Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 12:02, дипломная работа
В результате проводимой c начала 90-х годов приватизации в Российской Федерации общее число приватизированных предприятий превысило 130 тыс., что составляет свыше 60% от общего количества государственных предприятий по состоянию на начало приватизации. В настоящее время в Российской Федерации, по данным статистики, продолжают свою деятельность около 80 тыс. унитарных предприятий, включая федеральные предприятия, предприятия субъектов Российской Федерации и муниципалитетов.
Что касается права государственной
собственности для
В Российской Федерации
создаются и действуют
1. унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.
2. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия).
Разделение правомочий в зависимости от статуса имущества государственного предприятия можно рассмотреть в виде таблицы.
Таблица 2
Распределение правомочий государственных предприятий 11
Правомочия |
Казенное предприятие |
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения | |||
Основная деятельность | |||||
предприятие |
государство |
предприятие |
государство | ||
Право владения |
√ |
— |
√ |
— | |
Право пользования |
√ |
— |
√ |
— | |
Право управления |
√ |
— |
√ |
√ | |
Право на доход |
√ |
√ |
√ |
√ | |
Право суверена |
√ |
√ |
√ |
√ | |
Право на безопасность |
√ |
— |
√ |
— | |
Право на передачу в наследство |
— |
— |
— |
— | |
Бессрочность |
— |
√ |
√ |
√ | |
Запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде |
√ |
— |
√ |
— | |
Право на ответственность в виде взыскания |
√ |
√ |
√ |
√ | |
Право на остаточный характер |
√ |
√ |
√ |
√ |
Право хозяйственного ведения согласно ФЗ от 14.11.2003г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» включает следующие правомочия унитарного предприятия по отношению к имуществу: 12
1. государственное и
муниципальное унитарное
2. государственное и
муниципальное предприятие не
вправе продавать
3. движимым и недвижимым
имуществом государственное
4. государственное или муниципальное предприятие не вправе без согласия собственника совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Таким образом,
унитарное предприятие
Рис. 1. Структура прав собственности на предприятие и имущество
Несмотря на то, что
в Гражданском кодексе
Совершенно другая ситуация возникает при рассмотрении казенных предприятий. Правомочия предприятия к переданному на праве оперативного управления имуществу определяется уровнем органа власти, учреждающего данное предприятие:
Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казенного предприятия.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий так же вправе: изымать у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводить до предприятия обязательные для исполнения заказы для государственных нужд.
Как видно, пучок правомочий закреплен, в основном, не за унитарным предприятием, а за государством. Данный факт оценивается по-разному, но большинство исследователей трактуют это как попытку государства обеспечить направленность деятельности предприятий четко и однозначно на удовлетворение потребностей общества (прежде всего, в чистых общественных благах), а также обеспечение сохранность государственной собственности. 13 Вместе с тем, если учесть, что казенное предприятие может - с согласия собственника - осуществлять дополнительную самостоятельную деятельность, то в этих обстоятельствах в его поведении проявляется двойственность: с одной стороны, ценностно-рациональное поведение в основной деятельности, когда государство устанавливает цель, формирует условия и определяет средства ее достижения; с другой - в известной мере целерациональное - при осуществлении дополнительной коммерческой деятельности, когда само предприятие (с согласия собственника) определяет цель, изыскивает способы ее реализации: а это означает, что его поведение становится рыночным в рамках, устанавливаемых государством.
Подобное сочетание двух различных способов поведения, противоречивых по своей природе, не может не порождать оппортунизма в действиях унитарных предприятий. Это требует от государства (уполномоченных им органов) создания четкого механизма управления: от полного запрета дополнительной коммерческой деятельности (при определенных условиях - стратегических угрозах, природных, техногенных катастрофах и т.п.) до оптимального сочетания основной и дополнительной деятельности.
К формально-юридическим и социально-экономическим недостаткам спецификации права собственности унитарных предприятий следует отнести:
Все это обусловлено
рядом причин: многообразием существующих
правил; противоречием одних правил
другим; возможностями «манипулирования
Информация о работе Проблемы управления унитарными предприятиями в современной России