Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:36, контрольная работа
Цель данной работы – проанализировать механизм и особенности финансирования сферы образования в Российской Федерации.
Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи:
− определить основные источники финансирования образования в РФ, проанализировать структуру расходов бюджета разных уровней на образование;
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ФИНАНСИРОВАНИЕ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 Значение образования в решении социальных задач государства 5
1.2 Основные источники финансирования образования в РФ. Структура расходов бюджетов разных уровней 8
1.3 Особенности бюджетного финансирования государственных и негосударственных учреждений 15
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19
2.1 Основные направления совершенствования финансового обеспечения образовательных учреждений 19
2.2 Основные направления приоритетного национального проекта «Образование», динамика бюджетных расходов на его реализацию 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32
Положительные стороны образовательного субсидирования заключаются в следующем [10, с. 325]:
с помощью этого инструмента возможна организация подготовки кадров по специальностям, которые нужны для нормального функционирования общества, но либо не пользуются спросом у населения, либо выпускники не занимают рабочие места, необходимые государству;
с помощью субсидирования можно увеличить доступ к высшему образованию студентов из малообеспеченных семей и (или) отдаленных территорий;
возвратные субсидии повышают заинтересованность студентов в повышении успеваемости (возможно, в получении качественного образования).
В настоящее время в РФ осуществляется эксперимент по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
Образовательный кредит представляет собой денежные средства в валюте РФ, предоставляемые заемщику банком - участником эксперимента с целью оплаты получаемых впервые образовательных услуг по основным образовательным программам высшего профессионального образования по очной форме обучения, которые оказывает заемщику вуз на основании договора о предоставлении платных образовательных услуг.
В рамках данного эксперимента в федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период предусматриваются бюджетные ассигнования для предоставления банкам, участвующим в эксперименте по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, субсидий из федерального бюджета на возмещение:
части затрат на уплату процентов по образовательным кредитам, предоставляемым студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования в рамках эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов, в размере трех четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора образовательного кредита, заключенного с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2013 г., на весь срок пользования образовательными кредитами, предусмотренный договорами, заключенными банком и студентами образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию;
сумм невозвращенных образовательных кредитов в размере до 20 процентов объема выданных образовательных кредитов по договорам, заключенным с 1 сентября 2009 г. по 31 декабря 2013 г. банком и студентами образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию [7].
В целях развития образования в России, повышения его уровня и качества в числе приоритетных национальных проектов принят и осуществляется проект «Образование». Проект был запущен в сентябре 2005 года.
Приоритетный национальный проект «Образование» призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров – «точек роста» нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов [20].
В рамках национального проекта «Образование» уже реализованы следующие направления: «Инновационные школы», «Поддержка учреждений НПО и СПО», «Инновационные программы вузов», «Интернетизация образования», «Учебное оборудование», «Сельский школьный автобус», «Модернизация региональных систем образования». Рассмотрим некоторые их этих направлений.
1. Инновационные программы вузов.
Государственная поддержка учреждений высшего профессионального образования являлась направлением приоритетного национального проекта «Образование», направленным на ускоренную модернизацию высшей школы, внедрение качественно усовершенствованных образовательных программ, интеграцию образования и науки, а также формирование новых финансовых и управленческих механизмов в российских вузах. Поддержка высших учебных заведений осуществлялась в 2006-2008 годах на конкурсной основе. В открытом творческом конкурсе могли участвовать российские вузы, представляющие свои инновационные образовательные программы, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года. Высшие учебные заведения, инновационные образовательные программы которых победили в конкурсе, получили государственную поддержку из федерального бюджета в объёме от 200 до 1000 млн. рублей. Общий объём финансирования из федерального бюджета составил 5 млрд. рублей в 2006 году, 15 млрд. рублей в 2007 году и 20 млрд. рублей в 2008 году.
2. Интернетизация образования.
Реализация масштабной программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет началась в сентябре 2006 года. Ежедневно ко всемирной паутине подключалось до 300 российских школ. В результате, за два года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» был обеспечен широкополосный доступ к сети Интернет всем общеобразовательным учреждениям страны. Общий объём средств, выделенных на данное направление ПНПО, составил 3 млрд. рублей.
3. Учебное оборудование.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повышение качества школьного образования. В 2006-2008 годах на реализацию данного направления из федерального бюджета было выделено в общем объёме 6,9 млрд. рублей. За три года реализации направления нацпроекта в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 24800 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счёт средств федерального бюджета, более 30000 комплектов - за счёт средств субъектов Российской Федерации, что покрывает основные потребности в первую очередь базовых сельских школ [20].
В настоящее время реализуются следующие направления приоритетного национального проекта «Образование» [20]:
1. Классное руководство. Ввиду особой важности воспитательной работы в российских школах действует направление по дополнительному денежному вознаграждению за выполнение функций классного руководителя. Из федерального бюджета на эти цели ежегодно во все субъекты Российской Федерации направляется около 11,7 млрд. рублей.
2. Лучшие учителя. С 2006 г. осуществляется поддержка лучших учителей. Начиная с 2010 года, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2010 г. № 117, ежегодно выплачивается денежное поощрение 1 000 лучших учителей в размере 200 тыс. рублей каждое. Государственная поддержка лучшим учителям будет осуществляться ежегодно за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в объеме 0,2 млрд. рублей.
3. Талантливая молодежь. Данное направление приоритетного национального проекта предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, 1250 ребят - победители российских и призёры международных олимпиад - получают премии по 60 тыс. руб., и 4100 молодых дарований - победители региональных и призёры российских олимпиад - получают премии по 30 тыс. руб.
4. Федеральные университеты. Целью создания новых университетов является развитие системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов. Стратегическая миссия федерального университета - формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала в федеральных округах на основе создания и реализации инновационных услуг и разработок. 21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах». В этих округах созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.
5. Бизнес-школы мирового уровня. Открытие новых бизнес-школ напрямую ориентировано на прорывное развитие отечественной экономики. Бизнес-школы смогут принять около 1000 студентов каждая. Высшая школа менеджмента создаётся на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. Проект Московской школы управления «Сколково» реализуется по принципу частно-государственного партнёрства. К настоящему моменту в число партнёров-учредителей бизнес-школы входят шесть частных инвесторов и восемь компаний (российских и зарубежных), которые в течение трёх лет планируют вложить в проект по 5 млн. долл. каждый. Частные инвестиции в создание школы оцениваются в $300 млн.
6. Школьное питание. С 2008 года в ряде субъектов Российской Федерации в рамках приоритетного национального проекта "Образование" реализуются экспериментальные проекты по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных учреждениях. На реализацию экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся из федерального бюджета в 2008 и 2009 годах выделено по 500 млн. рублей.
7. Образование военнослужащих-контрактников. Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трёх лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Финансирование подготовительных отделений в рамках приоритетного национального проекта «Образование» составляет 0,5 млрд. рублей в 2008 и последующих годах.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» в 2012 - 2014 годах предусмотрено 94,4 млрд. рублей, в том числе в 2012 году - 41,6 млрд. рублей, в 2013 году - 26,4 млрд. рублей, в 2014 году - 26,4 млрд. рублей.
При этом финансовое обеспечение мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в планируемом периоде будет осуществляться в том числе за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы и Федеральной адресной инвестиционной программы.
Бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы развития образования планируются в объеме 11,1 млрд. рублей в 2012 году, 10,8 млрд. рублей в 2013 году, 9,8 млрд. рублей в 2014 году [8].
Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» характеризуются следующими данными (таблица 4):
Таблица 4 – Бюджетные ассигнования на реализацию приоритетного национального проекта «Образование» в 2012-2013 годах и длящихся мероприятиях в 2014 году [8]
| 2011 год (закон) | 2012 год | 2013 год | 2014 год | |||
проект | в % к пред. году | проект | в % к пред. году | проект | в % к пред. году | ||
Всего: В том числе: | 39,2 | 41,6 | 106,9 | 26,4 | 63,5 | 26,4 | 100 |
Направление 1. Обеспечение доступности дошкольного образования | 0,6 | 01,1 | 17,1 | 0,1 | 95,2 | 0,1 | 100,0 |
Модернизация дошкольных систем дошкольного образования (ФЦПРО) | 0,6 | 0,1 | 17,1 | 0,1 | 95,2 | 0,1 | 100,0 |
Направление 2. Достижение стратегических ориентиров, заявленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» | 26,5 | 14,5 | 54,7 | 12,0 | 82,8 | 12,0 | 100,0 |
Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство | 11,4 | 11,4 | 100 | 11,4 | 100,0 | 11,4 | 100,0 |
Формирование общероссийского кадрового ресурса, обеспечивающего развитие системы образования (ФЦПРО) | 0,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 100,0 |
Распространение на территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования | 0,3 | 0,2 | 72,7 | 0,2 | 95,1 | 0,2 | 100,0 |
Развитие дистанционного образования детей-инвалидов | 2,5 | 2,5 | 100,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 100,0 |
Государственная поддержка талантливой молодежи | 0,2 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 |
Установление ежегодного поощрения лучших учителей | 0,2 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 | 0,2 | 100,0 |
Формирование системы взаимодействия ведущих университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на поддержку одаренных детей | 0,2 | 0,0 | 20,0 | 0,0 | 100,0 | 0,0 | 100,0 |
Совершенствование организации питания учащихся в общеобразовательных учреждениях | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Направление 3. Развитие инновационного характера профессионального образования как основы становления экономики знаний | 22,1 | 25,2 | 113,9 | 12,6 | 49,9 | 12,6 | 100,0 |
Развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений - поддержка программ развития ведущих российских университетов | 19,7 | 20,9 | 106,0 | 8,2 | 39,2 | 8,2 | 100,0 |
Создание бизнес-школы мирового уровня (строительство и реконструкция объектов для размещения Высшей школы менеджмента ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет» | 1,0 | 2,9 | 290,0 | 3,0 | 103,4 | 3,0 | 100,0 |
Организация обучения на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее 3-х лет по контракту в Вооруженных Силах РФ | 0,1 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 100,0 |
Развитие региональных систем профессионального образования, укрепление базовых учреждений начального и среднего профессионального образования (ФЦПРО) | 1,4 | 1,4 | 100,0 | 1,3 | 98,5 | 1,3 | 100,0 |
Направление 4. Развитие информационно-коммуникационных технологий в образовании | 1,2 | 1,5 | 124,0 | 1,6 | 106,7 | 1,6 | 100,0 |
Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам (ФЦПРО) | 1,2 | 1,5 | 124,0 | 1,6 | 106,7 | 1,6 | 100,0 |
Направление 5. Организационно-аналитическое сопровождение мероприятий проекта | 0,1 | 0,1 | 100,0 | 0,1 | 76,9 | 0,1 | 100,0 |