Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ состояния государственного долга Российской Федерации и его влияния на состояние экономики. Данное положение также определило и актуальность выбранной темы.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления государственным долгом РФ;
- проведен анализ государственного долга РФ;
- выявлены основные направления совершенствования управления государственным долгом РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом……….6
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………6
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом……………..13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным
долгом……………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ государственного долга рф…………………………………..18
2.1 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ……………18
2.2 Проблемы управления государственным долгом…………………………26
2.3 Изучение последствий государственного долга…………………………...28
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга……..30
3.2 Анализ эффективности предложений………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
- размер бюджетного дефицита;
- величина государственного долга;
- доходность государственных ценных бумаг;
- сроки заимствований.
Факторный анализ величины расходов по обслуживанию государственного долга следует начать с бюджетного дефицита, который является первопричиной возникновения и увеличения этих расходов.
Бюджетный дефицит представляет
собой разницу между
- при оценке величины
государственных расходов не
учитывается амортизация в
- важная статья государственных
расходов – обслуживание
Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что очень часто делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках «жесткого» курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет. В экономической теории принято различать фактический, структурный и циклический дефициты государственного бюджета.
Структурный дефицит - разность между доходами и расходами бюджета при объеме выпуска равном потенциальному. Наличие такого дефицита свидетельствует или о заниженности общей налоговой ставки, или о завышенных расходах государства.
Циклический дефицит - возникает при циклических спадах экономики, когда объем выпуска меньше потенциального, и устраняется при циклическом подъеме. Он есть разность между фактическим и структурным дефицитом.
Для покрытия бюджетного дефицита могут использовать следующие источники:
- кредитно-денежная эмиссия
(монетизация бюджетного
- доходы от выпуска государственных ценных бумаг и операций с ними;
- кредиты международных
финансовых организаций,
- доходы от приватизации государственного имущества и другие;
- увеличение налоговой ставки.
Как уже отмечалось выше, бюджетный дефицит приводит к накоплению государственного долга.
Для оценки фактической величины государственного долга используются относительные показатели задолженности [12, с.25]:
1. Долг/ВНП; Долг/Экспорт
товаров и услуг - показатели
запаса, характеризующие бремя долга
в более долгом периоде, т.е.
степень зависимости
2. Сумма обслуживания
долга/ВНП; Сумма обслуживания
долга/Экспорт товаров и услуг
– показатели потока: чем они
выше, тем в более активной
краткосрочной корректировке
Основными причинами устойчивого роста государственного долга, а также бюджетного дефицита являются [6, с.19]:
- увеличение государственных
расходов в военное время или
периоды других социальных
- циклические спады и
«встроенные стабилизаторы»
- сокращение налогов в
целях стимулирования
- усиление влияния
Рассмотрим взаимосвязь внутреннего и внешнего долга. При долговом финансировании бюджетного дефицита ставки процента поднимаются особенно значительно в том случае, когда стимулирующая фискальная политика сопровождается ограничением предложения денег в целях снижения уровня инфляции. Долговое финансирование дефицита государственного бюджета увеличивает спрос на деньги, Центральный банк ограничивает их предложение. Это сочетание мер экономической политики стимулирует быстрый рост процентных ставок.
Повышение процентных ставок
на внутреннем рынке страны увеличивает
зарубежный спрос на ценные бумаги
данной страны, что вызывает приток
капитала и увеличение суммы внешнего
долга. Обслуживание внешнего долга
требует передачи части реального
выпуска продукции в
Возросший зарубежный спрос на ценные отечественные бумаги сопровождается повышением общемирового спроса на национальную валюту, необходимую для их приобретения. В результате обменный курс национальной валюты повышается, что способствует снижению экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику: в экспортных и в конкурирующих с импортом отраслях снижается занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом
Управление государственным долгом это:
1) совокупность мероприятий государства, направленных на погашение долга;
2) механизм формирования
и реализации одного из
Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах. В широком смысле оно предполагает формирование политики в отношении государственного долга, определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности, основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели, приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т.д.
Управление государственным долгом в узком смысле предусматривает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.
Цель управления государственным
долгом – нахождение оптимального
соотношения между
К мероприятиям, способствующим
погашению государственного
Выполнение мероприятий
зависит от принятия
Для оценки государственного внешнего долга также применяются показатели процентного соотношения суммы внешнего долга и объема экспорта в денежном выражении, доли расходов на погашение и обслуживание государственного внешнего долга в экспортной выручке, характеризующие уровень долгового бремени для национальной экономики.
Управление государственным дол
Методы управления государственным долгом можно подразделить на административные и финансовые.
Административные методы основаны на быстром и четком выполнении отдельных распоряжений органов государственной власти и управления; они не предусматривают оценку экономической эффективности и результатов действий по управлению государственным долгом.
Финансовые методы состоят в выборе способов и форм обеспечения погашения государственного долга с помощью анализа финансовых показателей и нацелены на максимизацию эффекта от привлекаемых займов при минимальных издержках, связанных с их погашением и обслуживанием. Наиболее оптимальное сочетание административных и финансовых методов обусловлено внутренним и внешними экономическими и политическими факторами.
В условиях долгового кризиса, когда государство испытывает трудности с выполнением ранее взятых обязательств по погашению и обслуживанию государственной задолженности, используются также следующие методы управления государственным долгом:
Чаще всего использование
этого приема связано с желанием
государства устранить
Управление государственным дол
1.3 Нормативно- правовое обеспечение управления государственным долгом
В настоящее время нормативно-
Информация о работе Принципы и методы управления государственным долгом РФ