Понятие конституционнго права как отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 20:37, реферат

Описание

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного (государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России несмотря на отсутствие конституции наука государственного права существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён определённый ущерб.

Содержание

Введение
Понятие и предмет конституционного права РФ
Конституционное право- как отрасль российского права
Конституционно – правовые нормы и отношения
Источники конституционнго права
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 32.61 Кб (Скачать документ)

1. Конституционный характер данных  норм обусловлен двумя факторами.  Во-первых, основная часть из них  содержится в Конституции Российской  Федерации и конституциях входящих  в нее республик. Во-вторых, они  регулируют общественные отношения,  которые связаны с высшими  интересами государства и общества, т.е. закрепляют фактическую конституцию  государства.

2. Наличие в конституционном  праве большого количества норм-принципов,  норм-дефиниций, норм-целей и т.д.  Данные нормы распространяются  на всех субъектов правоприменительной  деятельности, будь то гражданско-правовые, уголовно-правовые, трудовые отношения.

3. Учредительный характер: конституционно-правовые  нормы первично устанавливают  систему органов государственной  власти, их компетенцию, атрибуты  государственности (гимн, герб, флаг), формы правовых актов, их наименование, порядок принятия.

4. Особый механизм реализации. Если подавляющее большинство  правовых норм реализуется через  правоотношение, то конституционно-правовые  нормы могут реализовываться  и через определенные правовые  состояния, например состояние  гражданстве РФ.

5. Конституционно-правовые нормы  имеют специфическую структуру.

 Классическая структура правовой  нормы состоит из гипотезы, диспозиции, санкции. Нередко конституционно-правовые  нормы имеют только диспозицию. Иногда - гипотезу и диспозицию (нормы,  регулирующие порядок преодоления  разногласий между палатами Федерального  Собрания, порядок регистрации кандидатов  при подготовке выборов в органы  государственной власти). Очень редко  - санкцию (например, ответственность  кандидатов в представительные  органы государственной власти  или на выборные должности  в государственных органах в  случае нарушения законодательства  о выборах).

 Таким образом, конституционно-правовая  норма - установленное государством  общеобязательное правило поведения,  закрепляемое в Конституции РФ  и принятых на ее основе  иных законодательных актах и  регулирующее наиболее важные  общественные отношения: основы  конституционного строя РФ, взаимоотношений  государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной  власти, основы местного самоуправления.

 Классификация конституционно-правовых  норм:

 Оснований классификации конституционно-правовых  норм несколько:

I. По объекту правового регулирования,  или содержанию:

 а) закрепляющие и регулирующие  основы конституционного строя;

 б) закрепляющие статус человека  и гражданина;

 в) федеративное устройство  России;

 г)  систему и организацию деятельности органов государственной власти.

II. По юридической силе, т.е. в  зависимости от места, которое  занимает нормативно-правовой акт,  содержащий конституционно-правовую  норму, в общей иерархии нормативно-правовых  актов:

 а) нормы, содержащиеся в  Конституции РФ, обладают высшей  юридической силой;

 б)  в федеральных конституционных и федеральных законах;

 в) иных нормативных правовых актах.

III. По характеру содержащихся  правовых предписаний:

 а) управомачивающие,

 т.е. предоставляющие участникам  конституционно-правовых отношений  право совершать положительные  действия (п. 4 ст. 80 Конституции РФ - Президент РФ представляет РФ  внутри страны и в международных  отношениях; ст. 34 п. 1 - каждый имеет  право на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной  не запрещенной законом экономической  деятельности);

 б) обязывающие - нормы, устанавливающие  обязанность совершать определенные  действия (ст. 58 Конституции РФ - каждый  обязан охранять природу и  окружающую среду, бережно относиться  к природным богатствам);

 в) запрещающие - конституционно-правовые  нормы, запрещающие совершать  определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ - не допускается  экономическая деятельность, направленная  на монополизацию и недобросовестную  конкуренцию).

IY. По территории действия:

 а) федеральные конституционно-правовые  нормы;

 б) правовые нормы субъектов  РФ.

Y. По степени определенности  содержащихся правовых предписаний:

 а) императивные - нормы, не  допускающие свободы действий  субъекта в применении установленного  данными нормами правила поведения  (ст. 71 Конституции РФ - предметы ведения  РФ);

 б) диспозитивные - нормы,  предусматривающие возможность  выбора субъектом варианта своих  действий в зависимости от  указанных в норме условий  (напр., ч. 4 ст. 66 Конституции РФ - отношения  автономных округов, входящих  в состав края или области,  могут регулироваться федеральным  законом и договором между  органами государственной власти  автономного округа и, соответственно, органами государственной власти  края или области).

YI. По назначению в механизме  конституционно-правового регулирования:

 а) материальные;

 б) процессуальные (процедурные).

YII. По кругу лиц, которому  адресовано правовое предписание:

 а) общие - неопределенный  круг лиц;

 б) специальные - определенный  круг лиц.

Конституционно-правовые отношения.

 Правоотношение - возникающее на  основе норм права общественное  отношение, в котором стороны  связаны между собой конкретными  взаимными правами и обязанностями,  гарантированными государством.

 Строение конституционно-правового  отношения традиционно: субъект,  объект, содержание (права и обязанности).

Особенности конституционно-правовых отношений.

1. В конституционно-правовом отношении  права и обязанности могут  четко не определяться, а носить  обобщенный характер (норма Конституции  о принадлежности власти в  Российской Федерации ее многонациональному  народу - ч.1 ст. 3 Конституции РФ) - правоотношения  общего вида.

2. Особый состав субъектов: народ,  субъекты РФ, муниципальные образования,  государственные органы, Президент  РФ, избирательные комиссии и  т.д.

3. Конституционно-правовые отношения  зачастую имеют очень сложный  характер по своему содержанию  и субъектному составу.

Виды конституционно-правовых отношений.

 Конституционно-правовые отношения  классифицируются по различным  основаниям. Например, по целевому  назначению они подразделяются  на правоустановительные и правоохранительные, по степени конкретизации субъектов  правоотношений - на абсолютные, относительные  и общерегулятивные, по характеру  обязанности - на активные и  пассивные, по времени действия - на срочные и бессрочные и  т.д.

 Таким образом, конституционно-правовое  отношение - это общественное  отношение, урегулированное нормами конституционного права. Или- это возникающая на основе норм конституционного права общественная связь, участники которой наделяются юридическими правами и несут обязанности.

 

3) Источники и система  конституционного права

 Нормы конституционного права  находят свое выражение в различных  формах, которые обычно именуются  источниками.

 Источники (формы) права - способы закрепления и внешнего  выражения правовых норм.

 Источниками (формами) конституционного  права является:

1. Конституция РФ, конституции  республик, входящих в состав  РФ, а а ткже уставы других  субъектов РФ (края, области, города  федерального значения, автономной  области, автономного округа).

2. Федеральные конституционные  законы, федеральные законы конституционно-правового  содержания (т.е. регулирующие применение  прав и свобод человека и  гражданина, устройство государственной  власти и управление).

3. Постановление Государственной  Думы и постановление Совета  Федерации.

4. Договоры и соглашения. Среди  них - договоры и соглашения, заключаемые  РФ с другими суверенными государствами,  и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией  и ее субъектами или между  субъектами Федерации.

 Следует отметить, что в иерархии  источников конституционного права  ратифицированный международный  договор стоит выше, чем закон,  поскольку нормы последнего в  соответствии со ст. 15 Конституции  РФ не могут отменять нормы  или противоречить нормам международного  договора.

 Примечание: Заключение РФ договоров  с другими государствами регулируется  Федеральным законом о международных  договорах РФ от 15 июля 1995 г. Закон  устанавливает, что положение  официально опубликованных международных  договоров РФ, не требующие изучения  внутригосударственных актов для  применения, действуют в РФ непосредственно.  Для осуществления иных положений  международных договоров РФ применяются  соответствующие правовые акты. Законом устанавливается порядок  ратификации международных договоров,  порядок присоединения РФ к  международным договорам, вступление  в силу, выполнение, прекращение  и приостановление действия международных  договоров.

5. Декларация. Например, Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР (12 июля 1990 г.)

6. Регламенты палат Федерального  Собрания РФ.

7. Указа и распоряжения Президента  РФ.

 Указы Президента могут быть  нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании  конституционных полномочий Президента  или в случае пробелов в  законодательстве. Вторые - это акты  применения Президентом какого-либо  закона.

 Распоряжения Президента, носящие  нормативный характер, применяются  сравнительно редко.

 Примечание: См. распоряжение Президента  РФ "Вопросы государственного  надзора за ядерной и радиационной  безопасностью" от 26 июля 1995 г.  Данное распоряжение вносит серьезные  нормативные изменения и дополнения  в Положение о Федеральном  надзоре России по ядерной  и радиационной безопасности.

8. Постановление Правительства. 

 К источникам конституционного  права можно отнести только  те постановления, которые содержат  общеобязательные нормы, регулирующие  отношения в сфере конституционного  права.

9. Правовые акты, издаваемые федеральными  министерствами, госкомитетами, ведомствами.  Для того, чтобы эти акты имели  правовые последствия, они должны  быть зарегистрированы в Министерстве  юстиции РФ и обязательно опубликованы  в официальных изданиях.

10. Судебные решения. К числу  источников Конституционного права  М.В.Баглай относит постановления  Конституционного суда РФ, в которых  устанавливается соответствие Конституции  России, конституций и уставов  субъектов Федерации, законов  и др. нормативных актов, а кроме  того, разрешаются споры о компетенции,  дается толкование Конституции.  Кроме того, к источникам конституционного  права М.В.Баглай относит также  постановление Верховного суда  РФ, имеющие отношение к конституционным  правам и свободам. Например, постановление  "О некоторых вопросах применения  судами Конституции РФ при  осуществлении правосудия" от 31 октября  1995 г. 

11. Правовые акты СССР и РСФСР.  Источниками права являются некоторые  из этих актов в силу принципа  правоприемственности или на  период, пока не будет принято  заменяющее их законодательство  РФ.

12. Законы субъектов РФ. Постановления  и распоряжения президентов и  глав администраций (губернаторов) республик и др. субъектов РФ.

13. Акты органов местного самоуправления.

 В зарубежных странах источниками  (формами) конституционного права  признают судебные прецеденты, обычаи  и доктрины. В российской конституционно-правовой  теории и практике это пока  не признается.

 Перечисленные источники конституционного  права составляют позитивное  конституционное право. Кроме  позитивного правового регулирования,  существуют общечеловеческие представления  о свободе и справедливости, составляющие  суть права. 

 Естественное право должно  все больше пронизывать весь  процесс применения позитивного  права.

 Система конституционного права.

 Как известно, расширенное право  подразделяется не только на  отрасли. В любой отрасли права,  в т.ч. конституционном, можно  выделить обособленные группы  правовых норм, регулирующих однородные  общественные отношения.

 Система, совокупность, обособленная  группа конституционно-правовых  норм, регулирующих однородные общественные  отношения, именуется конституционно-правовым  институтом.

 Как отличить отрасль от  института?

 Взять, к примеру, правовые  нормы о порядке введения чрезвычайного  положения и о подготовке и  проведении выборов. Они относятся  к одной отрасли, расположены  в одном источнике - Конституции  РФ.

 Однако, они регулируют не  родственные, не однородные отношения.  Напротив, ЧП - делает невозможным  какого-либо проведения выборов.  Именно поэтому и требуется  более подробная систематизация  на институты.

Информация о работе Понятие конституционнго права как отрасли