Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:02, дипломная работа
В результате проводимой c начала 90-х годов приватизации в Российской Федерации общее число приватизированных предприятий превысило 130 тыс., что составляет свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, продолжают свою деятельность около 80 тыс. унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
В соответствии с Гражданским
кодексом РФ 14.11.2002г. был принят Федеральный
закон №161-ФЗ «О государственных
и муниципальных унитарных
Законодательство об унитарных предприятиях не имеет традиций и пишется в основном «с чистого листа». В силу этого оно недостаточно развито и по качеству значительно уступает корпоративному праву, имеющему вековую историю в цивилизованных правопорядках.8
Нормы принятого Федерального
закона «О государственных и
Необходимо отметить, что рассматриваемый Закон отражает основные подходы к управлению федеральными унитарными предприятиями, заложенные еще в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации 1999 г. и в основном реализованные Правительством РФ в нормативных правовых актах, принятых в ее развитие.
В Российской Федерации
создаются и действуют
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения – государственные и муниципальные предприятия. Право хозяйственного ведения включает следующие правомочия УП по отношению к этому имуществу:
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления - казенные предприятия. Правомочия предприятия к переданному на праве оперативного управления имуществу определяется уровнем органа власти, учреждающего данное предприятие:
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Основными нововведениями федерального закона являются:
1. Допускается создание казенных
предприятий на уровне
2. Определен закрытый перечень оснований создания унитарных предприятий. Закон четко определяет исчерпывающий перечень случаев, в которых может быть создано унитарное предприятие и казенное предприятие. В соответствии с законодательством унитарное предприятие может быть создано только в случае:
Казенное предприятие может быть создано в случае:
Фактически введение таких жестких ограничений приводит к тому, что УП, не отвечающие и не обеспечивающие «стратегических интересов РФ», должны быть либо упразднены, либо «предложены рынку» путем их полной приватизации или создания АО с долей государственного участия.
3. Дочерние предприятия упраздняются. Запрещается предприятиям, созданным на праве хозяйственного ведения, выступать учредителями другого унитарного предприятия путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Введение подобного запрета предусмотрено необходимостью ликвидации существующей на сегодняшний день политики выхода из-под контроля имущества путем создания дочерних предприятий.
4. Четко
распределены полномочия
Руководитель же предприятия в соответствии с законом не в праве:
С введением данных ограничений статус руководителя УП уже на правовой основе приближается к статусу государственного и муниципального служащего.
5. Четко определен порядок
6. Важнейшим экономическо-хозяйственным ограничением деятельности УП является введение ограничений по сделкам, совершаемым унитарными предприятиями. Законом определен порядок совершения предприятием крупных сделок по согласованию с собственником. В данном случае под крупной сделкой (ст. 23 ФЗ №116) понимается сделка, несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или превышает сумму в 50тыс. МРОТ. Государственные и муниципальные предприятия не в праве без согласия собственника: совершать сделки с недвижимым имуществом, сделки, связанные с выдачей займов, поручительств, гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, приобретать и отчуждать акции, заключать договоры простого товарищества и т.д.
Итак, из всего выше сказанного следует, что большинство действующих унитарных предприятий должно быть акционировано или упразднено. Получается, что мы имеем дело с законом о ликвидации системы унитарных предприятий в России? Исключение допускается только для предприятий, непосредственно обеспечивающих выполнение государственных функций и решение вопросов местного значения. В отношении их может быть принято решение о сохранении в федеральной собственности, собственности субъекта РФ или муниципальной собственности, однако при условии максимального перевода предприятий в статус казенных, контроль собственника за деятельностью которых максимален. Но является ли такой подход рациональным, позволяющим повысить эффективность экономической деятельности?
Имеется богатый фактический
материал по сопоставлениям предприятий,
находящихся в собственности
государства и частных лиц. Взвешивая
выгоды и издержки акционерной собственности,
большинство современных
Эффективность реализации государственным предприятием своей функциональной роли в рыночной экономике во многом (при прочих равных условиях) зависит от специфики их прав собственности. В общем смысле право собственности – это «пучок» правомочий в отношении ресурсов, причем правомочия на один и тот же ресурс могут принадлежать разным субъектам. С институциональной точки зрения спецификация означает установленные в различных формах режим и степень обладания тем или иным ресурсом или благом и меры использования его полезных свойств, закрепление за каждым правомочием четко определенного собственника, а не определение единого и абсолютного собственника ресурса. Иными словами, право собственности специфицировано, когда у каждого правомочия есть свой исключительный собственник.
Таблица 1
Правомочия в отношении собственности по теории А. Оноре.9
Право владения – «физический контроль над собственностью и намерение осуществлять исключительный контроль, в том числе посредством представителей владельца, агентов» 10 |
Право пользования – право на личное использование вещи |
Право распоряжения и управления – право на принятие решений, как и кем вещь должна быть использована |
Право присвоения или право на доход – обладание благом, проистекающим от предшествующего личного использования вещи или от разрешения другим лицам пользоваться ею |
Право на остаточную стоимость – право на отчуждение, потребление, продажу, изменение и уничтожение вещи |
Право на безопасность – гарантия иммунитета от экспансии |
Право на перевод вещи по наследству или по завещанию |
Бессрочность – неограниченность обладания правомочиями во времени, если иное не предусмотрено специально в контракте |
Право на запрещение вредного использования – право запретить использовать вещь, если это связано с производством негативных внешних эффектов |
Ответственность в виде взыскания – возможность изъятия вещи в уплату долга |
Остаточный характер – ожидание «естественного» возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи |
Информация о работе Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России