Особенности бюджетной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5
Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
Понятие бюджетной классификации………………………………………11
Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14
2.1 Доходы государства ………………………………………………………...14
2.2 Расходы государства ……………….……………………………………….20
2.3 Сбалансированность бюджета ……………………………………………..28
Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30
Задачи бюджетной политики в Российской Федерации ………………...30
3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества ………………………………………………………………33
3.3 Бюджетная политика в области управления государственным
долгом…………………………………………………………………………….37

Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсова работа по Экономической теории.docx

— 72.80 Кб (Скачать документ)

Роль государственного бюджета  в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1.  Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие

экономики. С помощью государственного бюджета государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования. В условиях хозяйственных реформ государство усиливает свои позиции в экономике путем изменения методов бюджетного воздействия на общественное производство, используя бюджет. Государство применяет формы прямого и косвенного воздействия на экономику ¾ предоставляет организациям и предприятиям субсидии, государственные инвестиции, осуществляет бюджетное финансирование отраслей, определяющих научно-технический прогресс, добиваясь в конечном итоге изменения народнохозяйственных пропорций. Использование бюджетного механизма для регулирования экономики осуществляется посредством маневрирования поступающими в распоряжение государства денежными средствами. Оно позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общественного производства.

2.     Государственный  бюджет играет важную роль  в решении социальных

проблем. Путем улучшения  бюджетного финансирования учреждений социальной сферы ¾ просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства. В перспективе роль государственного бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Обусловлено это тем, что бюджетные средства в совокупности с внебюджетными фондами являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на более высокий уровень социального обслуживания населения страны. Кроме того, государственный бюджет обеспечивает нивелирование социальных последствий расслоения граждан по их материальному положению.

3.     На современном  этапе развития экономики государственный  бюджет

становится одним из основных инструментов государства в проведении

экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует в своих руках денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4.     Государственный  бюджет играет важную роль  в выравнивании

экономического развития регионов страны путем бюджетного финансирования объектов. Бюджетное финансирование может осуществляться на возвратной и безвозвратной основе. На возвратной основе бюджетные средства предоставляются в виде кредита на капитальные вложения. Эти средства играют важную роль в строительстве объектов (предприятий) культурно-бытового назначения ¾ магазинов, предприятий общественного питания, бытового обслуживания, школ, больниц, жилья, театров и других предприятий.

5.     Основная  роль бюджета состоит в том,  что он ежегодно мобилизует  и

концентрирует денежные накопления предприятий, организаций и населения  в централизованном государственном фонде для финансирования народного

хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороноспособности страны, на содержание органов государственной власти и образования резервов. Роль государственного бюджета далее заключается в том, что он служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Государственный бюджет играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

6. Государственный (федеральный) бюджет ¾ это ведущее звено бюджетной системы. Он играет важную роль в финансировании народного хозяйства, общереспубликанских программ социально-культурных мероприятий,

фундаментальных научных  исследований. Для финансирования этих общереспубликанских мероприятий в руках центральной государственной власти ежегодно должна концентрироваться значительная доля национального дохода.

Государственный бюджет и  сконцентрированные в нем денежные средства дают возможности маневрирования при распределении бюджетных средств с учетом приоритетности финансирования государственных программ.

 

3.3 Бюджетная политика в области  управления государственным долгом.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст.97) дано следующее определение: государственным долгом Российской Федерации являются долговые обязательства  Российской Федерации перед физическими  и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями  и иными  субъектами международного права.

     Государственный долг -  общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

Государственный долг может  быть подразделен на капитальный  и текущий. Капитальный включает в себя всю совокупность долговых обязательств государства на определенную дату; текущий состоит из платежей по обязательствам, которые заемщик  обязан погасить в отчетном периоде.

Государственный долг подразделяется также на внутренний и внешний.

Внутренний  государственный долг – это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным ценным бумагам, размешенным на территории Российской Федерации, включая затраты на погашение и выплату крупного дохода. Внешний государственный долг – это сумма задолженности с начисленными  процентами кредиторам на мировом рынке. Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации – Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейский банк  реконструкции и развития (ЕБРР).

Наблюдается такая тенденция: чем хуже экономическое положение  в промышленности и сельском хозяйстве, тем больше государство заимствует средств, увеличивая объем государственного долга, растут долговые обязательства  в разных формах.

Чрезмерное  увлечение  Правительства России кредитами  стало негативно сказываться  на бюджете, а следовательно, и на финансировании отраслей экономики  и социальной сферы.

Стремительное увеличение бюджетных  расходов, связанных с обслуживанием  внутреннего и внешнего государственного долга, свидетельствует о том, что  государственный долг не стал снижаться  и в отдельные годы даже возрастал.

Выплата процентов подолгу и постепенное погашение основной суммы долга называется обслуживанием долга (задолженности).

В общих расходах федерального бюджета в 2000 году расходы, связанные  с обслуживанием государственного долга составляли 25,7%. Расходы на обслуживание государственного долга  в федеральном бюджете в 2001 году составили огромную сумму – 239,8 млрд. руб., в том числе на обслуживание государственного внутреннего долга – 56,6 млрд.руб. и государственного внешнего долга – 183,2 млрд.руб.

Сегодня внутренний и внешний  государственный долг России колеблется у цифры в 150 млрд. долларов. Это огромная сумма накопленных долгов. Напомним, что весь бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов. Долг России уменьшается слишком медленно. Если Россия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затянется до 3030 года и, причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов (с учетом процентов).

Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять  этим процессом, использовать резервы  сокращения внешнего долга. Под управлением  понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с  помощью совокупности приемов  и  методов для снижения определенного  результата.

Управление государственным  долгом является важнейшим направлением бюджетной политики России. В систему  управления государственным долгом включаются такие элементы, как: разработка общей стратегии государственных  внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости  заимствований, эффективное использование  заемных ресурсов, комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств.

Стратегия бюджетной политики должна быть нацелена на смягчение  «пиков» платежей, на улучшение структуры  долга и снижение стоимости его  обслуживания.

Для этого следует создать  единую систему управления государственным  долгом, включающую в себя всеобъемлющую  и унифицированную систему учета  государственных долговых обязательств, выработку и реализацию единой стратегии  управления государственным долгом. Потребуется внести существенные изменения  в нормативные документы, касающиеся государственного долга и государственных  заимствований, активно использовать известные в международной практике рыночные механизмы для улучшения  структуры долга.

Единая система управления государственным долгом должна обеспечивать соответствие уровня государственного долга и его структуры экономическим  возможностям страны по обслуживанию и погашению финансовых обязательств, а при возникновении потребностей государства в заемных средствах  – их удовлетворение на максимально  выгодных для страны условиях. Являясь  частью бюджетной политики, политика в области управления государственным  долгом должна быть, увязана с другими элементами экономической политики государства, прежде всего с ее денежно-кредитной частью.

В нынешнем году Правительство  Российской Федерации и Банк России подготовили программу бюджетной, денежно-кредитной и структурной  политики, получившую поддержку международных  финансовых организаций. Россия вышла  на новый этап сотрудничества с МВФ, особенностью которого является самостоятельная  разработка экономической программы  и ее реализация без привлечения  кредитов МВФ. Такая политика проводится в 2002 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, исходя из проделанной  мною работы можно сделать следующие  выводы:

Бюджетная политика – это  система форм и методов мобилизации  финансовых ресурсов бюджета деятельность органов власти различных уровней  по составлению, рассмотрению и исполнению бюджетов деятельность органов власти в области организации и использования  бюджета, состоящая в разработке концепции его развитии, принципов  и форм его организации.

Бюджетная политика на очередной  финансовый год определяется Бюджетным  посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале предшествующего  года.

На протяжении всего периода  реформ цели, которые ставились перед  бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая  бюджетная система, приняты Бюджетный  и Налоговый кодексы, развивается  казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства  привело к позитивным сдвигам  в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его  эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

В нынешнем году, как и  в предыдущем, были определены основные задачи бюджетной политики, которые  рассчитаны также и на среднесрочную  перспективу в числе которых  является: повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивого  роста экономики страны на основе стабильного функционирования и  развития бюджетной системы;

  • ориентация бюджетной политики на перспективу, исходя из четкого понимания возможностей федерального бюджета и приоритетов в расходах, обеспечение предсказуемости условий формирования бюджетов всех уровней;
  • создание стабилизационного фонда для снижения в среднесрочной перспективе зависимости российской бюджетной системы от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • продолжение работы по совершенствованию налоговой системы и последовательному снижению налогового бремени;
  • повышение уровня налогового администрирования, в том числе на основе внедрения информационных технологий;
  • более рациональная организация работы налоговых инспекций, сведение к минимуму временных затрат налогоплательщиков по ведению налогового учета, подготовку и сдачу налоговой отчетности, особенно в малом предпринимательстве;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов;
  • финансирование подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в основном на федеральном уровне;
  • модернизация системы обязательного медицинского страхования населения;
  • комплектование российской армии, предусматривающее замещение призыва на воинскую службу системой комплектования по контракту;
  • принятие мер по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России;
  • создание системы четкого и стабильного разграничения доходных и расходных полномочий, что является необходимым условием приведения государственных и муниципальных обязательств в соответствие с реально имеющимися ресурсами для их исполнения.

При планировании бюджетной  политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость  бюджетной политики – ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать  надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.

Информация о работе Особенности бюджетной политики России