Особенности бюджетной политики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является концепция государственного бюджета и бюджетной политики России, как важнейший элемент финансовой системы общества, основные черты бюджетной системы и бюджетного процесса. Важность бюджета для функционирования национальной экономики, в его сложности и многогранности.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….2
Глава 1. Характеристика государственного бюджета……………………...5
Понятие государственного бюджета ………………………………………..5
Основные черты бюджетной системы.……………………………………...8
Понятие бюджетной классификации………………………………………11
Глава 2. Структура бюджета………………………………………………….14
2.1 Доходы государства ………………………………………………………...14
2.2 Расходы государства ……………….……………………………………….20
2.3 Сбалансированность бюджета ……………………………………………..28
Глава 3. Особенности бюджетной политики России ……………………...30
Задачи бюджетной политики в Российской Федерации ………………...30
3.2 Роль государственного бюджета в социально-экономическом
развитии общества ………………………………………………………………33
3.3 Бюджетная политика в области управления государственным
долгом…………………………………………………………………………….37

Заключение ……………………………………………………………………..42
Список литературы …………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Курсова работа по Экономической теории.docx

— 72.80 Кб (Скачать документ)

Вторым по фискальному  значению доходом являются государственные  займы. Они используются не только для  покрытия бюджетного дефицита, но и  для обеспечения различных капитальных  затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики. Рост займов в  период экономического кризиса может  даже опережать увеличение налогов, поскольку последние в силу недостаточной  эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы.

Займы находят применение в разных звеньях государственных  финансов: федеральном, республиканском  и местном бюджете; при формировании внебюджетных фондов; в составе привлеченных средств государственных предприятий. Они широко применяются для покрытия бюджетного дефицита, причем не только на федеральном и республиканском  уровне, но и на местном, а функционирование финансового рынка позволяет  использовать их для покрытия расходов государственных предприятий.

Между налогами и государственными займами существует тесная связь, определяемая тем, что финансовой базой погашения  займов выступают налоги. Растущие расходы государства, связанные  с погашением займов и выплатой процентов  по ним, обусловливают необходимость  повышения налогов. Последнее, может  быть обеспечено как за счет повышения  ставок действующих налогов, так  и путем введения новых видов  налоговых платежей. Существует и  обратное влияние налогов на займы. Например, рост налогов неизбежно наталкивается на сопротивление налогоплательщиков, и правительство, не желая допустить обострения социальной напряженности, идет по пути выпуска все новых и новых займов. Единственным барьером на этом пути является платежеспособный спрос населения и предприятий на государственные ценные бумаги, который, конечно, имеет определенный предел.

Третьим методом мобилизации  государственных доходов является эмиссия, причем не, только бумажноденежная, но и кредитная. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия растущих государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Бумажноденежная и кредитная эмиссии, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, а обусловлены необходимостью покрытия бюджетного дефицита, ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Поэтому страны с развитым рыночным хозяйством обычно стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов. Однако и займы могут ускорять течение инфляционных процессов. Ведь владельцы государственных облигаций, реализуя их на финансовом рынке, могут провоцировать инфляционный процесс, хотя последний протекает не в таких масштабах и не такими темпами, как это происходит при эмиссии.

2.2 Расходы государства.

Государственные расходы  — это часть финансовых отношений, обусловленная использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных  расходов непосредственно связаны  с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы  призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области  развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через  систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

По мере перехода к рынку  и развития многообразных форм собственности  экономическая функция государства  претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с  помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем  прямого вмешательства в воспроизводственный  процесс.

Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволили государству отказаться от командного администрирования с  присущими ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими  запланированные темпы развития общественного производства, и перейти  к финансовому регулированию  экономики путем создания принципиально  иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки  бюджетного механизма. Переход к  финансовому регулированию экономики  даст возможность существенно сократить  государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить  децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.

Специфическим видом государственных  расходов в условиях рыночной экономики  являются затраты на инвестиции в  действующие или вновь создаваемые  предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая  за счет государственных инвестиций собственность передается специальным  органам управления государственным  имуществом.

Государственные расходы  в области экономики имеют  важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке  общественного производства, наращиванию  научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению  всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

Постепенно растут государственные  расходы, обусловленные выполнением  социальной функции государства. Необходимость  обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном  регулировании социальных процессов  вызывает рост соответствующих государственных  расходов, расширение их состава. При  этом основная часть государственных  расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется  за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных  финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию  социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения  и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы государства, обусловленные  его социальной деятельностью, имеют  огромное значение. Формируемые с  их помощью фонды социального  назначения влияют на рост реальных доходов  населения, повышают материальный и  культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства  финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия  по безработице и т.д.

Важную экономическую  и социальную роль играют государственные  расходы, осуществляемые непосредственно  государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных  предприятий охватывают два вида затрат:

во-первых, связанных с  хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;

во-вторых, обусловленных  социальными запросами трудового  коллектива и отдельных работников.

Первый вид затрат необходим  для обеспечения расширенного воспроизводства  основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение  данной задачи позволяет повышать эффективность  хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид  затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.

Выполняя разнообразные  функции, государство несет расходы  не только по финансированию экономики  и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением  государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным  издержкам управления относятся  управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями  и учреждениями. Совершенствование  организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление  аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных  расходов.            

В последнее время существенные изменения претерпевают военные  расходы, обусловленные выполнением  оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция  постепенно будет играть все более  подчиненную роль. И как следствие  этого в экономике страны будут  набирать силу процессы конверсии оборонных  отраслей, снижаться государственные  расходы на содержание оборонных  объектов, сокращаться бюджетные  ассигнования на содержание вооруженных  сил.

Объектом государственных  расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и  его предприятий доходы, что свидетельствует  о тесной количественной взаимосвязи  понятий «государственные доходы»  и «государственные расходы».

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между  собой, составляет систему государственных  расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

• целевое направление  средств;

• безвозвратность расходования государственных ресурсов;

• соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств  означает, что государственные расходы  осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями  расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями  государственных расходов в коммерческой сфере являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.

Принцип безвозвратности  расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нуждаются в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с  сокращением расходов, но обязательно  предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах:

• самофинансирования;

• бюджетного финансирования;

• кредитного обеспечения.

Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных  предприятий за счет их собственных  финансовых ресурсов.

Бюджетное финансирование применяется  для обеспечения затрат, имеющих  общегосударственное значение.

Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих  и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами  разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств  на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение  между названными формами финансового  обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.

Государственные расходы  служат эффективным экономическим регулятором. Так,увеличивая их, государство может расширять совокупный спрос (скажем, через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускарять развитие нужных сфер экономики прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, субвенции(1), гранты(2), кредиты). При этом государственные расходы обладают так называемым мультипликационным эффектом (от лат. multiplication – умножение), т.е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм дает относительно больший прирост ВНП. Подобный «эффект растущего снежного кома» объясняется тем, что увеличение госинвестиций (скажем, в строительство дорог) вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строительства), но и вторичного (производства асфальта), третичного (добычи для асфальта сырья), четвертичного(геологических работ) и т.д. Величину эффекта мультипликации в подобных хозяйственных цепочках отражает особый коэффициент – мультипликатор ВНП,  Он показывает рост национального продукта при данном увеличении объема инвестиций. Так, если инвестиционные расходы, скажем, в 5 д.е. увеличили ВНП на 20 д.е., то мультипликатор равен 4(20:5).

Информация о работе Особенности бюджетной политики России