Принципы и методы формирования доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 08:19, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение бюджета и его состава.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Основные положения бюджетной системы:
1. История развития бюджета и бюджетной системы ……………………..4
2. Бюджет: понятие, сущность и функции…………………………………..7
3. Принципы бюджетной системы………………………………………….15
Глава 2. Анализ бюджетного устройства:
2.1. Источники формирования доходов……………………………………...20
2.2. Бюджетная классификация……………………………………………….22
2.3. Бюджетный процесс………………………………………………………26
2.4. Бюджетная система РФ…………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………..41
Список используемой литературы……………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

Принципы и методы формирования доходов бюджета.doc

— 217.50 Кб (Скачать документ)

- от  нерезидентов;

- от  бюджетов других уровней;

- от  государственных внебюджетных фондов;

- от  государственных организаций;

- от  наднациональных организаций;

- средства, передаваемые в целевые бюджетные  фонды.

     Доходы  целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды:

- Дорожные фонды;

- Экологические фонды;

- Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;

- Фонд развития таможенной системы РФ;

- Государственный фонд борьбы с преступностью;

- Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;

- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;

- Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;

- Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;

- Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

     В свою очередь подгруппы делятся  на статьи и подстатьи.15 Так, подгруппа "налоги на прибыль (доход), прирост капитала" делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья "подоходный налог с физических лиц" делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

     Источники финансирования делятся на внутренние и внешние.16

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов  РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

- финансирование  дефицита бюджета за счет кредита  Центрального банка РФ и изменения  остатков средств бюджета;

- государственные  ценные бумаги;

- бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

- бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней;

- прочие  источники внутреннего финансирования;

- поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной и муниципальной собственности;

_________________

      15  Бюджетное право Российской Федерации. Ежегодник: Сборник научных статей / Под ред. С.В. Запольского, Д.М. Щекина. — М.: Статут, 2006.

      16  Павлова А. Бюджет в финансовой системе России // Экономист. — 2005.  — № 1.

- государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

     Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка  заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

     Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

- кредиты  международных финансовых организаций;

- кредиты  правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

- кредиты  иностранных коммерческих банков  и фирм, предоставленные РФ;

- изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

- прочее  внешнее финансирование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Бюджетный процесс 

     Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.17

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:

- финансовые  органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);

- органы  денежно-кредитного регулирования  (Банк России);

- органы  государственного (муниципального) контроля.

Каждый  орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.

     Участники бюджетного процесса со ст. 152 БК: 17

- Президент  РФ, Государственная дума, Совет  Федерации, Правительство РФ;

- органы  законодательной (представительной) власти;

- органы  исполнительной власти;

- органы  денежно-кредитного регулирования;

- органы  государственного и муниципального финансового контроля;

- органы  государственных внебюджетных фондов;

- главные  распорядители и распорядители  бюджетных средств;

- иные  органы (бюджетные учреждения, получатели  бюджетных средств).

     Органы  представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета. Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их

исполнении. Банк России разрабатывает основные направления денежно-

_________________

      17  Бюджетный кодекс РФ. — М., 1998.

кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам. Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.

     Главный распорядитель бюджетных средств  распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном  распределении доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.

     Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных  учреждений, контролирует использование бюджетных средств.

     Рассмотрим  сущность бюджетного процесса на примере  федерального бюджета. Составление  проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

     Составление проекта бюджета основывается:18

- на  бюджетном послании Президента  РФ;

- прогнозе  социально-экономического развития  на очередной финансовый год;

- основных  направлениях бюджетной и налоговой  политики;

- прогнозе  сводного финансового баланса;

- плане развития государственного или муниципального сектора экономики.

_________________

     18  Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Финансы, Юнити, 1999.

     Одновременно  с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.   В бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год. Баланс финансовых ресурсов - это баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя: Перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества, сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.19

     Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета  являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в  очередном финансовом году.20

     Первый  этап формирования федерального бюджета - разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год; разработка Министерством финансов РФ основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета в соответствии с функциональной классификацией

_________________

      19   Борисов Е. Ф. Экономическая теория: Учебник. — М.: Юрист, 2002.

      20 Костина Н. И. Финансовое прогнозирование в экономических системах: Учеб. пособие. — М.: Юнити, 2002.

расходов. Одновременно Правительство РФ рассматривает  предложения об

увеличении  МРОТ и минимального размера государственных  пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Министерство финансов направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств из бюджета, уведомляет органы исполнительной власти

субъектов РФ о методике формирования межбюджетных отношений на

очередной финансовый год.

     Второй  этап формирования бюджета - распределение  федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетных  средств в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов. Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета. Несогласованные вопросы рассматриваются межведомственной правительственной комиссией.

     Разработка  и согласование показателей проекта  бюджета завершаются не позднее 15 июля года, предшествующего финансовому  году. С 15 июля по 15 августа Правительство  РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития РФ, проект федерального бюджета и проекты государственных внебюджетных фондов, а также другие документы, утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную думу. 21

     Проект  закона о бюджете содержит основные характеристики бюджета: общий объем доходов и расходов, дефицит бюджета; доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям; нормативы отчислений от доходов в пользу бюджетов других уровней; расходы бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации; общий объем капитальных и текущих расходов бюджета; доходы и расходы целевых бюджетных фондов; объемы

_________________

      21 Солянникова С. П. Бюджеты территорий. — М.: Финансы и статистика, 1993.

финансовой  помощи бюджетам других уровней; распределение  бюджетных средств по главным  распорядителям бюджетных средств и другие показатели.

Информация о работе Принципы и методы формирования доходов бюджета