Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения на примере Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание

Различают понятие уровня жизни в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова уровень жизни - это взаимосвязанный комплекс экономических, социальных, культурных, природных и других условий жизни людей. Он характеризуется всей системой социально-экономической статистики.

Содержание

Введение……………………………………………………………......………….3
Глава 1. Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения..................................................................................................................5
1.1 Уровень жизни: понятие и система показателей………………………........5
1.2 Показатели доходов населения……………………………………………....7
1.3 Дифференциация доходов и уровень бедности…………………………....10
1.4 Социальные нормативы…………………………………………………......16
1.5 Показатели потребления населением товаров и услуг…………………....17
Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения Чувашии...............22
2.1 Краткая экономическая характеристика Чувашской республики……......22
2.2 Анализ динамики среднедушевых денежных доходов населения…….....25
2.3 Оценка тесноты связи между средней заработной платой и прожиточным минимумом…………………………………………………………………….....26
2.4 Определение тесноты связи между размером пенсии и среднедушевым доходом, а также прожиточным минимумом в Чувашии……………………..29
2.5 Прогнозирование методом экстраполяции………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………..…...33
Список использованной литературы……………………………….…………..35

Работа состоит из  1 файл

политика доходов и зп.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

     Номинальные доходы (НД) - сумма начисленных доходов. Основным показателем денежных трудовых доходов является номинальная заработная плата как сумма денег, начисленная работникам и являющаяся вознаграждением за выполненную работу.

     Располагаемые доходы (РД) - номинальные доходы за вычетом налогов и обязательных платежей (НП), т.е. доходы, фактически остающиеся в распоряжении населения. Поэтому  их можно считать конечными доходами. К ним относится показатель фактически выплаченной (чистой) заработной платы

     РД=НД-НП.

     Доля  этой части в общем объёме номинальных  доходов составит

     d =(НД-НП)∕НД.

     Реальные  доходы характеризуются количеством  потребительских товаров и услуг, которые может приобрести население на располагаемые (конечные) доходы для удовлетворения своих личных потребностей.

     Существенные  расхождения между размером номинальных  и реальных доходов связаны с  изменением покупательной способности  рубля - показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели доходов приобретают, если для расчетов используются постоянные цены, либо их изменение учитывается с помощью индекса покупательной способности рубля (I ) или индексов цен на потребительские товары и услуги ( I ).

     Реальные  располагаемые доходы населения (РРД) рассчитываются по формуле:

     РРД=(НД-НП)I , или РРД=(НД-НД)I .

     Так как

     d =(НД-НП)∕НД, то

     НД-НП=НД∙ d .

     Отсюда

     РРД=НД∙ d ∙ I .

     Аналогично  рассчитываются реальные совокупные доходы (РСД) населения как совокупные доходы (СД) с поправкой на покупательную способность рубля:

     РСД=СД ∙I

     или

     РСД=СД

     Для характеристики динамики денежных доходов  населения строятся соответствующие  индексы. При этом следует учитывать, что не всякий рост денежных доходов  при наличии инфляции в экономике может свидетельствовать о повышении уровня жизни населения, а только рост в реальном выражении с корректировкой на индекс потребительских цен. Важнейшим является индекс реальных располагаемых доходов:

     I = =I I I

     Следовательно, скорость изменения реальных располагаемых доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности рубля.

     Индекс  реальных доходов в расчете на душу населения

     I = │ = │ =I ∕I .

     Особое  значение в анализе доходов населения  имеют показатели средней номинальной  и средней реальной заработной платы.

     Средняя номинальная заработная плата (НЗП) рассчитывается по отдельным предприятиям, учреждениям, организациям, по отраслям и формам собственности, регионам и по стране в целом как отношение начисленного фонда оплаты труда (ФОТ) к соответствующей численности работников (Т):

     НЗП=ФОТ∕Т.

     Номинальная заработная плата - это заработная плата, фактически начисленная работникам в соответствии с количеством затраченного ими труда. Её реальное содержание определяется покупательной способностью рубля.

     Средняя реальная заработная плата (РЗП) характеризует  ее покупательную способность, т.е. выражается через количество продовольственных  товаров и услуг, которое работающие могут приобрести на свою среднюю заработную плату. Средняя реальная заработная плата определяется исходя из средней НЗП за вычетом налогов и обязательных платежей (НП) и индекса цен на потребительские товары и услуги населению ( I ):

     РЗП=(НЗП-НП) ∕ I .

     Индекс  реальной заработной платы может  быть рассчитан как

     I =I ∕ I или I = I ∕I .

     Например, если номинальная заработная плата  увеличилась в текущем году на 33%, а цена за этот же период возросли на 18,5%, то реальная заработная плата увеличилась только на 12,2%. Это означает, что работающие могли приобрести на свою заработную плату товаров и услуг больше, чем в предыдущем году, только на 12,2%. 

     1.3 Дифференциация доходов  и уровень бедности

     Под дифференциацией доходов понимается объективно обусловленный существующей системой производственных отношений результат распределения доходов, выражающий степень неравномерности благ. Исследование дифференциации доходов населения - одна из актуальных задач статистика, которая заключается в установлении масштабов расслоения населения по уровню доходов и выявлении основных факторов, создающих предпосылки для такого расслоения.

     Дифференциация  совокупных душевых доходов формируется  не только под воздействием трудовых различий, но и в результате влияния демографических факторов (числа работающих в семье, числа детей, соотношения иждивенцев и работающих), уровня и источников совокупного дохода семьи (домашнего хозяйства), жилищных условий и наличия накопленного имущества, уровня профессионального образования трудоспособных членов и его реализация в занятиях и т.д. При изучении дифференциации основным источником являются данные выборочных обследований, данные о денежных доходах, полученные из баланса доходов и расходов населения, а также данные бюджетной и массовой статистики.

     Дифференциация  доходов изучается по величине среднедушевого совокупного дохода населения в  целом и по отдельным группам  домохозяйств, по проживающим в городской  и сельской местностях (выделяя хозяйства  пенсионеров, семьи с детьми до 16 лет и т.д.). В статистике бюджетов домашних хозяйств используются среднемесячный совокупный доход и средний доход на одного члена домохозяйств. Среди работающих лиц за основу берется среднемесячная начисленная заработная плата по отраслям экономики.

     Изучение дифференциации осуществляется с помощью вариационных рядов распределения доходов населения. Статистика предоставляет два вида таких рядов:

     1) распределение домашних хозяйств  по размеру среднедушевого денежного  дохода, сгруппированных по интервалам  с заданными (фиксированными) границами. Такое распределение представляется по разным видам домохозяйств (городским, сельским, пенсионеров), а также по домохозяйствам с одним ребенком, двумя, тремя, четырьмя детьми и более;

     2) распределение общего объема  денежных доходов населения по 10- и 20%-ным группам. Распределение на пять доходных групп (по 20%-ным группам) позволяет выделить группы населения: бедные, малообеспеченные, средние, обеспеченные и богатые.

     Для количественной оценки уровня дифференциации используются следующие показатели.

     Средний доход всего населения

      = или = ,

     где Х – срединное значение интервала; f – численность населения в  интервальной группе; d – доля населения  каждой интервальной группы в общей  численности.

     Модальный доход - уровень дохода, наиболее часто встречающийся среди населения.

     Медианный доход - показатель дохода, находящегося в середине ранжированного ряда распределения, т.е. половина населения имеет доход  ниже, а вторая половина - выше медианного.

     Коэффициенты  дифференциации доходов, характеризующие размер превышения денежных доходов высокодоходных групп населения по сравнению с низкодоходными группами, в частности децильный коэффициент дифференциации доходов населения. Показывает, во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения (т.е. максимальный доход 90% населения) превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения

     К =Д ∕Д ,

     где Д и Д - соответственно 9-е и 1-е децильное значение величины доходов.

     Децильные значения доходов определяются по формуле

 

     Д =X +i , 

     где k – номер децильной группы; f – общий объем ряда распределения (сумма частот); X - нижняя граница интервала, в котором содержится дециль с номером k (интервал, в котором содержится дециль с номером k , в дальнейшем будет называться децильным); i - величина (размах) интервала, в который попадает k-й дециль; - сумма частот ряда распределения, накопленная до начала k-го децильного интервала; f - частота ряда распределения в k-м децильном интервале.

     Коэффициент фондов ( ) характеризуется соотношением между средними доходами в десятой и первой децильных группах:

      = ,

     где - среднедушевой доход 10% населения с наименьшими доходами; - среднедушевой доход 10% населения с самыми высокими доходами.

     Коэффициент фондов можно рассчитывать и как

      = ∕ ,

     где и - суммарный доход соответственно 10% самой бедной и 10% самой богатой частей населения.

     Индекс  концентрации доходов, или коэффициент  Джини, характеризует неравенство  в распределении доходов населения  между отдельными группами. Его величина находится в пределах от нуля до единицы. Чем ближе к единице, тем выше уровень неравенства в распределении совокупного дохода.

     Для расчета коэффициента Джини используются данные о распределении домохозяйств (населения) по уровню среднего на домохозяйство (члена домохозяйства) дохода. Вся совокупность делится на группы, обычно равные по численности населения, и определяется доля каждой группы в общей сумме доходов. По накопленным итогам удельных весов (частот) по численности населения и удельных весов в общей сумме доходов. По накопленным итогам удельных весов (частот) по численности населения и удельных весов в общей сумме доходов строится кривая концентрации (кривая Лоренца). Вертикальная ось графика отражает накопленные доли групп в общей сумме доходов (от 0 до 100% или от 0 до 1). Горизонтальная ось - накопленные доли групп населения в общей численности (также от 0 до 100% или от 0 до 1). При равномерном распределении доходов каждая процентная группа населения имела бы точно такую же часть от всей суммы доходов общества. На графике это отражается диагональю, называемой линией равномерного распределения. Фактическое распределение дохода отображается вогнутой вниз линией концентрации. Чем больше эта линия отклоняется от диагонали, тем больше неравномерность распределения доходов (выше уровня концентрации). Коэффициент Джини рассчитывается по формуле

     G=1-2 ∙cum + ,

     где - доля населения в i-й группе; - доля i-й группы в совокупном доходе; cum - кумулятивная (исчисленная нарастающим итогом) доля дохода.

     Коэффициент Джини рассчитывается для оценки уровня концентрации доходов, для межрегиональных  и международных сравнений.

     Одной из характеристик неравенства в  распределении доходов является показатель бедности. К бедным слоям  населения относят тех, чьи доходы ниже границы бедности. В качестве границы бедности используется прожиточный минимум, т.е. уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум включает стоимость минимальной продовольственной корзины, минимально необходимые затраты на приобретение непродовольственных товаров, платных услуг, а также расходов на уплату налогов и других обязательных платежей. Основу прожиточного минимума составляют натуральные сборы продуктов питания по минимальным нормам потребления и сбалансированные по калорийности и химическому составу пищевых веществ.

     Величина  прожиточного минимума рассчитывается Госкомстатом России на душу населения  в целом по стране и по субъектам Федерации с использованием утвержденных потребительских корзин и потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных о расходах населения по обязательным платежам и сборам. Расчеты проводятся по всему населению и по основным социально-демографическим группам. Величина прожиточного минимума утверждается правительством, а в субъектах Федерации - органами исполнительной власти.

     Наиболее  общим показателем, характеризующим  бедность, а точнее - ее распространенность в обществе, является уровень бедности как доля населения с доходами ниже прожиточного минимума. Дополнительно рассчитывают следующие показатели:

     дефицит дохода - объем денежных средств, необходимых  для повышения доходов бедной части населения до границы бедности;

     глубина бедности - показывает, насколько средний  доход бедной части населения  ниже дохода, соответствующего границе  бедности. Так, если глубина бедности равна 25%, то средний доход одного бедного на 25% ниже дохода, соответствующего границе бедности;

     острота бедности - показывает дифференциацию доходов среди бедных. Показатель колеблется от нуля до единицы. При  сближении к единице увеличивается  доля наибеднейшего населения среди  самых бедных; приближение к нулю означает более равномерное распределение доходов бедных. Так, если в I квартале острота бедности была 0,16, а во II квартале - 0,09, то острота бедности снизилась, т.е. уменьшилась доля наибеднейшего населения. 

Информация о работе Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения на примере Чувашской Республики