Расходы бюджета на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, контрольная работа

Описание

Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
− определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Значение образования в решении социальных задач государства 5
1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 8
1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений 15
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений 19
2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа состоит из  1 файл

861 КОНТР Расходы бюджета на образование.doc

— 462.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Рисунок 1 – Структура финансирования системы образования в РФ [10]

 

За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются целевые образовательные программы и проведение научных исследований в области образования.

Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.

Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ.

Средства федерального бюджета направляются на содержание образовательных учреждений федерального ведения, на реализацию федеральных образовательных программ, на образовательные субвенции в рамках финансовых трансфертов в дотационные регионы. Средства бюджетов регионального и муниципального уровней предусматривают ассигнования на содержание учреждений образования, в качестве учредителей которых выступают органы исполнительной власти субъектов федерации, а также на реализацию программ соответствующих субъектов федерации и муниципальных образований [13, с. 26].

Финансирование образования осуществляется в определенном порядке, на основе сметы и называется сметным финансированием. Сметное финансирование – это предоставление денежных средств из государственного и (или) муниципального бюджета для покрытия расходов учреждений на основе сметы  - планового документа установленного содержания. Оно осуществляется в строгом соответствии с целевым назначением расходов и нормами затрат, устанавливаемыми финансирующим органом с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений [10, с. 183].

Смета бюджетного учреждения представляет собой составленный по установленной или принятой форме и утвержденный в установленном же порядке документ, определяющий объем и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все расходы данного учреждения [17, с. 863]. Установленные сметой затраты учреждения группируются в соответствии с бюджетной классификацией, которая определяет целевую направленность ассигнований по каждой классификационной статье – группе расходов.

Функции, реализуемые участниками процесса финансирования образования, представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные функции участников процесса финансирования образования [10, с. 191]

Участник

Разработка проекта бюджета

Исполнение бюджета

Высшее должностное лицо

определение основных целей и задач бюджета (Бюджетное послание)

подписание закона о бюджете (подписание бюджета)

Законодатель

рассмотрение проекта бюджета

принятие бюджета

Правительство (исполнительная власть)

указание на разработку про-

екта бюджета, рассмотрение

проекта бюджета и представление его на утверждение законодателю

принятие решения (постановления) о порядке исполнения

бюджета

Орган, исполняющий бюджет

– прогнозирование и состав-

ление бюджета;

– организация работы по раз-

работке проекта бюджета;

– формирование проекта

бюджета и представление его в правительство

(исполнительной власти)

– организация исполнения и

контроль за исполнением бюджета; подготовка отчетов об

исполнении бюджетов;

– обеспечение прямого финансирования образовательных

учреждений (соответствующе-

го уровня ведения);

– сообщение органам управления образованием лимитов

бюджетных обязательств;

– осуществление бюджетного

финансирования расходов образовательных учреждений в

соответствии с реестрами министерств через системы казначейства;

– контроль целевого характера использования бюджетных

средств

Орган управления образованием

организация и проведение работы по составлению проектов бюджета в отраслях

– составление и направление

реестров в систему казначейства для осуществления бюджетных расходов;

– составление и утверждение

смет для подведомственных

учебных заведений

Казначейская система

 

Расходование бюджетных средств

Образовательные учреждения (бюджетополучатели)

разработка предложений к проекту бюджета

– расходование бюджетных

средств;

– представление в казначей-

скую систему документов, подтверждающих правомерность

и обоснованность расходования бюджетных средств

 

Государственный и муниципальные бюджеты утверждаются с 2008 г. на 3 года в разрезе функциональных статей бюджетной классификации (по функциям государства) и главных распорядителей бюджетных средств (министерств и ведомств), т.е. по организационно выделенным отраслям экономики.

Вопрос эффективности бюджетных расходов становится едва ли не основным при анализе бюджетных расходов в образовании, особенно ввиду того, что образование все больше становится самой крупной статьей расходов консолидированного бюджета. Проанализируем структуру и динамику государственных расходов на образование в РФ за 2000-2009 гг. в таблице 1.

 

Таблица 1 – Структура и динамика государственных расходов на образование в Российской Федерации в 2000-2009 гг. [14, с. 56]

Показатель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Консолидированный бюджет на образование, млрд. руб.

214,8

277,8

408,0

475,6

593,2

801,8

1033,3

1342,3

1664,2

1691,9

- федеральный бюджет

38,1

54,5

81,7

99,8

121,6

162,1

201,6

278,5

354,9

413,1

- террито-ральные бюджеты

176,7

223,3

326,3

375,8

471,6

628,6

831,7

1063,8

1309,3

1278,8

Доля расходов консолидированного бюджета на образование, % ВВП

2,9

3,1

3,8

3,6

3,5

3,7

3,9

4,1

4,1

4,0

- федеральный бюджет

0,5

0,6

0,8

0,8

0,7

0,8

0,8

0,8

0,8

1,0

- территориальные бюджеты

2,4

2,5

3,0

2,8

2,8

2,9

3,1

3,3

3,3

3,0

Доля расходов на образование в консолидированном бюджете РФ, %

9,7

9,7

10,2

12,0

12,7

11,8

12,3

11,9

11,8

10,5

Доля расходов на образование федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета РФ, %

1,7

1,9

2,0

2,5

2,6

2,4

2,4

2,5

2,5

2,6

Доля расходов на образование территориальных бюджетов в расходах консолидированного бюджета РФ, %

8,0

7,8

8,2

9,5

10,1

9,4

9,9

9,4

9,3

7,9

 

Как видно, основным источником финансирования образования являются бюджеты всех уровней. Доля бюджетного финансирования в общем объеме превышает 80% и является довольно стабильным показателем. В бюджетном финансировании образования в РФ преобладают средства территориальных бюджетов.

Расходы на образование и подготовку кадров – самый крупный раздел расходов территориальных бюджетов. Их доля в консолидированных бюджетах субъектов РФ превышает 17%. Особенно велика их доля в местных бюджетах  - более 30%. В расходах региональных бюджетов она составляет примерно 9%.

Из общей суммы расходов территориальных бюджетов, выделяемых на образование, наибольшая доля (примерно 62%) направляется на содержание общеобразовательных учреждений, на втором месте дошкольные учреждения – 18%, на подготовку кадров выделяется 8%, в том числе по 3% на начальное и среднее профессиональное образование и примерно 1% на высшее профессиональное образование. Подавляющая часть средств (97%) направляется на текущее содержание учебных заведений. Лишь примерно 3% средств используются на капитальные вложения [15, с. 460].

Кроме бюджетных средств, которые являются в настоящее время превалирующим источником финансирования образовательных заведений, используются личные средства граждан, платящих за образовательные услуги, предоставляемые государственными, муниципальными и частными учебными учреждениями [15, с. 460].

Бюджетные ассигнования федерального бюджета в 2010-2013 гг. по разделу «Образование» приведены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Объемы  финансирования образования из федерального бюджета  Российской Федерации в 2010-2013 гг. [19]

 

2010 год (сводная бюджетная роспись)

2011 год (сводная бюджетная роспись)

2012 год (проект)

2013 год (проект)

Объем, млрд. руб.

444,0

516,6

516,0

519,4

изменения к предыдущему году:

 

 

 

 

млрд. руб.

 

72,6

-0,6

3,4

в %

 

16,4

-0,1

0,7

доля в общем объеме расходов, %

4,34

4,85

4,59

4,27

доля в ВВП, %

0,98

1,03

0,92

0,84

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. руб.

419,2

490,6

486,2

495,0

изменения к предыдущему году:

 

 

 

 

Млрд. руб.

 

71,4

-4,4

8,8

В %

 

17

-0,9

1,8

Межбюджетные трансферты, млрд. руб.

24,8

26,0

29,8

24,4

доля в разделе, %

5,6

5

5,8

4,7

 

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 17 %, без учета межбюджетных трансфертов – 18,1 %.

В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы образования, в том числе высшего и послевузовского, минимального размера оплаты труда, стипендиального обеспечения и материального обеспечения детей-сирот, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году осуществляли 52 главных распорядителя бюджетных средств, в 2012 году будут осуществлять 51, а в 2013 году – 50. Наиболее крупные из них – Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на которые в 2011 году приходилось 78 % расходов по данному разделу, в 2012 году будет приходиться 81 %, а в 2013 году – 82 %.

В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 – 2013 годах приходится на обеспечение высшего и послевузовского профессионального образования – 75 – 79 % общего объема расходов по данному разделу.

В 2011 – 2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей ежегодно, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов. В целях внедрения государственных заданий на оказание государственных услуг в области образования Минобрнауки России сформированы и утверждены перечни государственных услуг, оказываемых министерством и находящимися в его ведении организациями. На финансирование федеральных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги в сфере образования, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели в 2011 году в объеме 11,2 млрд. рублей, в 2012 году – 11,7 млрд. рублей, в 2013 году – 10,5 млрд. рублей.

Минобрнауки России в 2010 году были утверждены государственные задания 8 автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, на содержание которых в 2010 году предусмотрены субсидии в объеме 4 992,3 млн. рублей, из которых 4 607,9 млн. рублей – на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и 384,4 млн. рублей – на возмещение нормативных затрат на содержание имущества и налоги.

Информация о работе Расходы бюджета на образование