Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
− определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Значение образования в решении социальных задач государства 5
1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 8
1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений 15
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений 19
2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Успешная реализация национального проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества.
Успешное развитие экономики Российской Федерации и как следствие рост благополучия граждан в значительной мере зависят от способности государства эффективно управлять своими финансовыми и материальными ресурсами. Система образования является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации, что особенно подчеркнуто в последнем Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
Образование определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Отечественное образование имеет глубокие исторические традиции, признанные достижения: в XX веке Россия стала страной всеобщей грамотности, первой вышла в космос, достигла передовых позиций во всех областях фундаментальной науки, существенно обогатила мировую культуру.
В настоящее время бюджетные средства являются главным источником финансирования расходов образовательных учреждений.
Бюджетные ассигнования на сферу образования возросли с 3,6% в 2003 году до 4.4% в 2009 году. С 2001 по 2010 гг. произошло увеличение бюджетных расходов на образование в расчете на одного обучающегося более чем в 8,5 раза на общее образование и в 6,6 раз - на начальное профессиональное образование. В то же время по мнению экспертов, в России затраты государства в год на обучение одного школьника в 2,5 раз ниже, чем в странах ЕС.
С 1 января 2011 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельны законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [4], согласно которому учреждения сферы образования могут реорганизовываться в три организационно-правовые формы: бюджетные, автономные и казенные учреждения.
В новых условиях повысилась финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных учреждений. Финансирование осуществляется на основе нормативов финансовых затрат, установленных в форме государственного (муниципального) задания. Бюджетные средства поступают единой суммой в образовательные учреждения и расходуются в соответствии с потребностями образовательного учреждения.
Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, будут перечислять в бюджет. При этом казенное учреждение будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования.
При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Все остальные государственные бюджетные учреждения получают статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.
Для бюджетных учреждений в новом статусе сохраняется казначейская система использования выделенных средств. При этом бюджетное учреждение не выступает участником бюджетного процесса. Казначейство в данном случае выполняет функции «бюджетного банка», который ведет лицевой счет образовательного учреждения.
Ограничиваются права казначейских органов по управлению финансовыми потоками, а образовательные учреждения находятся под жестким контролем эффективности расходования средств федерального бюджета.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011, с изм. от 01.01.2012) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3226-1 (ред. от 03.12.2011, с изменениями и дополнениями от 01.02.2012) «Об образовании» [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 07.02.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 30.11.2011, с изм. от 06.12.2011) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
5. Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 (ред. от 20.12.2011) «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
6. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
7. Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 № 699 (ред. от 08.09.2010) «Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию» (вместе с «Положением о проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию», «Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий банкам на возмещение части затрат по невозвращенным образовательным кредитам, предоставленным студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию», «Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий банкам на возмещение части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам, предоставляемым студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в рамках эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов») [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
8. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (утв. Минфином РФ) [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
9. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: справ. правовая система Консультант Плюс. – 1 электрон. диск (CD-ROM); Windows 98 / МЕ / NТ4 / 2000 / ХР.
10. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования [Текст]: - М.: МАКС Пресс, 2007. – 424 с.
11. Беляков С. А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. [Текст]. – М.: МАКС Пресс, 2009. – 437 с.
12. Дементьев Д.В., Щербаков А.В. Бюджетная система РФ. Учебное пособие. – 2-е изд., стер. – М.: КноРус, 2009. – 256 с.
13. Грунин А.А., Дуброва М.В., Смирнов П.А. Государственный финансовый контроль в сфере образования Российской Федерации: теория и практика: монография / Под. общ. ред. А.А. Грунина. – М.: АПКиППРО, 2010. – 144 с.
14. Образование в РФ: 2009. Статистический ежегодник. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009. – 405 с.
15. Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-Дана, 2010. – 704 с.
16. Трошин А.Н., Мазурина Т.Ю., Фомкина В.И. Финансы и кредит: Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. – 408 с.
17. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 1168 с.
18. Финансы: учебник для студентов вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
19. Расходы проекта федерального бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://www.ach.gov.ru/
20. Приоритетный национальный проект “Образование»: Официальный сайт Министерства Образования и Науки РФ [Электронный ресурс]: Режим доступа - http://mon.gov.ru/pro/pnpo/
2