Перспективы совершенствования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:01, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - дать целостную картину планирования расходов бюджета на финансирование детских дошкольных учреждений.
Для достижения данной цели перед нами поставлены следующие задачи:
- исследовать основные виды детских дошкольных учреждений;
- определить источники формирования финансовых ресурсов детских дошкольных учреждений;
- проанализировать статьи расходов детских дошкольных учреждений;

Содержание

Введение 2 Виды детских дошкольных учреждений в системе образования Российской Федерации и источники их финансирования 4 Состав расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений и основы их планирования 13 Перспективы совершенствования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений 24 Заключение 30 Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

курсач на эту тему.doc

— 253.50 Кб (Скачать документ)

       3. Перспективы совершенствования порядка планирования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений  

    Направления и пути совершенствования бюджетного финансирования в РФ непосредственным образом исходят из самих проблем.

        Главная из них – размеры финансирования не соответствуют требуемому уровню. Важным фактором улучшения финансового обеспечения образования является не только увеличение финансовых ресурсов, но и эффективность их использования.

        Основным методом совершенствования порядка планирования расходов бюджета на образование, а в частности на содержание детских дошкольных учреждений, является переход бюджетных учреждений на нормативное подушевое финансирование. Нужно отметить, что переход на нормативное финансирование у нас в республике сопровождается определенным сглаживающим механизмом и дает возможность бюджетным учреждениям в течение ряда лет привести свою финансово-хозяйственную деятельность в соответствие с установленными нормами и требованиями.

     Министерство  образования и науки России направило  в регионы документы, определяющие порядок введения нормативного подушевого финансирования. Максимум через 3 года принцип «средства следуют за учеником» вступит в полную силу, а региональные и муниципальные управления и самим школы, получат право влиять на систему оплаты труда работников образования. По мнению составителей документа, предполагаемые механизмы финансирования и оплаты труда создадут условия для повышения заработной платы работников и руководителей образовательных учреждений, помогут оптимизировать учебную нагрузку. Они призваны стимулировать заинтересованность работников образования в предоставлению учащимся равных условий получения образования и должны положительно сказываясь на социальной ситуации.

     Норматив  бюджетного финансирования в образовании  был введен Законом «Об образовании» РФ (от 05.01.1996г.). Статья 41 закона устанавливала, что «финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения».

     С принятием нового законодательства, связанного с изменением принципов  разграничения бюджетных полномочий и реформой административной системы, меняется и представление о бюджетных  нормативах финансирования в образовании. Законом №122-ФЗ внесены изменения в Закон РФ «Об образовании», которые закрепляют новый подход к нормативам бюджетного финансирования в образовании. «Финансирование федеральных образовательных учреждений осуществляется на основе федеральных нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений - на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе (статья 41.п.2 Закона № 122 -ФЗ от 22.08. 2004г.).

     В связи с передачей на уровень  субъекта Федерации ответственности за обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в образовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам возможности разработки и принятия нормативов на местном уровне ограничиваются.

     Размер  субвенций определяется в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации, в размере, «необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов» (cтатья 29 п.6(1) Закона № 122-ФЗ от 22.08. 2004г.)

     Органами  местного самоуправления могут быть установлены нормативы финансирования муниципальных ОУ за счет средств местных бюджетов, в первую очередь нормативы расходов на содержание зданий и коммунальных расходов. Развивая логику нового законодательства, местный уровень может принимать нормативы расходов, осуществляемых за счет собственных средств, которые выходят за рамки « реализации основных общеобразовательных программ». Новое законодательство (федеральные законы №№ 122-ФЗ, 131-ФЗ, 95-ФЗ), связанное с разграничением бюджетных полномочий, относит определение нормативов финансирования в образовании на уровень субъекта Федерации, практически снимая вопрос о федеральных нормативах.

     Переход на нормативный характер формирования бюджетов детских дошкольных учреждений и распределения бюджетных средств на подушевой основе не требует внесения изменений в существующее федеральное законодательство. И Закон «Об образовании», и вводимое законодательство по разграничению бюджетных полномочий, и бюджетное законодательство дают возможность реализовать нормативный принцип.

     Одно  из направлений правительственной  программы реструктуризации бюджетного сектора предполагает участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг и нацеливает на формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ. «Нормативно-подушевое финансирование подразумевает возмещение (путем предоставления субсидий) расходов организации на оказание стандартизируемых услуг конкретным категориям потребителей по единым нормативам, рассчитываемым в административном порядке, в том числе - в соответствии с утвержденными отраслевыми нормативами финансовых затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг». Еще одно возможное направление применения нормативов связано с концепцией «бюджетирования, ориентированного на результат». Внедрение новой системы бюджетирования подразумевает и обязательность оценки выполнения учреждениями, предоставляющими услуги дошкольного образования, требуемых результатов, на достижение которых были выделены ассигнования из бюджета. Введение БОР, предполагает обязательное наличие мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности  деятельности системы дошкольного образования. Мониторинг различных показателей производится на основании данных финансовой и статистической отчетности ежегодно и  позволит, определив фактическое финансово-экономическое состояние  дошкольных образовательных учреждений, планировать мероприятия по развитию сети, увеличению охвата и повышению доступности дошкольного образования. Текущий контроль может осуществляться с помощью тестирования развития детей, анализа успешности выпускников ДОУ в начальной школе, анкетированием родителей, медицинским мониторингом, однако все это дорогостоящие и не всегда разработанные процедуры, поэтому оценку текущей результативности ДОУ в ряде случаев заменяют контролем соблюдения в учреждении требований к условиям и процедурам образовательного процесса детей. Одним из нормативно-правовых актов фиксирующих баланс между ожиданиями потребителей и имеющимися ресурсами, регулирующим взаимоотношения производителя и потребителя услуг дошкольного образования, является родительский договор. Таким образом, договор позволит зафиксировать ответственность государства, муниципалитета  и родителей за содержание детей, о разделении образовательных и социальных услуг, их стоимости, построить взаимоотношения дошкольного учреждения и родителей с учётом дифференцированного подхода.

       Перевод финансирования основных  расходов на нормативную основу создает базу для выделения остальных средств на основе «программно-целевого принципа», связанного с достижением конкретных результатов. Развитие этого направления должно ориентироваться на создание стимулов улучшения качества образовательной услуги, повышенного финансового обеспечения тех, кто добивается лучших результатов и т.д. Без введения стандартизированных расходов так называемого нулевого бюджета, который практически и появляется при финансировании по нормативу, сравнение качества работы невозможно. При этом должна возрасти роль самого детского дошкольного учреждения, его администрации в эффективном расходовании ресурсов для достижения максимума результата.

    Исходя  из всего вышесказанного, следует  отметить, что порядок планирования расходов бюджетов на содержание детских дошкольных учреждений после перехода на рыночную экономику усовершенствовался. В условиях меняющегося законодательства подушевое бюджетное финансирование должно обеспечить гарантию того, что каждый учащийся вне зависимости от места проживания, возможностей бюджета того муниципалитета, где он проживает, и прочих условий, получит образовательную услугу стандартного качества и объема. При этом должны быть учтены индивидуальные особенности учащегося, которые выражаются в особенностях программ, по которым обучается ребенок. Однако все же еще много работы предстоит и государственным и муниципальным органам власти в области дошкольного образования, так как дошкольное образование, образование в целом влияет на экономическое развитие, а его обеспечение признается одной из главных задач государства.

 

     Заключение 

        Детское дошкольное образование крайне важно с социально-экономической точки зрения, поскольку расширяет возможности участия женщин в общественном производстве, их профессионального и социального развития, а также обеспечивает социализацию 4 млн. детей. Вопросы развития ДДУ касаются буквально каждой семьи с детьми-дошкольниками. Замедление демографической убыли населения также зависит от ситуации с дошкольными учреждениями.

             В настоящее время предусмотрен ряд социально направленных программ, в которых важное место отводится дальнейшему повышению образовательного и культурного уровня нации. Для внедрения платных дополнительных услуг в дошкольном образовательном учреждении будет представлено обоснование, в котором будут определены основные направления деятельности учреждения, масштабы этой деятельности. В результате обоснования будет дана оценка экономической целесообразности внедрения платных дополнительных услуг.

     Деятельность учреждений образования Республики Татарстан  в 2010 году была направлена на   решение поставленной в послании Президента Республики Татарстан Р.Н.Минниханова задачи - повышение уровня образования населения. Региональные аспекты финансового обеспечения образования являются не менее важными, чем общегосударственные[6, п.3].

      Хотелось бы подвести итоги  проделанной нами работы.

     В первой главе мы изучали детское дошкольное образование, их виды, основные характеристики, за счет каких источников финансируются. Выяснили, что к основным видам относятся детский сад, детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и другие), детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка. Финансирование детских дошкольных учреждений формируется за счёт средств государства (средств бюджета субъекта РФ), финансирования социальных услуг муниципалитет осуществляемое совместно с родителями, за счет родителей, которые оплачивают социальные услуги (в размере, не превышающем 20% от общей стоимости содержания ребёнка в ДОУ), финансирования затрат на содержание материальной базы которое осуществляет собственник, и за счет финансирования детских дошкольных учреждений, которое планируется и организуется учредителем на основе нормативов подушевого финансирования.

              Во второй главе мы рассмотрели расходы детских дошкольных учреждений и изучили методику их планирования. Планирование расходов для органов местного самоуправления по расчету норматива финансовых затрат на содержание воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях в Республике Татарстан определяют механизм формирования расходов на обучение, воспитание, обеспечение хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания, питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений в Республике Татарстан. Расходы дошкольных образовательных учреждений формируются на основе нормативов финансовых затрат.

Итак, в  результате проделанной работы можно  сделать вывод о том, что расходы на  дошкольных образовательных учреждений являются расходным обязательством муниципального района и финансируется за счет средств бюджета муниципального района, и совершенствования планирования расходов на  дошкольных образовательных учреждений является переход бюджетных учреждений на нормативное подушевое финансирование.

    В заключении хотелось бы еще раз отметить, что на данном этапе развития российской экономики данная тема является актуальной и многие ее вопросы подлежат дальнейшему изучению и разработке.

    Таким образом, все поставленные мною задачи решились в данной работе, и я считаю, что цель работы достигнута - информация по данной теме раскрыта в полном объёме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  использованных источников 

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» №3266-1 от 10.07.1992.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон РФ №145 от 31.07.98.

3. Единая бюджетная классификация РФ: Приказ МФ РФ от 7.01.2000г.

4. Налоговый кодекс РФ: Федеральный закон №117 от 5.08.2000г. (с измен. от 28.12.2010)

5. Методические рекомендации для органов местного самоуправления по      расчету объема финансового обеспечения дошкольных образовательных учреждений в Республике Татарстан [Электронный ресурс]: 24.03.2008 г.

6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно- методических материалов./Т.И.Оверчук.-М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2007. - 472с.

8. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ, 2007.

9. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 344 с.

10. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. - 532 с.

11. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ, 2007. - 280с.

12. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./ В.К.Сенгачов, А.И.Архипов и др.; под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. - М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 720 с.

  1. Федеральная программа развития образования. Итоговый отчет по контракту №1050 от 24.05.2004.

 14. «Реформирование и модернизация системы финансирования дошкольных образовательных учреждений»// Образование.-2008.-№4.

15. Социальные услуги – услуги, которые не являются образовательными: питание, обслуживание детей, пребывание детей в дошкольном учреждении, уход, присмотр»//Образование.-2009.-№7. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы совершенствования расходов бюджета на содержание детских дошкольных учреждений