Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава.
Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные положения бюджетной системы:
1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15
Глава 2. Анализ бюджетного устройства:
2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20
2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22
2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26
2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………...43
- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от
государственных внебюджетных
- от государственных организаций;
- от наднациональных организаций;
- средства,
передаваемые в целевые
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды:
- Дорожные фонды;
- Экологические фонды;
- Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
- Фонд развития таможенной системы РФ;
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
- Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;
- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи.15 Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.
Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.16
Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
- финансирование
дефицита бюджета за счет
- государственные ценные бумаги;
- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
- бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
- прочие
источники внутреннего
- поступления
от продажи имущества,
_________________
15 Бюджетное право Российской Федерации. Ежегодник: Сборник научных статей / Под ред. С.В. Запольского, Д.М. Щекина. — М.: Статут, 2006.
16 Павлова А. Бюджет в финансовой системе России // Экономист. — 2005. — № 1.
- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.
Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
- кредиты
международных финансовых
- кредиты
правительств иностранных
- кредиты
иностранных коммерческих
- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
- прочее
внешнее финансирование.
2.3 Бюджетный
процесс
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.17
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
- органы
денежно-кредитного
- органы государственного (муниципального) контроля.
Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.
Участники бюджетного процесса со ст. 152 БК: 17
- Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;
- органы
законодательной (
- органы исполнительной власти;
- органы
денежно-кредитного
- органы государственного и муниципального финансового контроля;
- органы
государственных внебюджетных
- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
- иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета. Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их
исполнении. Банк России разрабатывает основные направления денежно-
_________________
17 Бюджетный кодекс РФ. — М., 1998.
кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам. Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный
распорядитель бюджетных
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составление проекта бюджета основывается:18
- на бюджетном послании Президента РФ;
- прогнозе
социально-экономического
- основных
направлениях бюджетной и
- прогнозе сводного финансового баланса;
- плане развития государственного или муниципального сектора экономики.
_________________
18 Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Финансы, Юнити, 1999.
Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год. Баланс финансовых ресурсов - это баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя: Перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества, сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.19
Исходными
макроэкономическими
Первый этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией
_________________
19 Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрист, 2002.
20 Костина Н. И. Финансовое прогнозирование в экономических системах: Учеб. пособие. — М.: Юнити, 2002.
расходов. Одновременно Правительство РФ рассматривает предложения об
увеличении МРОТ и минимального размера государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств из бюджета, уведомляет органы исполнительной власти
субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на
очередной финансовый год.
Второй этап формирования бюджета - распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией.
Разработка
и согласование показателей проекта
бюджета завершаются не позднее
15 июля года, предшествующего финансовому
году. С 15 июля по 15 августа Правительство
РФ рассматривает прогноз
Проект закона о бюджете содержит основные характеристики бюджета: общий объем доходов и расходов, дефицит бюджета; доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям; нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней; расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; доходы и расходы целевых бюджетных фондов; объемы
_________________
21 Солянникова С. П. Бюджеты территорий. — М.: Финансы и статистика, 1993.
финансовой помощи бюджетам других уровней; распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств и другие показатели.
Информация о работе Принципы и методы формирования доходов бюджета