Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:01, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать целостную картину планирования расходов бюджета на финансирование детских дошкольных учреждений.
Для достижения данной цели перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать основные виды детских дошкольных учреждений;
- определить источники формирования финансовых ресурсов детских дошкольных учреждений;
- проанализировать статьи расходов детских дошкольных учреждений;
Введение 2 Виды детских дошкольных учреждений в системе образования Российской Федерации и источники их финансирования 4 Состав расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений и основы их планирования 13 Перспективы совершенствования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений 24 Заключение 30 Список использованных источников
3. Перспективы совершенствования порядка
планирования расходов бюджета на содержание
детских дошкольных учреждений
Направления и пути совершенствования бюджетного финансирования в РФ непосредственным образом исходят из самих проблем.
Главная из них – размеры финансирования не соответствуют требуемому уровню. Важным фактором улучшения финансового обеспечения образования является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования.
Основным методом совершенствования порядка планирования расходов бюджета на образование, а в частности на содержание детских дошкольных учреждений, является переход бюджетных учреждений на нормативное подушевое финансирование. Нужно отметить, что переход на нормативное финансирование у нас в республике сопровождается определенным сглаживающим механизмом и дает возможность бюджетным учреждениям в течение ряда лет привести свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствие с установленными нормами и требованиями.
Министерство образования и науки России направило в регионы документы, определяющие порядок введения нормативного подушевого финансирования. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования. По мнению составителей документа, предполагаемые механизмы финансирования и оплаты труда создадут условия для повышения заработной платы работников и руководителей образовательных учреждений, помогут оптимизировать учебную нагрузку. Они призваны стимулировать заинтересованность работников образования в предоставлению учащимся равных условий получения образования и должны положительно сказываясь на социальной ситуации.
Норматив бюджетного финансирования в образовании был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».
С
принятием нового законодательства,
связанного с изменением принципов
разграничения бюджетных
В связи с передачей на уровень субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.
Размер субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, в размере, «необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов» (cтатья 29 п.6(1) Закона № 122-ФЗ от 22.08. 2004г.)
Органами
местного самоуправления могут быть
установлены нормативы
Переход на нормативный характер формирования бюджетов детских дошкольных учреждений и распределения бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. И Закон «Об образовании», и вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий, и бюджетное законодательство дают возможность реализовать нормативный принцип.
Одно из направлений правительственной программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг». Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Внедрение новой системы бюджетирования подразумевает и обязательность оценки выполнения учреждениями, предоставляющими услуги дошкольного образования, требуемых результатов, на достижение которых были выделены ассигнования из бюджета. Введение БОР, предполагает обязательное наличие мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности системы дошкольного образования. Мониторинг различных показателей производится на основании данных финансовой и статистической отчетности ежегодно и позволит, определив фактическое финансово-экономическое состояние дошкольных образовательных учреждений, планировать мероприятия по развитию сети, увеличению охвата и повышению доступности дошкольного образования. Текущий контроль может осуществляться с помощью тестирования развития детей, анализа успешности выпускников ДОУ в начальной школе, анкетированием родителей, медицинским мониторингом, однако все это дорогостоящие и не всегда разработанные процедуры, поэтому оценку текущей результативности ДОУ в ряде случаев заменяют контролем соблюдения в учреждении требований к условиям и процедурам образовательного процесса детей. Одним из нормативно-правовых актов фиксирующих баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися ресурсами, регулирующим взаимоотношения производителя и потребителя услуг дошкольного образования, является родительский договор. Таким образом, договор позволит зафиксировать ответственность государства, муниципалитета и родителей за содержание детей, о разделении образовательных и социальных услуг, их стоимости, построить взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей с учётом дифференцированного подхода.
Перевод финансирования
Исходя из всего вышесказанного, следует отметить, что порядок планирования расходов бюджетов на содержание детских дошкольных учреждений после перехода на рыночную экономику усовершенствовался. В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок. Однако все же еще много работы предстоит и государственным и муниципальным органам власти в области дошкольного образования, так как дошкольное образование, образование в целом влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается одной из главных задач государства.
Заключение
Детское дошкольное образование крайне важно с социально-экономической точки зрения, поскольку расширяет возможности участия женщин в общественном производстве, их профессионального и социального развития, а также обеспечивает социализацию 4 млн. детей. Вопросы развития ДДУ касаются буквально каждой семьи с детьми-дошкольниками. Замедление демографической убыли населения также зависит от ситуации с дошкольными учреждениями.
В настоящее время предусмотрен ряд социально направленных программ, в которых важное место отводится дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня нации. Для внедрения платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении будет представлено обоснование, в котором будут определены основные направления деятельности учреждения, масштабы этой деятельности. В результате обоснования будет дана оценка экономической целесообразности внедрения платных дополнительных услуг.
Деятельность учреждений образования Республики Татарстан в 2010 году была направлена на решение поставленной в послании Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова задачи - повышение уровня образования населения. Региональные аспекты финансового обеспечения образования являются не менее важными, чем общегосударственные[6, п.3].
Хотелось бы подвести итоги проделанной нами работы.
В первой главе мы изучали детское дошкольное образование, их виды, основные характеристики, за счет каких источников финансируются. Выяснили, что к основным видам относятся детский сад, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и другие), детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка. Финансирование детских дошкольных учреждений формируется за счёт средств государства (средств бюджета субъекта РФ), финансирования социальных услуг муниципалитет осуществляемое совместно с родителями, за счет родителей, которые оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), финансирования затрат на содержание материальной базы которое осуществляет собственник, и за счет финансирования детских дошкольных учреждений, которое планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.
Во второй главе мы рассмотрели расходы детских дошкольных учреждений и изучили методику их планирования. Планирование расходов для органов местного самоуправления по расчету норматива финансовых затрат на содержание воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях в Республике Татарстан определяют механизм формирования расходов на обучение, воспитание, обеспечение хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в Республике Татарстан. Расходы дошкольных образовательных учреждений формируются на основе нормативов финансовых затрат.
Итак, в результате проделанной работы можно сделать вывод о том, что расходы на дошкольных образовательных учреждений являются расходным обязательством муниципального района и финансируется за счет средств бюджета муниципального района, и совершенствования планирования расходов на дошкольных образовательных учреждений является переход бюджетных учреждений на нормативное подушевое финансирование.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что на данном этапе развития российской экономики данная тема является актуальной и многие ее вопросы подлежат дальнейшему изучению и разработке.
Таким
образом, все поставленные мною задачи
решились в данной работе, и я считаю, что
цель работы достигнута - информация по
данной теме раскрыта в полном объёме.
Список
использованных источников
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992.
2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ №145 от 31.07.98.
3. Единая бюджетная классификация РФ: Приказ МФ РФ от 7.01.2000г.
4. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон №117 от 5.08.2000г. (с измен. от 28.12.2010)
5. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по расчету объема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: 24.03.2008 г.
6. Дошкольное образование
в России в документах и материалах: Сборник
действующих нормативно-правовых документов
и программно- методических материалов./Т.И.Оверчук.-М.:
8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 2007.
9. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 344 с.
10. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 532 с.
11. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2007. - 280с.
12. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ В.К.Сенгачов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 720 с.
14. «Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений»// Образование.-2008.-№4.
15. Социальные услуги
– услуги, которые не являются образовательными:
питание, обслуживание детей, пребывание
детей в дошкольном учреждении, уход, присмотр»//Образование.-2009.-