Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 09:34, контрольная работа
В контрольной работе будет рассмотрен опыт использования различных систем кассового исполнения бюджета в мировой практике, возможности его применения в России.
Введение 2
1 Правовое регулирование исполнения бюджета в зарубежных странах 3
2 Франция 9
3 Нидерланды 17
4 Германия 20
Заключение 26
Список использованных источников 27
Максимальный уровень расходов бюджета устанавливается на каждый год срока полномочий правительства. Правительство формирует специальные резервы расходов, которые используются в том случае, когда экономическое развитие страны требует ассигнований больше, чем это предполагалось в момент установления лимитов.
В соответствии с Маастрихтскими соглашениями определяются абсолютные пределы дефицита государственного бюджета.
В соответствии с бюджетной политикой правительства уровень доходов не должен влиять на уровень расходов. Если правительство расходует больше, чем предусмотрено законом о бюджете, то оно обязано сокращать финансирование по каким-либо статьям, и наоборот - любые дополнительные доходы должны приводить к снижению уровня налогообложения и социальных выплат.
Основной источник доходов правительства - это налоги и взносы по социальному страхованию. Кроме того, существуют неналоговые поступления.
В краткосрочном периоде более высокий уровень доходов правительства не означает, что оно будет принимать на себя дополнительные расходы. Как правило, средства направляются в резервные расходные фонды или используются для разрешения текущих проблем бюджета.
В соответствии с бюджетным законодательством Нидерландов министерства обязаны соблюдать правила бюджетной дисциплины и не должны превышать лимиты расходов. Министры несут полную личную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих полномочий в бюджетной сфере.
С целью предотвратить чрезмерное увеличение расходов министры обязаны своевременно реагировать на ситуации, когда уровень доходов оказывается ниже, чем планировалось, или расходы превышают предусмотренные.
О перерасходе средств министры обязаны своевременно уведомлять министра финансов и Кабинет министров.
Чтобы устранить возможность ситуации перерасхода средств, министры должны консолидировать задолженность (специфическая компенсация). При этом любые непредвиденные доходы в первую очередь необходимо направлять на решение проблем бюджета, а не на внедрение каких-либо новых программ.
Для внедрения же новых проектов министерства обязаны изыскивать средства в рамках собственных бюджетов и лимитов расходов, что предопределяет сокращение финансирования в других областях. Для использования незапланированных доходов на реализацию новых программ, проектов требуется согласие всего Кабинета.
Современное состояние бюджетной системы и бюджетного устройства можно проанализировать, изучив закон 1997 г. О" дальнейшем развитии в сфере бюджетного права на федеральном и земельном уровнях".
Процесс функционирования и взаимодействия институциональных структур, уполномоченных соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на выполнение функций по поводу формирования, распределения и контроля за бюджетными денежными средствами и обязательствами, называется системой бюджетного администрирования (СБА).
Объектами бюджетного администрирования являются бюджетные ресурсы федерального правительства, правительств земель и коммун.
Бюджетными полномочиями в Германии наделены:
Министерство финансов и его подразделения в федеральных землях;
органы денежно-кредитного регулирования (Бундесбанк и его подразделения в федеральных землях);
органы государственного финансового контроля (Счетная палата ФРГ).
В Минфине страны сконцентрированы не только расходные полномочия в части кассового исполнения федерального бюджета, но и полномочия по управлению доходами, поступающими в казну государства.
Министерство финансов Германии, так же как и Минфин России, разрабатывает проект бюджета, обеспечивает кассовое исполнение федерального бюджета, готовит предложения и принимает конкретные меры по совершенствованию бюджетной системы. Кроме того, данное ведомство осуществляет через свои подразделения такие функции, как сбор таможенных и некоторых прямых налоговых платежей, управление федеральным имуществом, регулирование рынка ценных бумаг, и ряд других функций.
Министерство финансов Германии имеет территориальные органы, в подчинении которых находятся финансовые ведомства федеральных земель.
Функциональные отделы главных финансовых дирекций координируют деятельность соответствующих ведомств и служб на территории федеральных земель, осуществляют контрольные и аналитические функции, являются единым получателем сметных бюджетных ассигнований для всех подведомственных структур федерального подчинения.
Исполнение бюджета по доходам происходит с использованием учета методом начисления соответствующего дохода у субъекта и кассового учета фактических поступлений у соответствующей структурной единицы Министерства финансов.
Учет прямых федеральных налогов и сборов, таких как таможенные платежи, акцизы, патентные сборы, осуществляют федеральные кассы. Некоторые федеральные кассы наделены специальными функциями по учету определенных видов платежей, поступающих от плательщиков по всей стране.
Для упрощения процедуры оплаты части платежей существуют платежные терминалы, являющиеся структурными подразделениями федеральных касс.
Совместно с соответствующими департаментами Минфин управляет ликвидностью бюджетной системы Германии. Управление ликвидностью центрального бюджетного счета осуществляется в строгом соответствии с бюджетным законодательством. При недостаточности денежных средств для покрытия всех необходимых бюджетных расходов федеральные органы исполнительной власти мобилизуют заемные средства на кредитном рынке, как правило, через краткосрочные синдицированные кредиты ведущих банков Германии. При профиците бюджетных средств уполномоченные органы имеют право осуществить краткосрочные процентные вложения на денежном рынке.
Расходование средств федерального бюджета ФРГ основывается на принципе минимальности - достижение определенных результатов при минимальных бюджетных издержках; принципе максимальности - достижение максимально возможных результатов при определенных бюджетных затратах; принципе умеренной детализации целевого характера выделяемых ассигнований, а также на ряде других основополагающих правил, которые обеспечивают эффективное функционирование бюджетной системы.
В ФРГ установлен отраслевой принцип формирования бюджетной росписи с достаточной детализацией ассигнований. Объемы бюджетных прав своевременно доводятся до распорядителей бюджетных ассигнований всех уровней и получателей соответствующих средств. Их руководители несут ответственность за эффективность, экономичность и целевое использование бюджетных расходов.
Подразделением Министерства финансов Германии является Федеральное ведомство по финансам. Его основная функция - ведение центрального бюджетного счета. По этому счету с помощью централизованной базы данных системы "бюджетно-кассовый учет" и через главную федеральную кассу, являющуюся структурным подразделением Федерального ведомства по финансам, осуществляются как приходные, так и расходные операции. Федеральный министр финансов координирует исполнение бюджета и после его утверждения отдает распоряжения по бюджетным счетам в Главной федеральной кассе с целью предоставить эти средства соответствующим федеральным министерствам.
Главная федеральная касса ведет титульные счета федеральных министерств (центральное учетное учреждение) и отдает распоряжения по созданию титульных счетов для подчиненных министерствам ведомств в соответствующих федеральных кассах. Федеральные кассы ведут отчетность и счета управляющих бюджетными средствами, выполняют платежные распоряжения управляющих. Федеральные министерства и их ведомства распределяют бюджетные средства по многоступенчатой системе вплоть до непосредственных их получателей, дают распоряжения федеральным кассам по выплатам.
Для исполнения бюджета в Германии характерно четкое разделение функций распоряжения и осуществления выплат. Все федеральные кассы имеют уполномоченного по бюджету, который несет ответственность за его выполнение на закрепленном участке и имеет полномочия давать распоряжения на выплаты согласно бюджетному плану.
Уполномоченный по бюджету выдает письменные кассовые распоряжения федеральной кассе произвести соответствующие выплаты.
Кассовые распоряжения должны соответствовать определенным формальным требованиям: содержать обосновывающие выплаты документы и подписи уполномоченных давать такие распоряжения. Кассовые распоряжения получают федеральные кассы, которые фиксируют их на титульных счетах соответствующих управляющих бюджетными средствами. Далее распоряжения отдают отделы платежного оборота касс, которые из соображений кассовой надежности отделены от отделов обработки данных и бухучета. Управляющий бюджетными средствами получает от федеральных касс выписку из счета, где отражены все платежные операции и которая дает представление о состоянии бюджета.
Особенностью такого метода является автоматизированный контроль наличности, т.е. при получении любого распоряжения сразу проверяется, достаточно ли средств в наличии для осуществления выплат. Перерасход средств (исключительные случаи особо оговариваются) ведет к отказу производить выплаты.
Согласно закрепленному в Конституции положению федеральный министр финансов обязан представлять Бундестагу и Бундесрату отчет обо всех доходах и расходах, а также об имуществе и долгах за текущий бюджетный год для утверждения отчета федерального правительства
Подробная отчетность подготавливается федеральными кассами. Они должны предъявить сальдированные отчетные книги и относящиеся к ним счета по всем расходам и поступлениям.
Отчитывающаяся федеральная касса на компьютере составляет для каждого управляющего бюджетными средствами так называемое подтверждение отчетности, где указаны все фактические доходы и расходы по каждой бюджетной статье, по которой ведется специальная титульная бухгалтерская книга. В титульной учетной книге расходы и доходы указаны в соответствии с титульными статьями бюджетного плана.
Федеральная касса пересылает подтверждение отчетности и копии счетов соответствующему федеральному органу предварительного контроля и еще одну копию подтверждения отчетности - Главной федеральной кассе.
Орган предварительного контроля проверяет доходы и расходы и подготавливает по результатам своей работы годовой отчет. В годовом отчете должны быть даны оценки правильности оформления счетов, а также указаны случаи отклонения от бюджетного плана.
Система бюджетно-кассового учета обеспечивает кассовый учет поступлений и расходов, бухгалтерский учет бюджетных потоков и обязательств; составляет ежедневные бухгалтерские балансы; подготавливает отчеты и информационное обеспечение Правительства Германии; обеспечивает проведение платежей, надежное архивирование баз данных, получение федеральными и земельными кассами выписок по лицевым счетам о проведенных операциях по дебету и кредиту.
Получатели бюджетных средств открывают и содержат свои лицевые счета по учету и движению бюджетных средств в федеральных кассах. Основными функциями кассовой системы ФРГ являются учет движения бюджетных средств и качественное представление расчетной услуги клиенту.
Бюджетные средства выделяются через главные сметные счета в Главной федеральной кассе федеральным министром финансов в соответствии с заданными статьями бюджетного плана.
В Главной федеральной кассе закрепленные за отдельными статьями средства распределяются между управляющими этими средствами (федеральные министерства и подчиненные им ведомства).
Управляющий закрепляет выделенные средства внутри одной статьи на определенные цели, а также дает распоряжение принять средства и перевести их в федеральные кассы.
Распоряжения по платежам выполняются федеральными кассами.
Таким образом, система бюджетно-кассового учета охватывает бюджетное планирование, исполнение бюджета, бюджетный контроль.
Система управления бюджетными средствами в Германии функционирует на основе единой методологии бюджетного администрирования при четком распределении полномочий и ответственности между всеми ее субъектами. В результате этого система достаточно гибкая, что позволяет в сжатые сроки реагировать на изменения экономической обстановки в стране.
Рассмотрев принципы бюджетного процесса в целом, а также порядок исполнения бюджета в зарубежных странах, можно сделать вывод, что правовое регулирование исполнения бюджета в Российской Федерации соответствует нормативам, которые используются в государствах с развитой рыночной экономикой. Единство методологии управления бюджетными средствами, четкое разграничение функций распоряжения и осуществления выплат, порядок учета и использования бюджетных средств, характерные для Франции и Германии, могут быть применены для совершенствования правового регулирования исполнения бюджета в России.
Информация о работе Правовое регулирование исполнения бюджета в зарубежных странах