Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения на примере Чувашской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 21:56, курсовая работа

Описание

Различают понятие уровня жизни в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова уровень жизни - это взаимосвязанный комплекс экономических, социальных, культурных, природных и других условий жизни людей. Он характеризуется всей системой социально-экономической статистики.

Содержание

Введение……………………………………………………………......………….3
Глава 1. Теоретические основы статистического анализа уровня жизни населения..................................................................................................................5
1.1 Уровень жизни: понятие и система показателей………………………........5
1.2 Показатели доходов населения……………………………………………....7
1.3 Дифференциация доходов и уровень бедности…………………………....10
1.4 Социальные нормативы…………………………………………………......16
1.5 Показатели потребления населением товаров и услуг…………………....17
Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения Чувашии...............22
2.1 Краткая экономическая характеристика Чувашской республики……......22
2.2 Анализ динамики среднедушевых денежных доходов населения…….....25
2.3 Оценка тесноты связи между средней заработной платой и прожиточным минимумом…………………………………………………………………….....26
2.4 Определение тесноты связи между размером пенсии и среднедушевым доходом, а также прожиточным минимумом в Чувашии……………………..29
2.5 Прогнозирование методом экстраполяции………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………..…...33
Список использованной литературы……………………………….…………..35

Работа состоит из  1 файл

политика доходов и зп.doc

— 282.50 Кб (Скачать документ)

     1.4 Социальные нормативы

     Важную  роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.

     К основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

     В совокупности они образуют систему  минимальных социальных гарантий как  обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии. 

     1.5 Показатели потребления  населением товаров  и услуг

     В структуре потребления выделяются потребительские товары (продукты питания, непродовольственные товары), услуги материальные (ремонт одежды, обуви, предметов  бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (медицинские, образовательные, культуры и т.п.). Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные). Основным показателем потребления является уровень индивидуального потребления, характеризующий средний размер потребления определенных товаров и услуг на душу населения. Он исчисляется как для населения в целом, так и по отдельным социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий и другим признакам. Расчет уровня индивидуального потребления выполняется следующим образом:

     для отдельных видов товаров и  услуг 

     Y= ; 

     для общего объема потребления 

     Y= , 

     где q – годовой объем потребленных отдельных видов товаров или  услуг; qp – общий объем потребленных товаров и услуг в стоимостном  выражении; - среднегодовая численность населения.

     Сравнение фактического потребления отдельных товаров с нормативным уровнем позволяет определить уровень удовлетворения населения в данном товаре 

      = , 
 

     где - фактическое потребление товара в среднем на душу населения; - нормативный уровень потребления данного товара с среднем на душу населения.

     Динамика  общего и среднедушевого потребления  изучается с помощью индексов. По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения  потребления:

     общего  потребления какого-либо товара 

  • = ,

     где и - объемы потребления отдельных товаров в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах соответственно;

     среднедушевого  потребления отдельного товара 

= = ∕ , или = , 

     где и - среднегодовая (соответственно отчетная и базисная) численность населения.

     Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение соответственного общего и среднедушевого потребления данного товара: 

     ∆q=∑q1-∑q0 и ∆ = - . 

     Индивидуальные  индексы потребления населением отдельных видов услуг, как общие, так и среднедушевые, исчисляются по стоимостной оценке:

     общего  потребления какой-либо услуги

     iy= , 

     среднедушевого  потребления какой-либо услуги 

  • = ∕ = ;

     где y1t0 – стоимость услуги в отчетном периоде по базисным тарифам; y0t0 –  стоимость услуги в базисном периоде.

     Общий индекс потребления двух товаров и более может быть найден по формуле агрегатного индекса физического объема: 

     Iq=  
 
 
 
 
 
 
 

 

Общий индекс потребления услуг на душу населения

= ∕ = ∕ = , 

     где q1 и q0 – количество потребленных товаров  в отчетном и базисном периодах соответственно.

     Общий индекс потребления услуг в целом  по населению

     Iy=  

     и в расчете на душу населения 

  • = ∕ = ∕ = ,

     где y1 и y2 – потребление отдельных  видов услуг в отчетном и базисном периодах соответственно; t0 – тариф  за определенные услуги в базисном периоде.

     Динамика  общего потребления товаров и  услуг характеризуется агрегатным индексом объема потребления в целом  по населению 

     Iq+1=  

     и в расчете на душу населения 

      = ∕ = . 

 

     

Перерасчет  в сопоставимые цены и тарифы производят с помощью индексов 

     ∑q1p0= ; . 

     Агрегатные  индексы дают общую оценку изменения  физического объема потребления, не показывая роли отдельных видов  товаров и услуг. Эта задача решается через средние арифметические взвешенные индексы: 

     Iq= ; Iy= ; 

     Iq= ; Iy= . 

     Сопоставление уровня, структуры и динамики потребления товаров и услуг в различных группах населения, а также межрегиональный сравнительный анализ показателей потребления служат информационной и методологической основой для разработки социальной политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Статистический анализ уровня жизни населения Чувашии

     2.1 Краткая экономическая  характеристика Чувашской  республики

     По  уровню экономического развития Чувашия  находится между «середняками»  и регионами-аутсайдерами. Ее душевой  ВРП, скорректированный на стоимость жизни в регионе, составляет только 54% от среднероссийского. В Приволжском округе хуже только показатели Пензенской области и соседних слаборазвитых республик Волго-Вятского района (Мордовии и Марий Эл).

     В 90-х годах среднедушевые денежные доходы населения Чувашии были меньше прожиточного минимума, хотя республиканский минимум ниже среднероссийского (87%). Восстановительный рост экономики после дефолта и возросшие федеральные перечисления в бюджет республики привели к росту реальных доходов населения в полтора раза. Однако и в 2003 г. Чувашия существенно отставала от более развитых и «богатых» регионов ПФО по покупательной способности доходов населения, опережая только явных аутсайдеров – республику Марий Эл и Коми-Пермяцкий АО. Невысокий уровень доходов, превышающих прожиточный минимум только на 76%, приводит к значительно меньшей дифференциации населения Чувашии по доходу: коэффициент фондов (отношение доходов 10% самых «богатых» и 10% самых бедных) составляет 8,6 раз, в то время как в среднем по стране – более 14 раз.

     Заработная  плата - важнейший источник дохода, на ее долю в структуре доходов  приходится 65% (с дооценкой на скрытые  заработки), как и в среднем  по стране. Социальные выплаты составляют более 19% доходов, что заметно выше их среднероссийской доли (14%).

     Отраслевые  различия в заработной плате имеют  черты, характерные для всех «бедных» регионов страны. Это сильнейший отрыв  заработков в финансовом секторе  и значительно более высокая  оплата труда управленцев, заметное превышение заработков в промышленности и на транспорте относительно средних по республике, меньшее отставание заработной платы в бюджетных отраслях благодаря финансовой помощи из федерального бюджета. Особенность Чувашии – сверхнизкие заработки в сельском хозяйстве, причем отставание этого сектора экономики усилилось в годы экономического роста. Внутрирегиональные различия в заработной плате формируются под воздействием отраслевого неравенства, поэтому наиболее существенны различия между городом и селом. Средняя заработная плата в столице Чувашии и двух других относительно крупных городах (Новочебоксарск и Канаш) выше средней по республике, еще в двух небольших городах близка к ней. В среднюю группу с заработной платой в диапазоне 60-80% от среднереспубликанской входят районы, в составе которых есть малые городаВ 1990-е годы по масштабам распространения бедности Чувашия относилась к наиболее проблемным регионам страны наряду с Марий Эл, Мордовией и Пензенской областью. Причинами стали глубокий экономический кризис, значительная занятость в низкооплачиваемом сельском хозяйстве, низкая покупательная способность доходов. Развитию человеческого потенциала в Чувашии препятствует другая проблема – невысокий уровень образования населения, особенно титульного, половина которого проживает в сельской местности. Если среди русских (88% которых – горожане) высшее и неоконченное высшее образование имеют 21% населения в возрасте 15 лет и более, то среди чувашей – только 13,7%. Образовательный профиль взрослого населения республики смещен в сторону начального профессионального и общего среднего образования, его имеют 35% жителей (в среднем по РФ - 30%). Помимо высокой доли сельского населения, пониженный уровень образования обусловлен и тем, что Чебоксары никогда не были крупным вузовским центром. Однако в последнее десятилетие высшее образование стало развиваться ускоренно: в столице работают 7 вузов (включая филиалы московских вузов), а численность студентов за 1995-2004 гг. выросла троекратно (со 152 до 442 человек на 10 тыс. населения). По обеспеченности студентами республика поднялась на 12-е место в России, хотя такие количественные рывки неизбежно сопровождаются снижением качества обучения.

     Чувашия – пример того, как при слаборазвитой  экономике и низких доходах можно  занять относительно лучшие позиции в интегральных рейтингах благодаря социальным показателям. По индексу развития человеческого потенциала республика занимает 38-е место, в плюс срабатывают более высокое долголетие и возросший охват образованием молодежи. По индексу качества жизни она находится в середине рейтинга (42-е место), как и по индексу инновативности, для региона поздней урбанизации это можно считать достижением. По индексу демократичности Чувашия замыкает первую двадцатку субъектов РФ, что говорит о реальных преимуществах политического развития, в течение длительного периода отмечаемых экспертами.

 

      2.2 Динамика среднедушевых  денежных доходов  населения Чувашии  за 2007-2011 гг.

     Ряд динамики (хронологический, динамический, временной ряд) представляет собой  последовательность упорядоченных во времени числовых показателей, характеризующих уровень развития изучаемого явления. Для характеристики интенсивности изменения во времени используются следующие показатели:

     1)абсолютный  прирост;

     2)темпы  роста;

     3) темпы прироста;

     4) абсолютное значение 1% прироста.

     Когда за основу сравнения берется начальный  уровень ряда, получают базисные показатели; если же сравнение производится с  предыдущим уровнем, то говорят о  цепных показателях. 

Годы Среднедушевые доходы yi Абсолютный  прирост, руб Темп  роста, % Темпы прироста, % Абсолютное  значение 1% прироста, руб
    Цепн. Базис. Цепн. Базис. Цепн. Базис.  
2007 6696,0 - - - 100,0 - 0,0 -
2008 8061,0 -439 +439 116,0 116,0 16.0 16,0 -27,4
2009 11453.3 +737,2 +1176,2 123,1 142,8 23,1 42.8 32,0
2010 13015.1 +1458,1 2634,3 137,1 195,8 37,1 95,8 39,3
2011 13907 +1312,5 3946,8 124,4 243,6 24,4 143,6 53,8
Итого 52312.5 4433,8 - - - - - -

Информация о работе Оценка состояния и прогнозной динамики доходов и уровня жизни населения на примере Чувашской Республики