Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 16:01, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ состояния государственного долга Российской Федерации и его влияния на состояние экономики. Данное положение также определило и актуальность выбранной темы.
Для достижения цели в работе были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы управления государственным долгом РФ;
- проведен анализ государственного долга РФ;
- выявлены основные направления совершенствования управления государственным долгом РФ.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы управления государственным долгом……….6
1.1 Понятие и сущность государственного долга………………………………6
1.2. Принципы и методы управления государственным долгом……………..13
1.3 Нормативно-правовое обеспечение управления государственным
долгом……………………………………………………………………………17
Глава 2. Анализ государственного долга рф…………………………………..18
2.1 Анализ государственного внешнего и внутреннего долга РФ……………18
2.2 Проблемы управления государственным долгом…………………………26
2.3 Изучение последствий государственного долга…………………………...28
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга……..30
3.2 Анализ эффективности предложений………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованной литературы…………………………………………...37
56 827,0 млн. рублей - по кредитам
либо облигационным займам, привлекаемым
юридическими лицами, отобранными
в порядке, установленном
50 000,0 млн. рублей - по кредитам,
привлекаемым юридическими
45 768,3 млн. рублей - по кредитам,
привлекаемым организациями
25 000,0 – по кредитам, привлекаемым открытым акционерным обществом «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на строительство новых заводов. Правила предоставления указанных государственных гарантий Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1224. По состоянию на 1 января 2012 года указанные государственные гарантии Российской Федерации не предоставлены.
На погашение государственных
долговых товарных обязательств в 2011 году
направлено 10,2 млн. рублей, однако,
за счет роста цен на товары народного
потребления государственный
Анализ состояния и динамики государственного внешнего долга российской федерации
Объем государственного внешнего
долга Российской Федерации на
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей
(35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн.
рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше,
чем на 1 января 2011 года. Структура и объем
государственного внешнего долга Российской
Федерации представлены в таблице 5.
Таблица 5.
Виды долга |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
Изменение | |||
млн. долл. США |
млн. рублей |
млн. долл. США |
млн. рублей |
млн. долл. США |
млн. рублей | |
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации – всего, в том числе: |
39 956,9 |
1 217 762,4 |
35 801,4 |
1 152 664,4 |
- 4 155,5 |
- 65 098,0 |
- по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций |
6 812,2 |
207 614,3 |
5 584,6 |
179 803,2 |
- 1 227,6 |
- 27 811,1 |
- по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте |
32 231,5 |
982 314,9 |
29 207,8 |
940 377,8 |
- 3 023,7 |
- 41 937,1 |
- по государственным гарантиям
Российской Федерации, |
913,2 |
27 833,2 |
1 009,0 |
32 483,4 |
+ 95,8 |
+ 4 650,2 |
Государственный внешний долг Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций уменьшился на 1 227,6 млн. долларов США. В 2011 году полностью погашена задолженность Российской Федерации перед Таиландом, Хорватией и Уругваем.
Государственный внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, уменьшился на 3 023,7 млн. долларов США, в том числе в результате погашения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в сумме 1 750,0 млн. долларов США.
В 2011 году государственный
внешний долг Российской Федерации
по государственным гарантиям
- по обязательствам HIDROTOAPI EP Республика Эквадор в размере 180,0 млн. долларов США (1 гарантия);
- по обязательствам ЗАО «Осташковский кожевенный завод» в размере 40,0 млн. долларов США (1 гарантия);
- по обязательствам ОАО
«Нововятский лыжный комбинат» в размере
7,2 млн. долларов США (1 гарантия).
Вместе с тем, с учетом
списания государственного внешнего долга
Российской Федерации по государственным
гарантиям Российской Федерации
в связи со своевременным исполнением
принципалами обязательств в сумме
131,9 млн. долларов США, изменения по
государственному внешнему долгу Российской
Федерации в части
2.2 Проблемы управления государственным долгом
К проблемам управления государственным долгом можно отнести [9, с.50]:
- концентрация Правительства
на реструктуризации своих
- отсутствие законодательно
закрепленных целей
- в действующем
- вместе с тем не налажен по-настоящему достоверный учет долговых операций. В Государственной долговой книге, в которой согласно БК должны регистрироваться все государственные заимствования, не отражен долг бывшего СССР.
- проблема оптимизации
платежей по внешнему
- проблема повышения бюджетной
отдачи от российской
- отсутствует система эффективного управления государственными активами в иностранных акционерных обществах, в результате чего доходы ряда совместных зарубежных предприятий с государственным участием не направлялись в бюджет, а оставались в ведении коммерческих структур.
Кроме того, к основным недостаткам сложившейся системы управления государственным долгом можно отнести следующие [11]:
- система управления
- механизмы управления
не позволяют полностью
- отсутствует законодательное
разделение компетенции между
ветвями государственной
- отсутствует единая база
данных государственных
- не создана единая
система анализа и учета
- не разработана система
долгосрочной взаимосвязи
- имеющаяся система информации
о государственном долге и
его состоянии отличается
- отсутствует четкая правовая
регламентация на федеральном
уровне полномочий
2.3 Изучение последствий государственного долга
Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние на экономическое развитие. Так, в периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.
Отрицательное влияние государственных заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций [14, c.43].
Проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.
Глава 3. Направления совершенствования управления государственным долгом
3.1 Разработка предложений
по оптимизации
В рамках совершенствования сложившейся системы управления государственным долгом можно предложить создание унифицированной системы учета государственных долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной целью проводимой реформы является усиление государственного влияния и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для ее достижения планируется в ближайшее время решить следующие задачи [13, c.207]:
- повысить эффективность
государственных заимствований;
- оптимизировать структуру государственного долга;
- сократить риски, связанные
с осуществлением
- совершенствовать правовые
основы управления
- создать единую структуру,
в полномочия которой будет
входить управление
- разработать единую систему учета государственного долга;
- создать единую
Информация о работе Принципы и методы управления государственным долгом РФ