Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:34, контрольная работа
В контрольной работе будет рассмотрен опыт использования различных систем кассового исполнения бюджета в мировой практике, возможности его применения в России.
Введение 2
1 Правовое регулирование исполнения бюджета в зарубежных странах 3
2 Франция 9
3 Нидерланды 17
4 Германия 20
Заключение 26
Список использованных источников 27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Правовое регулирование исполнения бюджета в зарубежных странах
2 Франция
3 Нидерланды
4 Германия
Заключение
Список использованных источников
В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование. Одним из инструментов, с помощью которого государство проводит экономическую и социальную политику, являются государственные финансы, в большей степени представленные в форме государственного бюджета.
Трудности переходного периода к рыночным отношениям, переживаемого Россией с начала 90-х годов прошлого века, связаны с отсутствием механизмов управления экономикой, отвечающих современным условиям. Это всецело относилось и к существовавшей системе исполнения бюджета, применение которой стало неэффективным в сложившихся условиях. Назрела необходимость в изменении механизма управления государственными финансами, вызванная стремительным ростом бюджетного дефицита и государственного долга. Переход от банковской системы исполнения бюджета к казначейской позволил решить основные проблемы, породив одновременно множество новых вопросов.
В мировой практике успешно существуют обе модели исполнения бюджета. Тем не менее, внедрение современных инструментов и методов исполнения бюджета, эффективно применяемых в зарубежных странах, требует длительной адаптации к российским условиям.
Для России в новых экономических условиях целесообразней оказалось использование казначейской системы. На сегодняшний день создана хорошая база для дальнейшего развития казначейской системы - сформирована структура органов федерального казначейства, накоплен опыт работы, обозначены проблемы.
В контрольной работе будет рассмотрен опыт использования различных систем кассового исполнения бюджета в мировой практике, возможности его применения в России
Исполнение бюджета является стадией бюджетного процесса. Процессуальные нормы бюджетного права, строгое их соблюдение - гарантия законности применения норм материального бюджетного права, т.е. гарантия правильности и своевременности поступления в бюджет доходов, законности и своевременности их расходования.
Бюджетный процесс представляет собой урегулированную нормами процессуального бюджетного права деятельность уполномоченных органов государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также по составлению и утверждению отчета о его исполнении. Этот процесс разделен на строго последовательные стадии, и данный порядок изменению не подлежит.
За утверждением бюджета следует стадия его исполнения, в течение которой происходит сбор доходов и осуществление расходов, предусмотренных бюджетным законом. Исполнение бюджета возложено на финансовую администрацию. Аккумуляция бюджетных средств, их хранение и распределение на проведение мероприятий, предусмотренных в финансовом законе, составляет понятие кассового исполнения бюджета. В зарубежных странах встречаются три основные системы организации кассового исполнения бюджета - казначейская, банковская и смешанная. Органами, на которые возлагаются функции по управлению государственными ресурсами, во многих странах являются казначейства. Законодательством может быть предусмотрено и то, что казначейство лишь выделяет средства бюджетным учреждениям согласно утвержденным бюджетным ассигнованиям, и то, что казначейство вправе перераспределять ресурсы, контролировать лимиты бюджетных обязательств на оплату расходов в соответствии с заранее заданными критериями. В ряде стран на казначейство возлагаются функции по управлению государственным долгом.
Таким образом, единой модели казначейской системы управления государственными ресурсами не существует. В каждой стране она имеет свою особенность, обусловленную экономическим состоянием страны, историческими традициями развития бюджетного устройства и процесса. Казначейское исполнение возлагается на специальный орган министерства финансов - казначейство и систему казначейских касс. Развитие денежно-кредитной системы позволило центральным банкам осуществлять операции с бюджетными средствами. Централизация бюджетных финансов, использование расчетов при помощи чеков и векселей упростило работу банков при исполнении бюджета.
Смешанная система предполагает кассовое исполнение бюджета как казначейскими кассами, так и банками.
В качестве кассира казначейство действует внутри органов публичной администрации. Оно оперирует денежными средствами, выполняя распоряжения других органов. Казначейство выступает как уполномоченный, как приказчик административных органов, выполняющий операции по получению денег и платежам на основании их распоряжения в соответствии с указаниями закона о бюджете. Казначейство иногда рассматривают как кассы, в которых хранятся бюджетные средства; иногда - как орган, на который возложено руководство хранением и использованием денежных средств.
В качестве кассира казначейство выполняет содержащиеся в законе о бюджете указания о движении денежных средств. В связи с этим изучение деятельности казначейства относится прежде всего к финансовому праву. В качестве банкира оно аккумулирует и распределяет денежные средства, обеспечивая денежное обращение, и тогда изучение данного вида деятельности относится в большей мере к экономической политике. Следует отметить, что названные функции казначейства связаны друг с другом, поэтому рассматривать их изолированно одну от другой нельзя.
Принцип единства бюджетной кассы реализуется через такое движение финансовых ресурсов, при котором все средства государства должны зачисляться на единый консолидированный счет министерства финансов в банке. С этого же счета должны производиться все платежи.
В зарубежных странах на этапе исполнения заслуживает внимания принцип специализации бюджета. При утверждении бюджета общей суммой правительство в установленных ему пределах может распоряжаться бюджетными средствами по собственному усмотрению. Однако самостоятельность правительства ограничивается, если бюджет специализирован. То есть парламентом утверждены конкретные цели, на которые могут расходоваться те или иные объемы бюджетных средств. В этом случае при исполнении бюджета правительство может законным путем расходовать средства только на предусмотренные при утверждении бюджета цели. Если бюджет принимается по главам или разделам, за министрами сохраняется лишь ограниченное право передвижения кредитов в пределах своей сметы только по статьям. В тех случаях, когда бюджет принимается постатейно, парламентская санкция, как правило, необходима даже при переводе источников доходов из статьи в статью в рамках одной главы.
Распределение бюджетных средств и их использование по установленному законом назначению относится к компетенции распорядителей бюджетных средств, главным из которых является министр финансов. За ним по объему предоставленных прав следуют распорядители первой степени (министры, чьи ведомства получают кредит), второй степени (начальники департаментов и генеральных дирекций) и т.д. Законодательство ряда стран предусматривает, что государственные расходы производятся только с разрешения главного контролера, который осуществляет контроль за исполнением бюджета в целом.
В основе бюджетного процесса зарубежных стран лежат определенные правила, соблюдение которых дает возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы государственные средства были потрачены экономно и с максимальной пользой для государства и общества: единство и полнота охвата всех доходов и расходов бюджета; реальность бюджета; гласность и публичность его принятия; ежегодность бюджетного процесса; специализация показателей бюджета.
Принцип полноты бюджета означает, что все доходы и расходы, которые могут быть спрогнозированы, должны быть представлены в бюджете в полном объеме. Правительство не должно иметь никаких доходов и расходов, помимо тех, что предусмотрены бюджетом.
Осуществляться этот принцип через принятие бюджета-брутто, или валового бюджета, в котором находят отражение все финансовые операции правительства, как по расходам, так и по доходам. В отличие от него бюджет-нетто содержит лишь сальдовые результаты. Так, налоговые поступления в таком бюджете должны оказываться за вычетом издержек по их взиманию (расходы на содержание налоговой службы, налоговой полиции и т.д.). На практике же довольно часто встречаются так называемые смешанные бюджеты, сочетающие черты нетто- и брутто-бюджетов. В таких бюджетах, например, налоговые поступления могут показываться валовой суммой, а деятельность предприятий публичного сектора отражаться только через сальдо.
Принцип единства бюджета выражается в единой бюджетной системе, единообразии бюджетной документации с одной классификационной схемой доходов и расходов. Нарушение рассматриваемого принципа проявляется в появлении различных специальных и внебюджетных фондов, в создании присоединенных и чрезвычайных бюджетов, в увеличении сверхбюджетных и сверхлимитных ассигнований.
Одним из специфических принципов зарубежного бюджетного права является приоритетность публичных расходов. Данный принцип положен в основу разграничения публичных и частных финансов. Поскольку главная задача оборота частных финансовых ресурсов - извлечение прибыли, то объем тех или иных затрат определяется размерами полученных доходов. Финансовая деятельность государства направлена на обеспечение его функционирования, поэтому величина требуемых государственных доходов обусловлена расходами, идущими на финансирование основных направлений государственной деятельности. То есть при формировании бюджета следует включать в него лишь расходы, необходимые для выполнения государственных задач. В свою очередь, выявить, являются ли те или иные публичные расходы необходимыми, невозможно без использования политического анализа и ценностного подхода. Для этого при составлении бюджета должна быть обеспечена свободная конкуренция за имеющиеся в распоряжении публичной власти финансовые ресурсы. Нарушением принципа приоритетности государственных расходов будет любое отклонение от требования единства и полноты бюджета, а также целевая увязка конкретных доходов с определенными видами расходов, так как в последнем случае отдельные расходы не подвергаются проверке на их необходимость.
В целях более эффективных обсуждений бюджетных проектов, обеспечения гласности финансовой политики и нормотворчества и для организации бюджетного контроля законодательство зарубежных стран закрепляет принцип достоверности и наглядности бюджета. Достоверность прежде всего зависит от результатов экономического прогнозирования и наличия информации об исполнении текущего бюджета.
Бюджетное законодательство многих зарубежных стран исходит из необходимости сбалансирования доходной и расходной частей бюджета.
Большое внимание финансовое право зарубежных стран уделяет вопросам взаимодействия государственного бюджета с другими звеньями бюджетной системы, ставя их разрешение в прямую зависимость от формы государственного устройства в каждой стране. Основные правила, регулирующие отношения между бюджетом центрального правительства и бюджетами субъектов федерации, автономных административно-
В бюджете любого зарубежного государства имеются фиксированные и повторяющиеся из года в год в одной и той же сумме доходы (например, доход от государственного имущества, сданного в аренду) и расходы (например, на содержание монарха). Эта группа расходов и доходов включается в бюджет в размере, установленном законом, соответствующим распоряжением или соглашением.
Исполнение бюджета во Франции - это обеспечение выполнения решений, содержащихся в законе в части соотношения расходов и доходов, распределения средств между получателями бюджетных средств. Исполнение бюджета во Франции, как и в других странах, предполагает выполнение его доходной и расходной частей. Условно расходы можно разделить на лимитированные и оценочные. Бюджетные кредиты носят лимитированный характер. Превышение кредитов допускается при финансировании мер, связанных со стихийными бедствиями и чрезвычайными обстоятельствами. Запрещено нецелевое использование бюджетных кредитов, перевод с одной статьи на другую и перемещение средств из оценочных или предварительных в лимитированные кредиты. Оценочные кредиты (связанные с погашением государственного долга, расходами по борьбе с безработицей и др.) не являются лимитированными и могут быть превышены.
Порядок исполнения бюджета регулируется рядом статей Конституции 1959 г., а также другими многочисленными законами, имеющими одинаково важное значение, а также декретами, регламентами, инструкциями относительно соблюдения правил отражения бюджетных операций в национальном счетоводстве, порядка представления государственного бюджета, роли и функций центральных и региональных органов власти в области бюджетного процесса и контроля.
Понятие "бюджет", сформулированное в 1862 г., долго оставалось классическим и было изменено только в 1956 г. Ныне действующий декрет 1959 г. четко разграничивает понятия "закон о финансах" и "закон бюджете": первый определяет размеры и назначение ресурсов и затрат государства с учетом экономического и финансового равновесия; задача второго - детализация и расшифровка общих положений закона о финансах. Бюджет представляет собой комплект счетов, отражающих все постоянные ресурсы и затраты государства в течение года.
Счет для каждого субъекта бюджетной сферы построен по бухгалтерскому принципу, т.е. это расчетная и ограничительная смета, роспись доходов (решений о предоставлении государственных ресурсов) и расходов (решений о целевом назначении ресурсов).
Классификация субъектов и операций по формированию и распределению бюджетных средств представлена в категориях национального счетоводства. Любая категория субъектов и операций строго определена по содержанию и принадлежности. По каждой укрупненной позиции точно известно, какие дробные элементы в нее входят.
Информация о работе Правовое регулирование исполнения бюджета в зарубежных странах