Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка

Описание

Через него происходит формирование, распределение и использование централизованного денежного фонда государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

Госэкзамен по бюджетной системе.doc

— 176.00 Кб (Скачать документ)

ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА

 

 

Бюджет представляет собой основной финансовый план государства. Через него происходит формирование, распределение и использование  централизованного денежного фонда  государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.  Бюджет- это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между государством, предприятиями и населением по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта и национального дохода.

В зависимости от субъекта, для которого составляется бюджет, различают:

* федеральный;

* региональный;

* местный.

С 2009 года в видовом составе бюджета  выделиться обособленно бюджет поселений.

Каждый вышеуказанный бюджет позволяет  финансировать расходы соответствующего уровня. При этом вышестоящий бюджет (региональный, федеральный) является своеобразным гарантом финансирования минимума расходов нижестоящих бюджетов.

Централизация средств в бюджете  позволяет маневрировать ими  сосредотачивая их на решающих участках экономического и социального развития и позволяющих реализовывать  единую финансовую политику.

Бюджету принадлежат  определенные функции. Поскольку бюджет является финансовой категорией ему  присущи те же функции что и  финансам.

Две точки зрения:

1. Традиционная, где выделяется 2 функции:

1) Экономическая. Определяется  процессами перераспределения финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства и сферами жизнедеятельности людей. Главная цель – рост темпов общественного производства и развития производительных сил.

2) Контрольная. Бюджет позволяет  судить о том на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов власти и насколько эффективно они используются.

Современная теория выделяет 3 функции:

1) Аллокационная. Предоставляет обществу за счет бюджетных средств определенные услуги называемые общественными благами.

2) Дистрибутивная. Перераспределение полученных в условиях рыночной экономики доходов => достижение максимального возможного в определенных экономических и исторических условиях социальной справедливости.

3) Стабилизационная. Способность бюджета выступать в качестве инструктивного достижения макроэкономических установок или показателей валового внутреннего продукта.

 

 

 

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА  РФ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ

 

Бюджетная система  РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

 

К бюджетам бюджетной  системы РФ относятся:

1. федеральный  бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;

2. бюджеты субъектов  РФ и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов;

3. местные бюджеты,  в том числе:

* бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов,  бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

* бюджеты городских  и сельских поселений.

 

Бюджетная система  РФ основана на принципах:

  1. единства бюджетной системы РФ.

означает единство*

* бюджетного  законодательства РФ,

*  принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ,

* форм бюджетной  документации и бюджетной отчетности,

* бюджетной  классификации бюджетной системы  РФ,

* санкций за  нарушение бюджетного законодательства  РФ.

2. разграничения  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.

означает закрепление  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами  бюджетной системы РФ, а также  определение полномочий органов  государственной власти по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств.

  1. самостоятельности бюджетов.

Принцип самостоятельности  бюджетов означает право и обязанность  органов государственной власти:

* обеспечивать сбалансированность  бюджетов и эффективность использования  бюджетных средств;

*     самостоятельно  осуществлять бюджетный процесс;

*   устанавливать  налоги и сборы, доходы от  которых подлежат зачислению  в соответствующие бюджеты;

* самостоятельно  определять формы и направления  расходования средств бюджетов;

* предоставлять  средства из бюджета на исполнение  расходных обязательств в форме  межбюджетных трансфертов.

4. равенства  бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований

означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых  доходов бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.

  1. полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

означает, что  все доходы, расходы и источники  финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

  1. сбалансированности бюджета

означает, что  объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений  источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.

7. результативности  и эффективности использования  бюджетных средств

означает, что  при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

  1. общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

означает, что  расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, кроме:

субвенций и  субсидий;

средств целевых  иностранных кредитов;

добровольных  взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с  международными договорами;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;

отдельных видов  неналоговых доходов.

9. прозрачности (открытости);

означает:

обязательное  опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и  отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов;

обязательную  открытость для общества и средств  массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.

Секретные статьи могут утверждаться только в составе  федерального бюджета.

10. достоверности  бюджета;

означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. адресности  и целевого характера бюджетных  средств;

означает, что  бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся  до конкретных получателей бюджетных  средств с указанием цели их использования.

12. подведомственности  расходов бюджетов;

означает, что  получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и  лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных  средств, в ведении которого они  находятся.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

13. единства  кассы.

означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

СОСТАВ БЮДЖЕТНЫХ  ДОХОДОВ

 

Доходы  бюджета – средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке органам управления в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

 

Доходы бюджетов всех уровней формируются за счет:

1. налоговые  доходы

К налоговым  доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. В налоговых доходах учитываются рассрочки и отсрочки по уплате налогов и сборов, а также суммы налоговых кредитов.

 

2. неналоговые  доходы

 К неналоговым  доходам бюджетов относятся:

- доходы от  использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности;

- доходы от  продажи имущества;

- доходы от  платных услуг, оказываемых бюджетными  учреждениями, после уплаты налогов  и сборов, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах;

- средства, полученные  в результате применения мер  гражданско-правовой, административной  и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения  граждан;

- доходы от участия государства в различных сегментах финансового рынка. К ним относятся:

доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы  за передачу в возмездное пользование  государственного и муниципального имущества, за исключением имущества  автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных  средств на счетах в Центральном  банке РФ и в кредитных организациях;

средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

плата за пользование  бюджетными кредитами;

доходы в  виде прибыли, приходящейся на доли в  уставных (складочных) капиталах хозяйственных  товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ, субъектам  РФ или муниципальным образованиям;

часть прибыли  государственных и муниципальных  унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

иные доходы.

3. безвозмездные  поступления

К безвозмездным  поступлениям относятся:

- дотации из других  бюджетов бюджетной системы РФ;

- субсидии из других  бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального  бюджета и (или) из бюджетов  субъектов РФ;

- иные межбюджетные трансферты  из других бюджетов бюджетной  системы РФ;

Информация о работе Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета