Принципы и методы управления государственным долгом РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является анализ состояния государственного долга Российской Федерации и его влияния на состояние экономики. Данное положение также определило и актуальность выбранной темы.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления государственным долгом РФ;
- проведен анализ государственного долга РФ;
- выявлены основные направления совершенствования управления государственным долгом РФ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом……….6
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………6
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом……………..13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным
долгом……………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ государственного долга рф…………………………………..18
2.1 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ……………18
2.2 Проблемы управления государственным долгом…………………………26
2.3 Изучение последствий государственного долга…………………………...28
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга……..30
3.2 Анализ эффективности предложений………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по Б-ет и БСРФ.docx

— 68.69 Кб (Скачать документ)

- разработать единую систему  стратегического планирования государственного  долга; 

- создать систему взаимодействия  с денежно-кредитной и валютной  политикой; 

- разработать систему  учета долговых обязательств  региональных и муниципальных  властей, а также заимствований  негосударственного сектора экономики. 

В процессе реформы необходимо четко разграничить полномочия различных  органов государственной власти, управляющих государственным долгом, и разработать порядок их взаимодействия. В данной сфере запланировано  следующее распределение полномочий между различными органами государственной  власти.

Президент Российской Федерации  устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на кратко- и  среднесрочную перспективы.

Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает в законе о федеральном бюджете верхний  предел государственного долга.

Правительство Российской Федерации  организует систему оперативного управления государственным долгом, утверждает источники и параметры заимствований.

Центральный банк Российской Федерации согласует вопросы  политики управления государственным  долгом с денежно-кредитной и  валютной политикой;

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет заимствования  от имени Правительства Российской Федерации, реализует правительственную  долговую стратегию, обеспечивает бюджетное  планирование в части государственного долга.

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации  анализирует эффективность проектов, источниками финансирования которых являются внешние займы.

Федеральное агентство по управлению государственным долгом участвует в реализации годовых  программ в области управления государственным  долгом и финансовыми активами, а  также в переговорах с кредиторами  Российской Федерации в рамках имеющихся  полномочий, осуществляет по поручению  Минфина России перевод средств  на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных  долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми  операциями [5].

Факт использования внешних  заимствований в качестве универсального механизма решения финансовых проблем  любым государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность использовать в управлении внешним долгом опыт других стран  наряду с какими-либо методами, которые  характерны исключительно для нее. Иными словами, в выработке общей  стратегии решения проблемы внешнего долга могут быть использованы как  известные мировой практике схемы, так и нетрадиционные методы.

Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним  долгом является применение моделей  формирования оптимального долгового  портфеля, позволяющего снизить риски  и стоимость обслуживания долга.

Важное место в системе  мер по управлению внешним долгом занимает также такой инструмент, как проведение специальных приватизационных программ. Существуют разнообразные  варианты таких программ, но все  они имеют общей целью пополнение доходов государства с тем, чтобы  в последствие направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.

Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Однако по условиям Парижского клуба  возможность реструктуризации и  секьюритизации ограничена лишь суммой эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем.

Что же касается специфических  для России подходов, то, решение  долговой проблемы возможно за счет использования  задолженности иностранных государств бывшему СССР. Один из вариантов - взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требования по долгам третьих стран.

При осуществлении политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения»  такие показатели, как, соотношение  внешнего и внутреннего долга  и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства.

 

3.2 Анализ эффективности  предложений

 

До недавнего времени  основным источником покрытия внешней  задолженности считались новые  международные займы.

В настоящее время платежеспособность России, во всяком случае на среднесрочную перспективу, может обеспечиваться только за счет федерального бюджета, который будет оставаться единственным доступным источником средств для погашения и обслуживания внешнего долга.

Но если негативные тенденции  в динамике выручки от экспорта сохранятся, а валютные обязательства частного сектора по-прежнему будут нарастать, то и его использование будет  сопряжено с существенными трудностями  из-за острого дефицита валюты. Что  же касается зарубежных займов и кредитов, то они могут возобновиться только после того, как будут доказаны твердые намерения и подтверждена реальная возможность России рассчитываться по своим обязательствам. Мы рискуем  попасть в патовую ситуацию, когда  долги невозможно отдать без новых  займов, а новые займы невозможно получить без того, чтобы не начать отдавать долги.

Меры по укреплению доверия  к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы  и налогового администрирования; обеспечение  надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий  и организаций; заметные сдвиги в  борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры  и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.

Рассмотрим и другие резервы  платежеспособности. Например, положительное  сальдо торгового баланса. Оно включает в себя экспертную оценку «челночного» импорта, находящегося вне таможенного  учета, что составляет четверть всего  товарного импорта. Кроме того, платежный  баланс составляется по методу регистрации  сделок на момент операции, а не на момент расчета, поэтому статистические объемы экспорта не соответствуют фактическому поступлению валютной выручки.

К резервам платежеспособности можно отнести приток иностранного капитала в виде прямых и портфельных  инвестиций, привлечение иностранных  кредитов, поступления платежей по предоставленным кредитам, а также  использование золотовалютных резервов [13, с.216].

государственный долг управление

 

 

Заключение

 

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации должна представлять собой следующую совокупность основных мероприятий:

- разработка программы  заимствований Российской Федерации  на следующий год; 

- процедура принятия основных  параметров управления государственным  долгом Российской Федерации  на очередной год;

- исполнение принятой  программы управления государственным  долгом в течение планового  года.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция РФ. // Российская газета. – 25 декабря 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.98 г. № 145-ФЗ.//СПС «Гарант».
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации: от 31.07.98 г. № 146-ФЗ.//СПС «Гарант».
  4. Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. N 76-ФЗ «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» //СПС «Гарант».
  5. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», 2009//Счетная палата Российской Федерации www.minfin.ru
  6. Борисов С.М. Внешние долги России. // Деньги и кредит, 2010. - № 2. –- С.19-23.
  7. Бюджетная система России: Учебник под ред. Г.Б. Поляка, - М.: ЮНИТИ, 2008. – 550 с.
  8. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. – М., 2010. – 304 с.
  9. Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. – 2009. – №8. – С. 46–63.
  10. Долгосрочная концепция развития денежно-кредитной системы России // Деньги и кредит, 2009. - №1.- С.33-38.
  11. Калашникова Н. Проблема госдолга - чисто финансовая. // Деловой мир, 20-23.06.2010.
  12. Политика размещения государственного долга и поведение рынка государственных облигаций: Научный доклад № 03/05 – В. Баринов, А. Первозванский, Т.Первозванский – РПЭИ/Фонд Евразия, 2009. – 51 с.
  13. Родионова В.М. Управления государственным долгом – М.: «Финансы и статистика», 2008.- 228с.
  14. Саркисянс А.Г. Проблемы внешней задолженности России. // Деньги и кредит, 2010. - №2. – С. 40-48.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Принципы и методы управления государственным долгом РФ