Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка
Через него происходит формирование, распределение и использование централизованного денежного фонда государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.
- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
К собственным доходам бюджетов относятся:
налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах;
неналоговые доходы,
зачисляемые в бюджеты в
доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ
Расходы бюджета – средства поступающие органам государственной власти и управления для осуществления ими своих полномочий.
Расходы бюджета отражают минимальные финансовые затраты на выполнение бюджетных полномочий, утверждаемые Правительством РФ.
Расходы бюджета отражают
экономические отношения
Формами расходов бюджетов являются:
- бюджетные ассигнования;
- трансферты населению;
- субсидии и
субвенции юридическим и
- инвестиции
в уставные капиталы вновь
создаваемых действующих
- кредиты иностранным государствам;
- бюджетные ссуды, дотации;
- средства, направляемые на обеспечение долговых обязательств, в том числе по выданным гарантиям.
Основными классификационными признаками расходов бюджетов являются (согласно бюджетной классификации):
2. ведомственная, предполагает выделение получателей средств бюджета это лица в отношении которых выделены из бюджета средства на их содержание или выполнении определенных полномочий) – министерства, департаменты, учреждения, юридические лица финансируемые из бюджета.
3. экономическая, предполагает подразделение расходов по экономическим элементам:
- текущие, связанные
с содержанием органов государс
- капитальные
предназначены для
В капитальных расходах создан бюджета развития предназначенный для оказания финансовой помощи промышленной сфере.
В расходах бюджета
создаются резервы
БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ)
Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами;
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет должны быть составлены соответственно Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления и утверждены законодательными (представительными) органами, представительным органом местного самоуправления без профицита бюджета.
Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами бюджета, до утверждения бюджета следует осуществить сокращение профицита бюджета в следующей последовательности:
сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ.
Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами;
Причины дефицита
- результат крупных
- результат чрезвычайных
обстоятельств (войн, стихийных бедствий),
когда созданных резервов
- отражают кризисные явления в экономике, развал финансово-кредитных связей и не способность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в государстве.
Бюджетный кодекс определил предельные размеры дефицитов:
- для федерального бюджета дефицит не может превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.
- для бюджета субъекта
РФ не должен превышать 15% утвержденного
общего годового объема
- для местного бюджета не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Кредиты Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ государственных ценных бумаг РФ при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники финансирования дефицитов бюджетов
* для федерального бюджета
- внутренние в форме:
Кредитов кредитных организаций привлеченных в валюте РФ;
Государственные займы, выпущенные от имени государства в валюте РФ;
Бюджетные ссуды, предоставляемые для покрытия кассовых разрывов из бюджетов других уровней.
- внешние в форме:
Кредитов от международных и иностранных кредитных организаций привлеченных в иностранной валюте;
Государственные займы, выпущенные
от имени государства в
* для бюджета субъекта
РФ и муниципалитета
Субфедеральных и муниципальных государственных займов, выпускаемых региональными и муниципальными органами государственной власти;
Кредитов привлекаемых от российских кредитных организаций;
Бюджетных ссуд, предоставляемых из бюджетов других уровней.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
Государственный
долг - обязательства, возникающие из
государственных или
К государственному долгу РФ относятся:
- долговые обязательства
РФ перед физическими и
- долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.
Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственным гарантиям РФ;
5) иным долговым
обязательствам, ранее отнесенным
в соответствии с
Долговые обязательства РФ могут быть:
Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в валюте РФ;
2) объем основного долга по кредитам, которые получены РФ и обязательства по которым выражены в валюте РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным РФ;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте РФ;
5) объем иных
(за исключением указанных)
Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ, обязательства по которым выражены в иностранной валюте;
2) объем основного
долга по кредитам, которые получены
РФ и обязательства по которым
выражены в иностранной валюте,
в том числе по целевым
3) объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным в иностранной валюте.
Порядок осуществления
внешних заимствований
Управление государственным долгом осуществляют:
- РФ – Правительство РФ;
- субъекта РФ – орган исполнительной власти субъекта РФ;
- муниципалитета
– уполномоченный орган
В РФ существует единая система учета государственных долгов. На уровне РФ ведется Государственная долговая книга РФ и ведет ее Министерство финансов РФ.
Ведение государственной долговой книги субъекта РФ, муниципальной долговой книги осуществляется соответственно финансовым органом субъекта РФ, финансовым органом муниципального образования.
БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС И ЕГО ЭТАПЫ
Бюджетный процесс это деятельность органов государственной власти по составлению, рассмотрению, исполнению и контролю за исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
Участниками бюджетного процесса являются:
* Президент Российской Федерации;
* законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
* исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-
* органы государственного (муниципального) финансового контроля;
* органы управления государственными внебюджетными фондами;
Информация о работе Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета