%

1,50%

3 150,00

Арендная плата

3220,7

3 191,16

3 251,57

60,40

101,89%

1,14%

30,87

Доходы от продажи товаров и  оказания услуг

662,9

7 079,52

6 503,91

-575,62

91,87%

2,27%

5 841,01

Административные сборы и платежи

662,9

873,71

1 023,77

150,07

117,18%

0,36%

360,87

Поступления от оказания платных услуг

0

6 205,82

5 480,14

-725,68

88,31%

1,92%

5 480,14

Штрафы, санкции, конфискации

243,6

279,50

335,94

56,44

120,19%

0,12%

92,34

Добровольные трансферты, кроме грантов

0

0,00

8,90

8,90

 

0,00%

8,90

Прочие неналоговые доходы

567

283,40

664,11

380,71

234,34%

0,23%

97,11


В 2011 году произошел  рост неналоговых поступлений в  сравнении с 2010 годом на 4654 млн.сомов, план по неналоговым поступлениям был выполнен на 100 процентов. Доля неналоговых доходов в ВВП составила 5.47%, в т.ч. доля поступлений от спец.средств – около 2 процентов, доходы от собственности и проценты – около 3 процентов, доходы от продажи товаров и оказания услуг – 2.3 процента, поступления от оказания платных услуг – около 2 процентов. По всем статьям наблюдается превышение по сравнению с 2011 годом.

Рисунок 2. Структура неналоговых доходов в 2011 году

Невыполнение плана по неналоговым доходам произошло  по статьям Поступления от спец.средств - план выполнен на 88 процентов, доходы от продажи товаров и услуг – план выполнен на 92 процента, поступления от оказания платных услуг – план выполнен на 88 процентов.

Наибольшую долю в неналоговых  поступлениях занимают доходы от собственности и проценты (52%), в т.ч. дивиденды и прибыль (27%), арендная плата (21%); доходы от продажи товаров и услуг (42%), в т.ч. поступления от оказания платных услуг (35%).

 

2012 год

Объем неналоговых поступлений  по Налоговому комитету Кыргзыской Республики составил  1236,2 млн. сом, что составило 114,0% от прогнозного показателя. По сравнению с 2011 годом поступления увеличились на  276,1 млн.сом или на  28,8%.  Удельный вес неналоговых платежей к ВВП увеличился на 0,05 процентных пункта и составил 0,44процентных пункта.

На рис.3 видна положительная  динамика поступлений неналоговых  доходов в бюджет республики, особенный  рост произошел в с 2010 года.

Рисунок 3

Основными составляющими  неналоговых доходов являются доходы от собственности, дивиденды и прибыль, проценты, арендная плата, административные сборы и платежи, поступления  от оказания платных услуг, административные штрафы и санкции, добровольные трансферты кроме грантов и прочее.

Неналоговые поступления государственного бюджета за 2012 год составили 17248 млн. сомов или 92,8% от плана (сумма невыполнения – 859,8млн. сомов). Невыполнение плана в основном связано с недобором специальных средств, а также дивидендов, платы за обслуживание счетов, сбора за вывоз мусора и госпошлины.

По отношению к уровню предыдущего года сборы выросли на 1 941,7 млн. сомов, или на 21,4 %. Данный рост связан с увеличением поступлений процентов по выданным бюджетным ссудам и кредитам, дивидендов,  платежей Центра транзитных перевозок, сбора за парковку автотранспорта, поступлений по спецсредствам, прочих неналоговых доходов. В то же время, снизились поступления процентов по депозитам Правительства, находящимся в НБКР, прибыли НБКР, платы за аренду земель и имущества, платы за выдачу лицензий, платы за выдачу сертификатов и др. разрешительных документов, платы за регистрацию и перерегистрацию транспортных средств и госпошлины.

Рисунок 4. Структура неналоговых доходов в 2012 году

2013 год

Неналоговые поступления  республиканского бюджета в 2013 году составили 5 746,4 млн. сом или 150,9% от плана (сумма перевыполнения – 1 938,5 млн. сом). По отношению к уровню предыдущего года неналоговые доходы выросли на23,0%, или на 1 075,4 млн. сом, что связано,  в основном с ростом поступлений специальных средств бюджетных учреждений.

2.3. Оценка эффективности планирования неналоговых доходов бюджета

Методология расчета показателей эффективности управления неналоговыми доходами государства включает в себя следующие составляющие:

  1. Коэффициент неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к ВВП;
  2. Коэффициент роста неналоговых доходов бюджета определяется как отношение неналоговых поступлений в бюджет отчетного периода к неналоговым поступлениям в бюджет предыдущего периода;
  3. Коэффициент качества планирования неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических неналоговых поступлений в бюджет к плановым неналоговым поступлениям в бюджет;
  4. Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета определяется как отношение фактических поступлений чистых неналоговых доходов в бюджет к плановым поступлениям чистых неналоговых доходов в бюджет.

Модель управления доходами от государственных активов строится на основе их разделения на две группы:

1) невозобновляемые доходы (единовременные поступления от продажи государственного и казенного имущества, от приватизации);

2) возобновляемые доходы (регулярные поступления в виде дивидендов, отчислений от прибыли, арендные платежи и т.п.).

Система показателей эффективности  менеджмента неналоговых доходов  представлена в таблице 2.

Таблица 2

Показатели эффективности менеджмента  неналоговых доходов и их оценка

Показатель

Формула расчета

Обозначения

Нормативное значение

Коэффициент неналоговых доходов  бюджета Кннд

Кннд = ННДотч / ВВП

ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ВВП - валовой внутренний продукт

0,25-0,3

Коэффициент роста неналоговых доходов  бюджетаКlннд

Кlннд = ННДотч / ННДпред

ННДотч - неналоговые поступления в бюджет отчетного периода ННДпред - неналоговые поступления в бюджет предыдущего периода

≥ 1

Коэффициент качества планирования неналоговых  доходов бюджета Кннд(планир)

Кннд(планир) = ННДфакт / ННДплан

ННДфакт - фактические неналоговые поступления в бюджет ННДплан - плановые неналоговые поступления в бюджет

> 1

Структурный коэффициент неналоговых  доходов Кстр

Кстр = ННДч / ННДобщ

ННДч - чистые неналоговые доходы бюджета ННДобщ - совокупные неналоговые доходы бюджета

=< 1

Коэффициент качества планирования чистых неналоговых доходов бюджета Кl ННДч

Кl ННДч = ННДч (факт) ННДч (план)

ННДч (факт) - фактические поступления чистых неналоговых доходов в бюджет ННДч (план) - плановые поступления чистых неналоговых доходов в бюджет

< 1

Коэффициент чистых неналоговых доходов  государства К ННДч(г)

К ННДч (г) = ННДч / ВВП

ННДч - чистые неналоговые доходы бюджета

0,05

Коэффициент чистых неналоговых доходов  бюджета К ННДч(б)

К ННДч (б)= ННДч / Дб

ННДч - чистые неналоговые доходы бюджета Дб - доходы бюджета

0,1


Одним из основных источников неналоговых доходов бюджета  Кыргызской Республики являются поступления  от использования государственной собственности, а именно доходы от аренды имущества, в том числе земли, доходы от приватизации, дивиденды от хозяйственных обществ с государственной долей собственности, отчисления части прибыли государственных предприятий.

Эффективность управления государственной собственностью зависит не только от ее специфических черт и методов воздействия на нее, но и от скоординированности деятельности региональных и государственных органов власти. Государственная экономическая политика должна быть направлена на оптимизацию структуры государственной собственности, которая соответствовала бы функциональным задачам органов власти, и на формирование единой, взаимосвязанной системы экономических отношений, имеющих целью значительное повышение эффективности использования всех форм собственности. 

Политика по управлению государственной  собственностью должна строиться на базе четкого определения интересов региона в хозяйственных обществах и унитарных предприятиях: в каких предприятиях, в какой степени и с какими целями государство принимает в них участие. Это позволит качественно повысить эффективность деятельности предприятий госсектора экономики, реализовать меры по оптимизации его состава.

Совершенствование системы  управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей:

    • максимально возможное повышение доходности объектов региональной недвижимости;
    • наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования недвижимости;
    • стимулирование развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости;
    • исключение возможности для коррупции в процессе управления недвижимостью;
    • вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства.

Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям:

    • увеличение доходов бюджета от использования государственного имущества;
    • своевременная разработка и принятие соответствующей нормативной правовой базы;
    • сближение ставок за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы;
    • обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества.

Увеличение доходов (рентных  платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в региональную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества.

Информация о работе Неналоговые доходы бюджета