Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:54, курсовая работа
Цель написания данной работы, является исследование планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам. Для достижения цели работы, необходимо было решить следующие задачи:
– исследовать необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ;
– рассмотреть методику планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам;
– определить перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам.
Введение
1. Необходимость и формы финансовой поддержки местных бюджетов за счет средств бюджетов субъектов РФ
2. Методика планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам
3. Перспективы совершенствования методики планирования расходов бюджета субъекта Российской Федерации на оказание финансовой помощи местным бюджетам
Заключение
Список использованных источников
, (5)
где: - уровень бюджетной обеспеченности i-го поселения после распределения первой части средств ФФПП, распределяемых между поселениями (за исключением городских округов) исходя из уровня бюджетной обеспеченности; - уровень бюджетной обеспеченности i-го поселения до распределения средств ФФПП, распределяемых между поселениями (за исключением городских округов) исходя из уровня бюджетной обеспеченности; - объем части средств ФФПП i-му поселению, распределенных на первом этапе; - индекс бюджетных расходов i-го поселения; - численность населения i-го муниципального образования; - условный налоговый потенциал i-го поселения; n - число поселений (за исключением городских округов), получающих дотации из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности исходя из бюджетной обеспеченности.
Распределение части средств с использованием метода выравнивания до "гарантированного минимума" осуществляется по формуле:
, (6)
где: - объем части дотаций i-му поселению, распределение которой осуществляется методом выравнивания до "гарантированного минимума"; БО - минимальный уровень бюджетной обеспеченности, до которого осуществляется выравнивание; - уровень бюджетной обеспеченности i-го поселения после распределения первой части средств ФФПП, распределяемых между поселениями (за исключением городских округов) исходя из уровня бюджетной обеспеченности; - индекс бюджетных расходов i-го поселения; - численность населения i-го поселения; - условный налоговый потенциал i-го поселения; n - число поселений (за исключением городских округов), получающих дотации из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности исходя из бюджетной обеспеченности.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности поселения определяется как соотношение его условного налогового потенциала к аналогичному показателю, рассчитанному по всем поселениям (за исключением городских округов), в расчете на одного жителя, с учетом объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг, и рассчитывается по формуле:
, (7)
где: - уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го поселения; - индекс бюджетных расходов i-го поселения; - условный налоговый потенциал i-го поселения; - численность населения i-го поселения; n - число поселений (за исключением городских округов), получающих дотации из ФФПП на выравнивание бюджетной обеспеченности исходя из бюджетной обеспеченности.
Приложение 3
Особенности методик планирования расходов бюджетов субъектов РФ на безвозмездные перечисления местным бюджетам
1. Подушевая методика.
Сущность подушевой методики планирования межбюджетных трансфертов заключается в распределении трансферта между его получателями пропорционально численности жителей, проживающих на соответствующей территории публично-правового образования. В результате на одного жителя приходится одинаковый объем межбюджетного трансферта. При этом, характеристиками подушевого метода планирования распределения межбюджетного трансферта являются следующие [17, с. 59]:
– не учитываются минимальные потребности муниципалитета в финансовых средствах и наличие у него собственных ресурсов;
– учитываются различия между получателями межбюджетного трансферта – только в численности потребителей бюджетных услуг.
Особенности данного метода планирования распределения межбюджетного трансферта позволяют рассматривать потенциал его применения для минимизации отклонений в уровне финансовых возможностей предоставления субсидируемой бюджетной услуги в публично-правовых образованиях. В том случае, если получателем субсидии является муниципалитет, испытывающий потребность в дополнительном финансировании субсидируемого полномочия, то он получит для этого дополнительные ресурсы. Муниципалитет, где такой потребности нет, или она ниже, чем в среднем, благодаря полученной субсидии высвободит часть собственных средств для финансирования иных расходов. Тем самым отклонения будут минимизированы.
Подушевой метод планирования субсидий позволяет с относительной вероятностью решить задачу обеспечения муниципалитетов минимально необходимыми средствами. «Относительно» – потому что предполагается, что изначально территории уже обеспечивают в том или ином объеме исполнение субсидируемого полномочия, а предоставление субсидий является дополнительной поддержкой. Поэтому, для стимулирования к экономному использованию собственных средств или мобилизации собственных доходов данный метод расчета субсидий вряд ли будет удачным.
Но подушевой метод планирования распределения субвенций позволяет, прежде всего, побудить получателя субвенции к более экономному (в сравнении со средне региональным уровнем) использованию ресурсов для предоставления делегированной бюджетной услуги. Для определения объема минимально необходимых средств для исполнения делегированных (переданных) полномочий данный метод подходит меньше.
Для коррекции разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы данный метод, подходит менее всего. Успешным применение данного метода будет в том случае, если стоимость исполнения делегированного полномочия полностью зависит от численности жителей (например – первичный воинский учет – расчет субвенции зависит от численности жителей призывного возраста). В противном случае велика вероятность не снижения расходов на администрирование, а снижения качества предоставления услуг.
Следовательно, подушевой метод планирования распределения межбюджетного трансферта будет оптимальным в следующих случаях:
– для планирования распределения субсидий – если в итоге субсидируется бюджетная услуга, себестоимость которой в различных публично-правовых образованиях различается незначительно;
– для планирования распределения субвенций – если приоритетным является сокращение расходов на исполнение делегированного полномочия.
Продолжение Приложения 3
2. Методика покрытия расчетного финансового разрыва.
В ее рамках, межбюджетный трансферт распределяется между муниципалитетами, пропорционально имеющимися у них расчетными финансовыми разрывами, т.е. разницей между минимальными расходами и минимальными доходами, которые могут быть получены местным бюджетом. Характеристиками этого метода являются следующие особенности [17, с. 59]:
– учитывается наличие собственных доходных ресурсов муниципалитета;
– учитываются потребности муниципалитета в средствах для исполнения собственных расходных полномочий (при этом наряду с формализованной общей методикой может допускаться учет особенностей характерных для того или иного муниципалитета);
– потребности определяются исходя из минимально необходимых затрат на содержание бюджетной сети и штатов.
Особенности распределения межбюджетного трансферта по методике покрытия расчетного финансового разрыва позволяют при планировании распределения субсидий, как и в случае с дотацией, обеспечить получателя минимально необходимыми средствами для исполнения конкретного субсидируемого расходного полномочия. С относительной вероятностью – минимизировать отклонения в уровне финансовых возможностей между муниципалитетами. Но для стимулирования муниципалитетов к повышению экономности использования собственных средств на предоставление субсидируемой бюджетной услуги данный метод планирования также не подходит.
Для распределения субвенций данный метод может быть использован только с учетом определенной корректировки. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ при расчете и распределении субвенции не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы муниципалитета – получателя субвенции. В связи с этим, под расчетным финансовым разрывом в данном случае следует понимать стоимость всего делегируемого расходного полномочия.
Данный метод гарантирует, что получатель субвенции будет обеспечен минимально необходимыми средствами для исполнения делегированных ему полномочий, что не снизит качество их исполнения.
Для коррекции установленного федеральным законодательством разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы данный метод также можно рассматривать как относительно приемлемый: баланс сохраняется, что достигается, опять-таки, благодаря учету особенностей всех получателей, но при этом открытым остается вопрос – с какой целью делегированы полномочия, если изменения не предполагаются.
И как в случае с субсидией для стимулирования получателя к более экономному (в сравнении со средне региональным уровнем) использованию ресурсов для предоставления делегированной бюджетной услуги данный метод планирования не подходит, поскольку не гарантирует снижение затрат. Возможна даже обратная ситуация – в результате делегирования объем затрат на исполнение делегированного полномочия возрастет.
Применение данного метода планирования распределения межбюджетного трансферта будет оптимальным в следующих случаях:
– для распределения субсидий – если приоритетным является доведение («подтягивание») уровня предоставляемой бюджетной услуги до минимально необходимого стандарта;
– для субвенций – если приоритетным является сохранение действующего ранее порядка и после делегирования полномочий. Например, в случае делегирования полномочий по предоставлению мер социальной поддержки населению.
Продолжение Приложения 3
3. Методика выравнивания.
В рамках методики выравнивания распределение межбюджетного трансферта между его местными бюджами осуществляется исходя из показателей, характеризующих способность муниципалитетов исполнять расходные полномочия за счет собственных средств в сравнении с равностатусными муниципальными образованиями. Более всего данный метод планирования распределения межбюджетного трансферта известен благодаря его применению при распределении фондов финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований. Характеристиками метода покрытия расчетного финансового разрыва для распределения межбюджетного трансферта являются следующие [17, с. 61]:
– распределение межбюджетного трансферта осуществляется исходя из приоритета первоочередного обеспечения финансовой помощью наименее обеспеченных территорий, а также исходя из факторов, обуславливающих различие стоимостей, а не самих стоимостей бюджетных услуг;
– расчет факторов удорожания осуществляется по статистико-сетевым показателям, а не на основе выбранных способов исполнения полномочий.
Особенности данного метода позволяют рассматривать потенциал его применения при планировании распределения субсидий для того, чтобы с высокой долей вероятности решить задачу минимизации отклонений в уровне финансовых возможностей предоставления субсидируемой бюджетной услуги в муниципалитетах. При этом он менее подходит для стимулирования муниципалитетов к повышению экономности использования собственных средств на предоставление субсидируемой бюджетной услуги и обеспечения получателя минимально необходимыми финансовыми средствами для исполнения субсидируемого расходного полномочия.
Планирование распределения субвенций по методике выравнивания может быть использовано только без учета показателей, характеризующих собственные доходы муниципалитета. Его применение позволяет побудить получателя субвенции к более экономному (в сравнении со средне региональным уровнем) использованию ресурсов для предоставления делегированной бюджетной услуги, поскольку, хотя и учитываются объективные различия в стоимости предоставления бюджетных услуг в сравнении с другими муниципалитетами, но это не гарантирует передачу необходимых средств в полном объеме.
Данный метод позволяет с относительной вероятностью решить такую задачу предоставления субвенций как передача муниципалитетам минимально необходимых средств для исполнения делегированных (переданных) полномочий. Также обеспечивается коррекция установленного федеральным законодательством разграничения расходных полномочий между уровнями бюджетной системы.
Применение данного метода планирования межбюджетного трансферта будет оптимальным в следующих случаях:
– для распределения субсидий – если приоритетным является стимулирование наиболее нуждающихся территорий в условиях высокого уровня дифференциации муниципальных образований к мобилизации собственных доходов и к экономному использованию бюджетных средств;
– для субвенций (с учетом обозначенной выше корректировки) – если приоритетной является передача полномочия с целью найти наименее затратный способ его реализации. Не подходит в случае делегирования полномочий по выплате мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, населению.