Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные положения бюджетной системы:
1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15
Глава 2. Анализ бюджетного устройства:
2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20
2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22
2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26
2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………...43
Субъекты бюджетных правоотношений можно разделить на три группы: 6
_________________
6 А. М. Годин, И. В Подпорина. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации /Годин А. М , И.В. Подпорина-М.: Дашков и К*, 2002. - 352 с.
На территории Российской Федерации ежегодно составляются консолидированные бюджеты.
Консолидированный
бюджет, представляет собой сводный бюджет,
включающий в себя бюджет соответствующего
национально-государственного или административно-
Консолидированный бюджет 7 - это свод бюджетов нижестоящего бюджета (местного бюджета) и бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета. Консолидированный бюджет используется для расчетов и анализа.
Консолидированный бюджет Российской Федерации включает в себя федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
Консолидированный бюджет республики в составе Российской Федерации состоит из республиканского бюджета республики и бюджетов районов, республиканских городов республики.
Консолидированный бюджет края состоит из краевого бюджета края и бюджетов районов, краевых городов, расположенных на территории края.
Консолидированный бюджет области включает в себя областной бюджет области и бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области. Консолидированный бюджет района включает в себя районный бюджет района, и бюджеты сел, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района.
Составление консолидированных бюджетов возложено на соответствующие исполнительные органы власти. В отличие от самостоятельных бюджетов они утверждению не подлежат и правовыми актами не являются. Бюджетное законодательство вводит понятие
_________________
7 Бюджетная система РФ: Учебник / Под ред. М. В. Ромадановского, О. В. Врублевской. — М.: Юрист, 2000.
«минимальный бюджет» для расчета объема доходов соответствующего консолидированного бюджета нижестоящего уровня (сельского, поселкового, района, города), покрывающих гарантируемые соответствующими вышестоящими органами власти минимально необходимые расходы. При этом часть расходов в случае недостаточности материального объема закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями. Таким образом, расчеты минимального бюджета служат исходной базой для формирования отношений между выше- и нижестоящими органами власти, с тем чтобы обеспечить минимально необходимые расходы бюджета каждого уровня. Бюджетное законодательство предусматривает возможность при введении чрезвычайного положения в стране устанавливать бюджет с особым правовым режимом - чрезвычайный бюджет. Чрезвычайный бюджет следует отличать от режима чрезвычайного расходования средств, который вводится в случае увеличении дефицита бюджета до размеров, не покрываемых путем размещения государственных ценных бумаг. Введение чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств регламентируется специальным законом. В рамках чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования средств финансирование производится в режиме секвестра.
Сущность бюджета отражает:
- базовые функции финансов в целом;
- текущую финансовую политику конкретного государства.
Цели бюджета:
- ресурсное обеспечение функций, установленных государству в части
расходов централизованного характера;
- регулирование экономики путем перераспределения национального дохода.
Общая структура бюджета:
а) По направлениям:
- доходная часть;
- расходная часть.
б) По уровням управления:
- федеральный бюджет;
- бюджеты субъектов Федерации;
- местные (муниципальные) бюджеты.8
Бюджет Российской Федерации является важнейшим звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.9
В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются, на финансовые затраты по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются от сферы деятельности - оборота, управление, охрана общественного по и безопасность государства, фундаментальная наука и др. Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.
Существуют два метода формирования и использования бюджетных средств: собственно бюджетный и кредитный. Суть бюджетного метода состоит в том, что изъятие части денежных доходов предприятий и населения, с одной стороны, и предоставление финансовых ресурсов для расходования носят безвозмездный характер. Благодаря бюджетному методу аккумулируется и расходуется значительная часть бюджета. Другая часть
_________________
8 Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист, № 11, 1996
9 Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред.проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
бюджета формируется и используется на кредитной основе: поступления в форме внутренних займов, иностранных кредитов и расходы в форме бюджетных ссуд, кредитов иностранным государствам.
Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателе прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.
Финансовый план государства взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и некоммерческих организаций, денежными доходами и расходами населения.
Финансовый план предприятия, представляющий собой баланс доходов и расходов, включает раздел «Взаимоотношения с бюджетом», где отражаются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Финансовые планы некоммерческих организаций, находящихся в государственном или муниципальном ведении, основываются на смете расходов, утверждаемой вышестоящим ведомством – конкретным распорядителем данной бюджетной статьи расходов. В случае коммерческой деятельности у таких бюджетных организаций появляются доходы, которые образуют дополнительный источник средств, облагаются налогами и расходуются на нужды своего развития. Финансовый план государства взаимосвязан и с балансом денежных доходов и расходов населения. В доходной части баланса показываются получаемая бюджета и социальных внебюджетных фондов заработная плата, пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты, а в расходной части - обязательные платеж бюджет (налоги, сборы) и страховой взнос в Пенсионный фонд. В условиях перехода к рыночным отношениям бюджеты в Российской Федерации стали сводиться с дефицитом.
Дефицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) - это превышение расходов бюджета над доходами. По методике Международного валютного фонд размер первичного дефицита федерального бюджета
определяется: Доходы - Расходы (за исключением расходов по обслуживанию государственного долга).10
Профицит бюджета (согласно Бюджетного кодекса РФ) - это превышение доходов бюджета над его расходами.10
Безусловно, разбалансированность доходов и расходов свидетельствует о
негативных явлениях в экономике. Хронический и постоянно растущий дефицит бюджетных средств ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы, сокращает реальные доходы населения и тем самым уменьшает платежеспособный спрос и сужает возможности экономического роста.
Функции бюджета:11 - распределительная;
Благодаря распределительной функции происходит концентрация денежных средств, и использование их с целью удовлетворения государственных потребностей.
Спомощью
контрольной функции можно
_________________
10 Бюджетный кодекс РФ. — М., 1998.
11 Бюджетная система России : Учебник для студентов вузов, обуч. по эконом спец. / Под ред. Г. Б. Поляка. - М .: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 540 с.
1.3
Принципы бюджетной
системы
К общим принципам, характеризующим бюджет, можно отнести следующие принципы:12
• правомерности и обязательности правовой базы;
• единства или централизации бюджета;
• плановости бюджета;
• равновесия, или сбалансированности бюджета;
• многосторонности бюджета;
• многофункциональности бюджета;
• самостоятельности бюджетов;
• полноты отражения доходов и расходов;
• гласности или публичности бюджетов;
• достоверности данных бюджета;
• обязательности исполнения бюджета;
• эффективности и экономичности использования бюджетных средств.
1. Принцип правомерности и обязательности правовой базы означает, что становление бюджета базируется на исторически сложившихся нормах и правилах и непосредственно опирается на законодательную базу или бюджетное право. Под правомерностью понимают совокупность прав народа через своих представителей участвовать в бюджетном процессе и юридических норм, законодательно закрепляющих содержание бюджетного плана. В соответствии с бюджетным правом на основании юридических норм определено и закреплено бюджетное устройство РФ, бюджетные отношения
и бюджетный процесс на всех этапах его формирования и исполнения, определен порядок контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней, определены процедуры рассмотрения, изменения, утверждения
_________________
12 Александров И. М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с. Стр.- 42
и исполнения бюджетов в ходе бюджетного процесса. Под обязательностью понимается необходимость принятия законодательных актов, определяющих бюджеты и бюджетную систему как таковую, и, главное, выполнение всеми органами и должностными лицами, имеющими отношение к бюджетам, законодательно принятых в государстве актов.
2. Принцип единства или централизации бюджета подразумевает наличие единого и целостного документа, определяющего доходную и расходную части бюджета и позволяющего реально осуществлять контроль за формированием бюджета и его исполнением органами власти соответствующего уровню бюджетной системы. На уровне РФ таким документом является Федеральный закон "О федеральном бюджете на год", на уровне субъекта РФ — Закон "О бюджете на год" (например, Брянской области на 2004 год), которые ежегодно принимаются и утверждаются соответствующим законодательным органом.
3. Принцип плановости бюджета рассматривается с точки зрения государственного финансового плана по накоплению доходов и расходованию денежных средств бюджета в соответствии с планом социально-экономического развития на очередной финансовый год, в соответствии с бюджетной классификацией. Плановая природа бюджета исторична с момента его зарождения с середины XIX в. и находится в
Информация о работе Принципы и методы формирования доходов бюджета