Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:02, дипломная работа
В результате проводимой c начала 90-х годов приватизации в Российской Федерации общее число приватизированных предприятий превысило 130 тыс., что составляет свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, продолжают свою деятельность около 80 тыс. унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Российская академия государственной службы
при Президенте РФ
Уральская академия государственной службы
Факультет
подготовки государственных и
Кафедра теории и практики управления
Допустить к защите
Зав. кафедры ________________
« » __________________ 2004г.
Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России
Дипломная работа
Кирилловой Ольга Леонидовны
студентки курса ГМУ-55, группы ГМУ-552
Специальность: 061000 «Государственное
и муниципальное управление»
Научный руководитель:
Кириллов Л. Г.,
кандидат экономических наук,
доцент
Екатеринбург
2004
В результате проводимой c начала 90-х годов приватизации в Российской Федерации общее число приватизированных предприятий превысило 130 тыс., что составляет свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, продолжают свою деятельность около 80 тыс. унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. В указанное число входит около 10 тыс. федеральных государственных унитарных предприятий.
Объективная необходимость
сохранения государственного сектора
экономики обусловлена
В данной работе мы попытаемся разобраться с вопросом, что же такое «унитарное предприятие». Можно считать, что унитарное предприятие как форма хозяйствования является наследием государственно-плановой экономики. Отечественная хозяйственная практика прошла в своей эволюции путь от крайности до крайности: от тезиса – «государство – собственник, а предприятие только оперативно управляет его имуществом», до – «государство не вмешивается в экономику, а государственные предприятия получают имущество в полное хозяйственное ведение, максимально не завися от собственника». Главные вопросы: в чем цель существования государственных унитарных предприятий, так ли необходимо публичной власти создавать данные хозяйственные формы, способно ли общество существовать с единственным частным способом хозяйствования, - и еще много других вопросов, без ответов на которых трудно разобраться со смыслом существования унитарных предприятий.
Объектом исследования дипломной работы являются унитарное предприятие как объект государственного управления. Предметом – проблемы управления унитарными предприятиями, осуществляемого органами государственной власти.
Основной целью данной работы является – рассмотрение правовых, управленческих и экономических основ существования унитарных предприятий в России и определение возможных путей совершенствования государственного (правительственного) управления ими. Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
Проблема унитарных
предприятий активно
Структурное построение дипломной работы обосновано логикой раскрытия темы, последовательностью решения задач и реализации цели исследования. Диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. В первой главе унитарное предприятия рассматривается с точки зрения его правовых и организационных особенностей; во второй главе рассмотрены экономические основы деятельности унитарных предприятий в условиях; в заключительной главе приведены теоретические и практические рекомендации для стратегического анализа управления субфедеральной собственностью. В заключении подводятся итоги проделанной работы и формулируются основные выводы, даются рекомендации по внедрению результатов исследования.
Апробация работы. Основные положения исследования излагались автором на Всероссийской научной конференции «Практическое решение государственных проблем глазами будущего чиновника: экономический, правовой и политический аспекты» (Екатеринбург, 2003), Первой Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Теория и практика структурных преобразований экономики отраслей и регионов» (Екатеринбург, 2003), Международной конференции «Роль политических партий и общественных организаций в формировании органов власти в соответствии с интересами различных групп населения» (Екатеринбург, 2003), материалы исследования применялись в практической деятельности Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области и Территориального управления Минимущества России по Свердловской области.
Предложенные рекомендации с учетом особенностей могут быть спроецированы на уровень управления конкретными унитарными предприятиями, а так же могут быть использованы в деятельности уполномоченных органов государственной власти всех уровней.
В данной работе мы будем придерживаться второго подхода, то есть будем рассматривать предприятие как самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы, созданный в порядке, установленном законом. Предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги в соответствии с заданными или выбранными целями.
Предприятие как хозяйственная организация систематически осуществляет производство товаров, выполняет работы и оказывает услуги с целью удовлетворения внешних относительно предприятия потребностей. Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом и результатами своей деятельности.
В правовой науке понятие предприятия обычно дается путем перечисления его основных признаков: 2
1. организационное единство - предприятие имеет определенную структуру и организацию, которые закрепляются уставом предприятия или иными учредительными документами;
2. цель деятельности предприятия – получение прибыли, т. к. предприятие признается коммерческой организацией (ст. 50 ГК РФ), и удовлетворение общественных потребностей;
3. задача предприятия – осуществление хозяйственной деятельности по изготовлению продукции, производству работ и оказанию услуг;
4. наличие у предприятия трудового коллектива;
5. хозяйственная самостоятельность предприятия (зависит от формы собственности, на базе которой действует предприятие);
6. имущественная самостоятельность предприятия (ее уровень зависит от формы собственности предприятия на данное имущество – имущество может принадлежать на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления);
7. предприятие является субъектом права и обладает правами юридического лица;
8. наличие у предприятия фирменного наименования, которое индивидуализирует предприятие в правовых отношениях.
В современной российской экономике предприятие занимает особое место в системе организации производства. После ликвидации системы отраслевого управления и соответствующих министерств, распада большинства производственных и научно-производственных объединений в процессе приватизации предприятие осталось едва ли не единственным типом производственных организаций в сфере экономики.3 В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие – разновидность организации, осуществляющих в отличие от органов власти не управленческие, а экономические, социально-экономические функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества, государства.4 Предприятие – организация, в которой органически соединяются три вида процессов: производство, реализация продукции, воспроизводство израсходованных ресурсов. 5
В соответствии с формами собственности могут действовать предприятия следующих видов: 6
- индивидуальные предприятия,
основанные на личной
- частные предприятия, основанные на собственности отдельного гражданина, с правом найма рабочей силы;
- совместные предприятия,
основанные на базе
- государственные предприятия,
основанные на
Государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Государственные предприятия получают основную часть своих доходов за счет продажи товаров и услуг, а не из государственного бюджета.
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — один из видов государственных предприятий, находится в непосредственном ведении государственных органов. Согласно ст. 113 Гражданского кодекса под унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
Унитарное предприятие
признается коммерческой организацией,
все имущество которой
Государство как организация в той или иной мере участвует в хозяйственной деятельности, в производстве и обращении товаров и услуг и использует рыночные механизмы в деятельности органов государственной власти и государственных организаций. По определению право государственной собственности не может использоваться с целью извлечения частного дохода. Но создаваемые государством организации должны учитывать необходимость безубыточного функционирования, чтобы быть полезными обществу и людям, а не существовать за счет их доходов. Главной особенностью предприятий, создаваемых в особой организационно-правовой форме «унитарное предприятие» является то, что являясь по закону коммерческими, то есть предназначенными для извлечения выгоды, они не используются в интересах частных лиц, вовлеченных в их деятельность, не выделяют доли в активах и не выплачивают дивиденд. Деятельность унитарных предприятий связана с созданием и обращением не частного, а общественного блага. Это благо, тем не менее, создается путем доходного хозяйствования. Вот в чем заключается, по нашему мнению, основная особенность унитарных предприятий, вот с чем связана необходимость введения особых процедур управления ими и особых процедур контроля над их деятельностью, деловым поведением. Другой важной особенностью управления унитарными предприятиями является определенная зависимость их деятельности от политических процессов и интересов и накладываемые законом или условиями учреждения строгие ограничения на возможные сферы деятельности и стратегии.
Информация о работе Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России