Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа
Центральное место в бюджетной системе любого государства занимает федеральный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Именно в нем аккумулируется основная масса налоговых поступлений и других доходов, необходимых для воздействия на экономическое развитие страны и реализации социальной политики на всей ее территории.
Через федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для последующего их перераспределения и использования для целей государственного регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Введение…………………………………………………………………………………………… 3
Глава I Теоретические аспекты проблемы исполнения федерального бюджета в РФ……… 4
1.1 Федеральный бюджет……………….………………………………………………….……… 4
1.2 Исполнение федерального бюджета в РФ….………………………………………………… 8
1.3 Основные цели и задачи бюджетной политики на 2013 - 2015 годы………….…..………. 11
1.4 Современные проблемы исполнения бюджета Российской Федерации, бюджетная политика РФ и направления ее совершенствования…..………………………………………… 25
Глава II Анализ исполнения федерального бюджета на 2011-2013г………………..………… 29
2.1 Динамика доходов и расходов федерального бюджета…………….……………….……... 29
2.2 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года……………………………………30
2.3 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года………………………...………….. 31
2.4 Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2012 года………………………………………………………………………………..……………….. 33
Заключение…………………………………………………………………………………………. 36
Список литературы…………………………………………………………..……………………. 37
Приложение…………………………………………………………………………………………. 38
В качестве критериев
эффективности бюджетной
1. уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
2. уровень выполнения бюджетных обязательств;
3. величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
4. объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
5. уровень монетизации бюджетного дефицита;
6. величину валютных
резервов, используемых для
7. динамику валового внутреннего продукта;
8. уровень безработицы.
В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
1. масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
2. величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
3. величину просроченной
задолженности по оплате
Основные направления бюджетной политики, разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
1. осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
2. осуществление бюджетной
реформы на основе принятия
Бюджетного кодекса и
3. полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
4. сокращение государственных
расходов при полном
5. сокращение дефицита федерального бюджета до 2 % ВВП;
6. снижение государственных
заимствований, увеличение
7. совершенствование межбюджетных отношений.
Анализ экономики России
за последние несколько лет
Глава II Анализ исполнения федерального бюджета на 2011-2013г.
Согласно Бюджетному посланию Президента РФ приоритетным направлением бюджетной политики на 2011-2013 г.г. должно быть «проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов».
Ранее в 2000е годы, в России наблюдался рост экономики, однако, единственной его причиной был высокий уровень цен на сырьевые ресурсы, которые собственно и стали причиной резкого сокращения доходов бюджета в 2008 году, когда уровень цен на нефть упал более чем в два раза. Наряду с прямой причиной возросшего дефицита бюджета в 2008 году, существуют и косвенные причины - это отсутствие роста отраслей, отвечающих за инновацию и модернизацию экономики, то есть те, которые могли бы пополнять нефтегазовые доходы бюджета.
Выявив такие провалы в структуре доходов бюджета, одной из основных позиций бюджетной политики на 2011-2013 г.г. стала уменьшение зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов, и тем самым, сокращение бюджетного дефицита к 2013 году в два раза по сравнению с 2009 годом.
В целом макроэкономические показатели, на основе которых формируется федеральный бюджет на 2011-2013 г.г., обладают незначительно, но положительной динамикой. Объем ВВП в 2011 году составил 50 389 млрд. рублей, в 2012 году - 55 950 млрд. рублей, в 2013 году - 61 920 млрд. рублей при темпах роста соответственно 104,2%, 103,9% и 104,5%. Рост ВВП в 2011-2013 г.г.будет значительно ниже, чем в докризисный период (в 2003 - 2008 г.г.он составлял в среднем 107%). В 2011-2013 г.г.прогнозируется последовательное снижение целевого показателя инфляции с 6-7% в 2011 году составил 5-6% в 2012 году и 4,5-5,5% в 2013 году.
При расчете проекта федерального бюджета Правительство Российской Федерации исходило из цен на нефть марки «Urals» в 75-79 долларов США за баррель, но все же существуют риски падения цены при нестабильности мировой экономики или же замедление темпов ее роста.
2.1 Динамика доходов и расходов федерального бюджета
Частично на снижение дефицита повлияет прекращение действия антикризисных мер поддержки экономики, на которые за все три этапа антикризисной программы было выделено около 9 трлн. руб., из которых 60% - краткосрочные кредиты и 40% - долгосрочные кредиты и безвозмездное финансирование. Но все же часть уже начатых мер будет продолжать свое существование, например, поддержка рынка труда, автомобильной промышленности, самолетостроения и другие.
Еще один источник покрытия дефицита - это государственные заимствования, если в 2010 году таковым источников являлся Резервный Фонд, то, начиная с 2011 года, было принято решение о постепенном прекращение использования его как основного источника. Однако увеличение государственных займов влечет за собой и рост расходов бюджета за счет обслуживания этого долга, что при уменьшении дефицита бюджета, будет несколько его увеличивать обратно. Следовательно, необходимо сокращать расходы федерального бюджета РФ, что и видно из диаграммы. При этом будут урезаны некоторые статьи расходов. Но учитывая основные цели, отраженные в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию РФ, будут оставлены без изменения или увеличены статьи расходов по следующим направлениям:
· разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций (одним из основных проектов являет построение НТК в Сколково);
· обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
· повышение качества человеческого капитала (расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт, образование);
· повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг.
Основные характеристики и структура федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011-2013 г.г., соответствуют основным положениям Бюджетного послания Президента РФ о бюджетной политике в 2011-2013 г.г.и не противоречат Бюджетному Кодексу РФ.
2.2 Доходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
В 2011-2013 г.г.будет продолжаться тенденция снижения доли доходов федерального бюджета в ВВП, которая наблюдалась и ранее (с 17,4% в 2010 году до 16,8% в 2013 году). Эта тенденция вызвана снижением прогнозируемого поступления нефтегазовых доходов в процентах к ВВП с 8,3% в 2010 году до 7,5% в 2013 году.
Несмотря на рост доходных поступлений, в том числе, благодаря предпринимаемым мерам Правительства РФ, лишь в 2012 году номинальный объем доходов сможет незначительно превысить уровень 2008 года на 2,5%.
Для достижения поставленной задачи в Бюджетном послание Президента РФ касательно увеличения доли нефтегазовых доходов в структуре доходов федерального бюджета, Правительство РФ вносит изменения в налоговое и бюджетное законодательство, а также в таможенную политику, что отражается на неравномерном росте нефтегазовых поступлений. Так в среднем за год они растут на 11,5%, при этом в 2011 году они выросли на 15,3%, а в 2013 году на 7,6%.
Деление поступлений в доходы федерального бюджета могут быть не только на основе нефтегазовых поступлений, но и на основе налоговых и соответственно неналоговых поступлений. Неналоговые доходы в 2011-2013 г.г.останутся примерно в тех же пределах, а основным видом налоговых доходов так и продолжат оставаться налог на добавленную стоимость (32-33%) и таможенные пошлины (37-38%).
Рис. 1 Динамика основных доходов федерального бюджета РФ за 2008-2013 г.г.
Для мобилизации налоговых доходов в федеральный бюджет Правительство РФ вносит изменения в налоговую политику, связанные с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор экономики, отменой неэффективных налоговых льгот. Так, после кризиса, планировалось снижение налога на прибыль на 4% и трехкратное сокращение налога на малый бизнес. Однако, изменения в налоге на прибыль должно сочетаться «с инвестиционной налоговой льготой, чтобы те 400 млрд. руб. дополнительных доходов от этого предприятиями и организациями преимущественно направлялись на инвестиции, а не на решение текущих задач».
2.3 Расходы федерального бюджета РФ на 2011-2013 года
За последние
несколько лет федеральный
В настоящее время в качестве приоритетных направлений расходов федерального бюджета РФ в Бюджетном послание Президента РФ выделены следующие:
· безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
· обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
· индексация в
2011 году денежного довольствия
· обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
· обеспечение
закупки новых видов
· обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
· постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
· подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани).
Также большое
внимание уделяется проблеме эффективности
использования бюджетных
Наиболее быстро растущими статьями расходов являются национальная оборона (в среднем на 30% ежегодно) и социальная политика (7%), которая составляет более 25% всех расходов федерального бюджета РФ, что, несомненно, говорит о соответствии одной из выбранных целей бюджетной политики страны.
Также, согласно второй, не менее важной цели - модернизации экономики, отдельное внимание уделено расходам на здравоохранение, физическую культуру и спорт, а также образование. Бюджетная политика в сфере образования направлена на предоставление качественного высшего и среднего образования, а также на подготовку квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики согласно потребностям рынка труда. Несмотря на прогнозируемое сокращение числа школьников и студентов, расходы на образование не сокращаются, в номинальном выражение они даже увеличиваются: в 2010 году - 444 млрд. рублей, а в 2013 - уже 519,4 млрд. рублей, хотя % ВВП остается прежним и равен 4,4%. Наибольший удельный вес в статье образования занимают расходы на высшее профессиональное образование, а именно 85%.
Расходы на национальную оборону являются единственной статье расходов, которые в период 2011-2013 г.г. значительно увеличили свою долю в общих расходах федерального бюджета (с 12,5% до 17,2%). Это обусловлено тем, что необходимо провести качественное и комплексное переоснащение Вооруженных Сил и других войск современными видами вооружения и военной техники для достижения запланированного уровня обороноспособности страны в рамках государственной программы вооружения на 2011-2020 г.г..Для этого предполагается увеличение бюджетных ассигнований на развитие оборонно-промышленного комплекса, который является высокотехнологическим, многопрофильным сектором экономики страны. Также увеличение бюджетных ассигнований коснется и «национальной безопасности и правоохранительной деятельности» для оснащения «силовых» ведомств современными образцами вооружения, военной и специальной техникой, в том числе для обеспечения правопорядка при проведении XXII Олимпийских Игр в Сочи.
2.4 Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь – декабрь 2012 года
По предварительной оценке исполнение основных показателей федерального бюджета за январь - декабрь 2012 года составило:
Информация о работе Проблемы исполнения федерального бюджета РФ