Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.
Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5
Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
Понятие бюджетной классификации………………………………………11
Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14
2.1 Доходы государства ………………………………………………………...14
2.2 Расходы государства ……………….……………………………………….20
2.3 Сбалансированность бюджета ……………………………………………..28
Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30
Задачи бюджетной политики в Российской Федерации ………………...30
3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества ………………………………………………………………33
3.3 Бюджетная политика в области управления государственным
долгом…………………………………………………………………………….37
Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………
1.3 Понятие бюджетной классификации.
Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.
Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.
Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 06.01.98г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”.
Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группированных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов РФ, обеспечивает выделения финансовых ресурсов.
Доходы бюджета любой страны формируются прежде всего за счет различных налогов, а также за счет некоторых других источников (скажем, через использование или продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества).
Расходы же госбюджета идут по двум основным направлениям: закупки и выплаты. (Рис.1) Государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений и обмундирования для «силовых структур», оборудования и продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и прочее). Государственные выплаты из бюджета(или, по западной терминологии, трансфертные`(1) платежи). К ним относятся пенсии, пособия, дотации`(2) и другие денежные платежи.
налоги
Рис. 1 Основные бюджетные линии
Согласно Бюджетному кодексу РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает: - классификацию доходов бюджетов РФ;
ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.
Трансферт(1) (франц. transfert – от лат. transferre – перенсить, переводить)- (1) передача чего-либо кому-либо (например, права собственности другому лицу); (2) перевод (денежных сумм, золота); (3) перемещение кого-чего-либо.
Дотация(2) (от лат. dotatio – дар,пожертвование) – бюджетные ассигнования (доплата) на покрытие плановых убытков (например, предприятий, выпускающих продукты по социально низким ценам; музеев, театров и т.д.)
Например, доходы бюджетов РФ подразделяются на следующие группы:
Код |
Наименование групп | ||
1000000 |
Налоговые доходы | ||
2000000 |
Неналоговые доходы | ||
3000000 |
Безвозмездные перечисления | ||
4000000 |
Доходы целевых бюджетных фондов | ||
Группа 3000000 “Безвозмездные перечисления” подразделяется на подгруппы: | |||
Код |
Наименование подгрупп | ||
3010000 |
От нерезидентов | ||
3020000 |
От бюджетов других уровней | ||
3030000 |
От государственных | ||
3040000 |
От государственных | ||
Подгруппа 3020000 “От бюджетов других уровней” подразделяется на статьи: |
|||
Код |
Наименование статей | ||
3020100 |
Дотации | ||
3020200 |
Субвенции | ||
3020300 |
Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти | ||
3020400 |
Трансферты и др. |
Глава 2. Структура бюджета.
2.1 Доходы государства.
Теоретически государственные
расходы и доходы должны быть равны.
Но, поскольку, они представляют различные
стороны деятельности государства,
зависят от разных факторов, решают
различные задачи, доходы и занятость,
качественно характеризуют
Бюджет обычно рассматривается как закон, потому, что незначительные колебания в государственных расходах могут приводить к дестабилизации экономики в целом через мультипликатор государственных расходов, нарушая определенность в хозяйственной деятельности экономических агентов. Дестабилизация экономики, нарушение определенности ее развития лишает и государство, и экономических агентов будущего. В таких условиях на первый план выходят не долговременные задачи экономического развития, а краткосрочные (в смысле выживания), поэтому можно сказать, что практика реструктуризации бюджета в середине очередного финансового года означает отсутствие стратегических и долговременных целей государства в развитии экономики. Такого рода политика государства, основанная на отсутствии стратегических целей, отражается на действии всего общества, так как в условиях неопределенности и нестабильности, периодического обесценения финансовых и физических активов (собственности) экономических агентов у них не может быть долговременных целей. Краткосрочные задачи, такие, как доходы и текущее потребление, включая расчеты, платежи, выглядят стратегическими. Это приводит к «поеданию» экономического потенциала страны и лишает ее будущего.
При функционировании государственных финансов возникают два тесно взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государственных структур; использование их на различные государственные потребности.
Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов, второй - государственных расходов.
Государственные доходы представлены
той частью финансовых отношений, которая
связана с формированием
Централизованные
В составе централизованных
государственных доходов
К централизованным государственным
доходам помимо бюджетных относят
ресурсы государственных
Объектом денежных отношений,
составляющих содержание понятия государственных
доходов, выступает стоимость
Главным источником формирования
государственных доходов
Все источники государственных доходов можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
К внутренним доходам - относятся национальный доход и национальное богатство, создаваемые внутри страны и используемые государством для выполнения присущих ему функций. К внешним доходам - относится национальный доход, а в исключительных случаях и национальное богатство другой страны, если они заимствуются в форме государственных займов или поступают в виде репарационных платежей.
Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство аккумулирует необходимые ему денежные средства.
В условиях рыночной экономики
основными методами мобилизации
государственных доходов
Совокупность всех видов
государственных доходов, формируемых
разными методами, образует систему
государственных доходов. Система
государственных доходов
Налоги имеют фискальное,
экономическое и социальное значение.
Обеспечивая органы государственной
власти необходимыми источниками денежных
средств, налоги выполняют свою фискальную
роль. Вместе с тем механизм исчисления
налогов, применяемые налоговые
льготы могут положительно влиять на
развитие общественного производства,
совершенствование его