Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:12, шпаргалка
Через него происходит формирование, распределение и использование централизованного денежного фонда государства, утвержденный план органом представительной власти и закрепление права и обязанности всех учреждений бюджетных отношений. Одним из наиболее важных механизмов позволяет государству осуществлять экономическое и социальное регулирование и является элементом финансовой системы общества, главным звеном которой являются бюджетные системы. Бюджет является центральным звеном финансовой системы, т.к. через него происходит перераспределение части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств и использование финансовых ресурсов.
ПОНЯТИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТА. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА
Бюджет представляет
собой основной финансовый план государства.
Через него происходит формирование,
распределение и использование
централизованного денежного
В зависимости от субъекта, для которого составляется бюджет, различают:
* федеральный;
* региональный;
* местный.
С 2009 года в видовом составе бюджета выделиться обособленно бюджет поселений.
Каждый вышеуказанный бюджет позволяет
финансировать расходы
Централизация средств в бюджете позволяет маневрировать ими сосредотачивая их на решающих участках экономического и социального развития и позволяющих реализовывать единую финансовую политику.
Бюджету принадлежат определенные функции. Поскольку бюджет является финансовой категорией ему присущи те же функции что и финансам.
Две точки зрения:
1. Традиционная, где выделяется 2 функции:
1) Экономическая. Определяется процессами перераспределения финансовых ресурсов между различными подразделениями общественного производства и сферами жизнедеятельности людей. Главная цель – рост темпов общественного производства и развития производительных сил.
2) Контрольная. Бюджет позволяет судить о том на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов власти и насколько эффективно они используются.
Современная теория выделяет 3 функции:
1) Аллокационная. Предоставляет обществу за счет бюджетных средств определенные услуги называемые общественными благами.
2) Дистрибутивная. Перераспределение полученных в условиях рыночной экономики доходов => достижение максимального возможного в определенных экономических и исторических условиях социальной справедливости.
3) Стабилизационная. Способность бюджета выступать в качестве инструктивного достижения макроэкономических установок или показателей валового внутреннего продукта.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ И ПРИНЦИПЫ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:
1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
2. бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
3. местные бюджеты, в том числе:
* бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских
* бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджетная система РФ основана на принципах:
означает единство*
* бюджетного законодательства РФ,
* принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ,
* форм бюджетной
документации и бюджетной
* бюджетной
классификации бюджетной
* санкций за
нарушение бюджетного
2. разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ.
означает закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств.
Принцип самостоятельности бюджетов означает право и обязанность органов государственной власти:
* обеспечивать
* самостоятельно
осуществлять бюджетный
* устанавливать налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты;
* самостоятельно
определять формы и
* предоставлять
средства из бюджета на
4. равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований
означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета.
7. результативности и эффективности использования бюджетных средств
означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
означает, что
расходы бюджета не могут быть
увязаны с определенными
субвенций и субсидий;
средств целевых иностранных кредитов;
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов.
9. прозрачности (открытости);
означает:
обязательное
опубликование в средствах
обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов.
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
10. достоверности бюджета;
означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
11. адресности
и целевого характера
означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
12. подведомственности расходов бюджетов;
означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
13. единства кассы.
означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
СОСТАВ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ
Доходы бюджета – средства поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке органам управления в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.
Доходы бюджетов всех уровней формируются за счет:
1. налоговые доходы
К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. В налоговых доходах учитываются рассрочки и отсрочки по уплате налогов и сборов, а также суммы налоговых кредитов.
2. неналоговые доходы
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
- доходы от
использования имущества,
- доходы от продажи имущества;
- доходы от
платных услуг, оказываемых
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- средства самообложения граждан;
- доходы от участия государства в различных сегментах финансового рынка. К ним относятся:
доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке РФ и в кредитных организациях;
средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;
плата за пользование бюджетными кредитами;
доходы в
виде прибыли, приходящейся на доли в
уставных (складочных) капиталах хозяйственных
товариществ и обществ, или дивидендов
по акциям, принадлежащим РФ, субъектам
РФ или муниципальным
часть прибыли
государственных и
иные доходы.
3. безвозмездные поступления
К безвозмездным поступлениям относятся:
- дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
- субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
Информация о работе Понятие и экономическая сущность бюджета. Функции бюджета