Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа

Описание

Цель написания данной работы, является исследование планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам. Для достижения цели работы, необходимо было решить следующие задачи:
– исследовать необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ;
– рассмотреть методику планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам;
– определить перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам.

Содержание

Введение
1. Необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ
2. Методика планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным.doc

— 333.50 Кб (Скачать документ)

Финансовая помощь может предоставляться в различных формах. Однако наиболее удобной из них является механизм безвозмездных поступлений, в виде дотаций, субсидий и субвенций. В итоге, финансовая помощь  с экономической точки зрения, представляют собой специфически вид собственного дохода местного бюджета, который поступает во временное или постоянное пользование без затрат на его приобретение, с возможностью возврата или на безвозвратной основе. Это основное отличие полученных в рамках финансовой помощи средств от налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, так как их поступление в бюджет связано с формирование определенного объема затрат на их получение. Финансовая помощь из бюджетов субъектов РФ в местные бюджеты в форме безвозмездных поступлений, по своей функциональной направленности, является инструментом регулирования межбюджетных отношений, и решает следующие задачи: выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности (помощь в виде дотаций), компенсации части расходных обязательств (помощь в виде субвенций), софинансирование важных видов расходов (помощь в виде субсидий).

Исследование методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам показало, что планирование финансовой помощи местным бюджетам, достаточно тесно связано со стратегией социально-экономического развития, как самого региона, так и конкретных муниципальных образований. При этом, финансовая помощь муниципальным органам власти, планируются во вторую очередь, так как в первую очередь, с помощью бюджетного планирования определяются доходы местных бюджетов и объемы расходных обязательств, необходимых для реализации целей социально-экономического развития. Технология планирования достаточно проста – после того, как будет выявлен определенных дефицит доходов местного бюджета, органами местного самоуправления или в ряде случаев – непосредственно самими органами власти субъекта РФ, определяются дополнительные источники доходов. Такие данные передаются органам власти субъекта РФ, и после ряда согласований (проверка на законность, на обоснованность, на возможность и т.д.), переводятся в расходную часть проекта регионального бюджета.

Исследование теоретических и методических основ планирования безвозмездных перечислений из бюджета субъекта РФ в местные бюджеты позволяет прийти к следующим выводам. С теоретической точки зрения планирование безвозмездных перечислений связано с процессами определения перспективного объема финансового обеспечения расходных обязательств органов местного самоуправления. Ключевые причины такого планирования две – достижение целей политики межбюджетных отношений в случае перспективного развития территории и повышение сбалансированности местных бюджетов в случае недостаточности собственных доходов местных бюджетов. С методической точки зрения, планирование безвозмездных перечислений из регионального в местные бюджеты предполагает упорядочение, направление и развитие бюджетных поступлений в процессе функционирования бюджетов путем территориального перераспределение финансовых ресурсов в пределах региона. При этом, объем безвозмездных поступлений целиком и полностью зависит от доходного потенциала муниципального образования – чем он ниже и выше объем расходных обязательств, тем больше безвозмездных поступлений из регионального бюджета требуется. Кроме того, в процессы межбюджетного регулирования, вмешиваются особенности каждого муниципального образования. Это требует учета в планировании особенностей конкретного муниципального образования, что финансовых органам субъекта РФ не всегда под силу. В этой связи, функции по осуществлению части плановых расчетов и делегируются муниципальным образованиям.

Исследование перспектив совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам показало, что необходимы определенные шаги к стандартизации предоставления межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов в местные, что позволит более точно планировать действительно необходимый и обоснованный уровень финансовой помощи. В частности, необходимы унификации порядков предоставления дотаций на выравнивание муниципальным образованиям и субвенций. Выработка системы стандартов предоставления межбюджетных трансфертов позволит повысить результативность межбюджетного регулирования, позволит отказаться от неэффективных инструментов бюджетной политики, что в итоге повысит успешность бюджетного планирования.


Список использованных источников

 

1.                  Бюджетный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

2.                  О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 25 сентября 1997 г., № 126-ФЗ. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

3.                  Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федеральный закон от 6 октября 2003 г., № 131-ФЗ. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

4.                  О порядке составления проекта бюджета Республики Татарстан и проекта бюджета Фонда обязательного медицинского страхования Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период: постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.03.2008 № 206. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

5.                  О Порядке представления в Министерство финансов Республики Татарстан субъектами бюджетного планирования реестра расходных обязательств: приказ Министерства финансов РТ от 5 апреля 2006 г. № 02-30. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

6.                  О методических рекомендациях по составлению реестра расходных обязательств субъектами бюджетного планирования: приказ Министерства финансов РТ от 5 апреля 2006 г. № 02-31. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

7.                  Об утверждении Порядка планирования бюджетных ассигнований бюджета Республики Татарстан на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: приказ Министерства финансов Республики Татарстан от 30 апреля 2008 г. № 02-51. – Информ.-правов. система «Эксперт-Гарант». – Версия от 11.02.11 г.

8.                  Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. и др. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Е.Ю. Грачевой). – М.: Проспект, 2009. – 489 с.

9.                  Бобкова О.В., Борисов М.С., Гатин А.М., Колпаков Р.В., Никитина О.В., Романова Е.В., Степанова О.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ. – М.: Инфра-М, 2007. – 556 с.

10.             Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ. – М.: Юстицинформ, 2006. – 567 с.

11.             Бюджетное право. Учебник (под ред. Н.А. Саттаровой). – М.: Деловой двор, 2009. – 299 с.

12.             Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник для вузов. – М.: Юстицинформ, 2007. – 607 с.

13.             Игнатюк Н.А., Павлушкин А.В. Муниципальное право: Учебное пособие. – М.: Юстицинформ, 2007. – 428 с.

14.             Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (под ред. А.Н. Козырина). – М.: Экар, 2005. – 497 с.

15.             Система муниципального управления (под ред. В.Б. Зотова). – СПб.: Питер, 2007. – 576 с.

16.             Бабичев И.В. Цели публично-правовых систем: муниципальные образования, механизмы их формирования. // Журнал российского права. – 2009. – № 4. – С. 38-42.

17.             Завьялов Д.Ю. Стандартизация планирования целевых межбюджетных трансфертов. // Финансы. – 2009. –№ 3. – С. 57-61.

18.             Лагошин С. Субсидии регионам: планирование и мониторинг использования. // Бюджет. – 2008. – № 12. – С. 23-27.

19.             Ларина С.Е. Перспективы развития муниципальных финансов. // Финансы. – 2008. – № 11. – С. 34-36.

20.             Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления. // Гражданин и право. – 2009. – № 4. – С. 32-37.

 

5

 



 

Приложения

Приложение 1

Виды финансовой помощи местным бюджетам из бюджета Республики Татарстан в 2011 году (согласно Закону Республики Татарстан от 21 декабря 2010 г. № 94-ЗРТ)

Вид помощи

Описание

Предназначение

Дотации

Бюджетам городских поселений и муниципальных районов

На выравнивание бюджетной обеспеченности

Субсидии

Для софинансирования расходов местных бюджетов, возникающих при выполнении ряда полномочий связанных с вопросами местного значения

а) на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов поселений, в составе муниципального района;

б) на организацию общедоступного и бесплатного дошкольного и школьного образования, отдыха детей в каникулы;

в) на денежные выплаты медперсоналу, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;

г) на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилого фонда.

Субвенции

На реализацию государственных полномочий

а) по расчету и предоставлению дотаций поселениям из регионального фонда финансовой поддержки поселений;

б) на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и школьного образования;

в) по образованию и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

г) по образованию и деятельности административных комиссий;

д) на молодежную политику;

е) по проведению противоэпидемических мероприятий;

ё) в области организации транспортного обслуживания населения в г.Набережные Челны;

ж) в области жилищно-коммунального хозяйства;

з) по информационному обеспечению образовательных учреждений;

и) в области архивного дела;

й) по организации и деятельности по опеке и попечительству;

к) по государственному контролю в области долевого строительства многоквартирных домов;

л) по государственной регистрации актов гражданского состояния;

м) по расчету и предоставлению субвенций бюджетам поселений, входящих в состав муниципального района, на реализацию полномочий по осуществлению первичного воинского учета при отсутствии военных комиссариатов;

н) на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан в г.Казани;

о) по определению должностных лиц, составляющих протоколы об административных нарушениях в г.Казани;

п) для обеспечения полномочий по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов;

Межбюджетных трансферты местным бюджетам (иные виды финансовой помощи)

Прочая финансовая помощь

а) на обеспечение равного с МВД РФ повышения денежного довольствия (зарплаты) сотрудникам и работникам подразделений милиции общественной безопасности;

б) на комплектование книжных фондов библиотек;

Бюджетные кредиты (иные виды финансовой помощи)

Кредиты без обеспечения на срок до трех лет

Для частичного покрытия дефицитов местных бюджетов и покрытия временных кассовых разрывов, а также на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования по процентной ставке в размере одной четвертой ставки рефинансирования ЦБР

 

5

 



 

Приложение 2

 

Порядок образования и распределения дотаций из регионального фонда финансовой поддержки поселений согласном Бюджетному кодексу РТ от 29 мая 2004 г. N 35-ЗРТ

 

Региональный фонд финансовой поддержки поселений (далее - ФФПП) образуется в составе бюджета Республики Татарстан в целях выравнивания доступа граждан к основным бюджетным услугам и социальным гарантиям, финансируемым из бюджетов поселений. Объем ФФПП определяется ежегодно при составлении проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период с учетом субсидий, перечисляемых из бюджетов поселений в бюджет Республики Татарстан в порядке, установленном статьей 44(10) БК РТ. Соотношения между частями, предусмотренными статьей 44(1) БК РТ, определяются ежегодно при составлении проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период.

Размер дотации поселениям (включая городские округа) из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений для j-го поселения исходя из численности жителей поселения определяется по формуле:

,                                                                                     (1)

 

где: - объем дотации из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений для j-го поселения исходя из численности жителей поселения; - объем ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из численности жителей; - численность населения j-го поселения; n - количество поселений (включая городские округа), имеющих право на получение дотаций из ФФПП. 

Размер дотации поселениям (за исключением городских округов) из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности определяется комбинированным способом. Первая часть распределяется с использованием метода пропорционального выравнивания бюджетной обеспеченности; вторая часть - с использованием метода выравнивания до "гарантированного минимума":

,                                                                                     (2)

где: - общий объем дотации i-му поселению из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности; - объем части дотаций i-му поселению, распределение которой осуществляется методом пропорционального выравнивания; - объем части дотаций i-му поселению, распределение которой осуществляется методом выравнивания до "гарантированного минимума".

Соотношения между частями средств на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, распределяемыми различными методами, определяются ежегодно при составлении проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период. 

Распределение части средств с использованием метода пропорционального выравнивания бюджетной обеспеченности осуществляется по формуле:

,                                                                                    (3)

 

где: - объем части дотаций i-му поселению, распределение которой осуществляется методом пропорционального выравнивания; - доля ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности, распределение которой осуществляется с использованием метода пропорционального выравнивания; - объем ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности; - объем средств, необходимых для достижения i-м поселением уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности; H - объем средств, необходимых для достижения всеми поселениями (за исключением городских округов) уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности.

Определение объема средств, необходимых для достижения i-м поселением уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, осуществляется по формуле:

,                                                                                     (4)

где: - объем средств, необходимых для достижения i-м поселением уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности; - индекс бюджетных расходов i-го поселения; - численность населения i-го поселения; K - критерий выравнивания бюджетной обеспеченности; - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го поселения; - условный налоговый потенциал i-го поселения; n - число поселений (за исключением городских округов), получающих дотации из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности исходя из бюджетной обеспеченности.

Критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности поселений определяется ежегодно при составлении проекта бюджета Республики Татарстан на очередной финансовый год и плановый период с учетом разницы в оценках суммарных потребностей и доходных возможностей муниципальных образований.

Объем средств, недостающих для достижения поселением уровня бюджетной обеспеченности, установленного в качестве критерия выравнивания бюджетной обеспеченности, рассчитывается только по тем поселениям, уровень бюджетной обеспеченности которых меньше критерия выравнивания бюджетной обеспеченности (БОi ≤ К).

После распределения первой части средств ФФПП, распределяемых между поселениями (за исключением городских округов) исходя из уровня бюджетной обеспеченности, определяется достигнутый уровень бюджетной обеспеченности поселений, который используется при распределении второй части средств ФФПП, распределяемых между поселениями (за исключением городских округов) исходя из уровня бюджетной обеспеченности, и рассчитывается по следующей формуле:

Информация о работе Планирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам