Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:08, курсовая работа
Сложившаяся социально-культурная ситуация в обществе носит разнонаправленный, динамичный характер, который еще мало изучен и его оценки крайне противоречивы. Наряду с позитивными изменениями в стране нельзя не отметить негативные тенденции: распад и развал системы культурных ценностей, духовное обнищание, увеличивающийся разрыв между моралью и правом. Сегодня идет интенсивный научный поиск путей решения возникающих социально-культурных проблем.
Характеристика состояния учреждений социально-культурной сферы региона
2. Источники финансирования бюджетных учреждений
3. Совершенствование финансового обеспечения учреждений социально-культурной сферы региона
Список использованной литературы
19
Содержание
1. Характеристика состояния учреждений социально-культурной сферы региона
2. Источники финансирования бюджетных учреждений
3. Совершенствование финансового обеспечения учреждений социально-культурной сферы региона
Список использованной литературы
1. Характеристика состояния учреждений социально-культурной сферы региона
Произошедшие в последнее десятилетие поистине грандиозные социально-экономические и духовно-культурные перемены в образе жизни россиян изменили место культуры в иерархии ценностей, ее состав, формы и объемы ее потребления населением, наконец, всю парадигму культурного развития.
Сложившаяся социально-культурная ситуация в обществе носит разнонаправленный, динамичный характер, который еще мало изучен и его оценки крайне противоречивы. Наряду с позитивными изменениями в стране нельзя не отметить негативные тенденции: распад и развал системы культурных ценностей, духовное обнищание, увеличивающийся разрыв между моралью и правом. Сегодня идет интенсивный научный поиск путей решения возникающих социально-культурных проблем.
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи[1].
Под социально-культурной сферой мы будем понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.
Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.
Социально-культурная сфера, в которой осуществляется управление, представляет собой специфическую область деятельности, характеризующуюся следующими чертами:
1) это преимущественно духовная, а не материальная по характеру область
2) в нее входят особые объекты управления (музеи, театры, научные учреждения)
3) осуществляемая в этой сфере деятельность направлена на воспитание человека, формирование гармонически развитой личности
4) осуществление в этой сфере государственной деятельности выражается в создании, использовании и охране духовных ценностей.
Рассматриваемая сфера включает: образование, культуру, науку, здравоохранение, спорт и туризм, социальную защиту.
Социально-культурная сфера относится в основном к непроизводственной области. Вместе с тем состояние социально-культурной сферы активно влияет на все сферы жизни, в том числе и на развитие экономики.
Эффективное функционирование социально-культурной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, которая представляет собой комплекс предприятий и учреждений, обеспечивающих удовлетворение культурно-бытовых и социальных потребностей людей (жилой фонд, учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения, сооружения спортивно-оздоровительного назначения и т.д.)
Согласно Общероссийскому классификатору видов деятельности, продукции и услуг (1994 г.), отраслевая структура социально-культурной сферы включает в себя:
Оптовую розничную торговлю, ремонт автомобилей, бытовых приборов;
Гостиничный и ресторанный бизнес;
Транспортное, складское хозяйство, связь;
Финансовое посредничество – страхование, пенсионное обеспечение;
Государственное управление и социальные услуги;
Здравоохранение;
Деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
Деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
Деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
Более реальное представление о структуре и, соответственно, услугах социально-культурной сферы дает классификация объектов социально-культурной сферы, проведенная российской статистикой:
Образование – дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, дополнительного образования;
Культура – библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, киноустановки, памятники истории и культуры, выпуск книжной, журнальной и газетной продукции (система показателей характеризует основные направления деятельности этих упреждений, состояние их материально-технической базы, количественный и качественный состав работников)[2];
Охрана здоровья человека – статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения. Инвалидности, производственного травматизма;
Здравоохранение – сеть и деятельность учреждений здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кадры врачебного и младшего медицинского персонала;
Социальное обеспечение – стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом м медицинском обслуживании и уходе);
Жилищно-коммунальное хозяйство – жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;
Физкультура и спорт – сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.
Услуги социально-культурной сферы можно подразделит на три вида:
общественные услуги в чистом виде;
частные услуги в чистом виде;
смешанные услуги.
Чистые общественные услуги имеют свойства:
1. Неделимость и неизбирательность, совместный характер потребления;
2. Невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
3. Отсутствие конкурентности и перегружаемости;
4. Значительный внешний эффект от производства и потребления этих благ.
Производство и потребление чистых общественных услуг подразумевает удовлетворение общественных потребностей – общенационального, регионального и локального масштаба.
Финансирование производства чистых общественных услуг осуществляется за счет средств бюджета страны или отдельной территориальной единицы. Они предоставляются бесплатно, что обеспечивает государственные гарантии их доступности. Государство гарантирует минимальный социальный стандарт их предоставления в каждом регионе, сохраняя единое социально пространство, реализуя основные конституционные права граждан.
Указанные свойства чистых общественных услуг (благ) делают невозможным их включение в рыночные отношения. Попытки перевести этот сектор услуг на коммерческую основу противоречат их экономической природе и неизбежно приведут к их производству и серьезным негативным социальным последствиям[3].
К этой группе услуг относятся – социальное обеспечение, культура (библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музеи, театры, парки культуры и отдыха, зоопарки и.т.д.), охрана здоровья человека и т.д.
Чистые частные услуги обладают альтернативными свойствами:
1. Индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
2. Исключаемость;
3. Конкурентность.
В силу указанных свойств чистые частные услуги целиком и полностью включаются в рыночные отношения.
Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, занимая промежуточное положение между общественными и частными благами. К ним относятся услуги в области: здравоохранения, образования, культуры, а также тяготеющие к общественному сектору услуг, называемые социально значимыми, поскольку ориентированы не только на интересы личности, но и на интересы общества. Удовлетворение этих потребностей приносит не только экономический, но и широкий социальный эффект, обеспечивая социальную защиту, социальное равенство, социальную интеграцию и стабильность общества. Для этих услуг характерна высокая степень неисключаемость и неконкурентности в их потреблении.
В силу вышесказанного в структуре социальной сферы выделяются различные секторы, в которых производятся услуги разных типов:
1. Государственный, где производятся чистые общественные блага и социально значимые блага;
2. Добровольно-общественный, где производятся смешанные общественные блага ограниченного доступа (муниципального уровня, спортивные клубы, федерации и т.д.);
3. Смешанный, где производятся смешанные общественные блага, в том числе социально значимые услуги. Он представлен организациями смешанной формы собственности – государственно-общественными, государственно-частными, частными некоммерческими организациями.
4. Частный коммерческий, где производятся частные блага на коммерческой основе, где предприятия работают ради извлечения прибыли. Организационно-правовые формы – товарищества, общества, малые предприятия, совместные предприятия.
Таким образом, социально-культурная сфера в условиях рыночной экономики – это сложное структурное образование, включающее в себя четыре сектора с различными формами собственности и хозяйствования первичных звеньев, которые определяются местом производимых ими услуг на шкале общественных и частных благ.
Доля капитальных расходов в структуре бюджета в 2010-2011 годах составляла около 25%. Данный факт с одной стороны свидетельствует об инвестиционной ориентированности бюджета, а с другой - повышает возможности финансового маневра региональных властей, так как в случае необходимости есть возможность сократить объемы финансирования инвестиционных программ и направить средства на финансирования текущих расходов.
Анализ структуры и динамики расходов консолидированного бюджета Ростовской области
Бюджетная политика Ростовской области направлена на финансовое обеспечение социальных и экономических задач области. Приоритетным является обеспечение базовых бюджетных услуг, прежде всего, в отраслях социальной сферы и жилищно-коммунальном хозяйстве. Эти направления составляют наибольший удельный вес в расходах консолидированного бюджета Ростовской области. Так, по итогам исполнения консолидированного бюджета Ростовской области за 2010 год удельный вес расходов, направленных на финансирование отраслей социально-культурной сферы (образование, здравоохранение и спорт, культуру, социальную политику) составил 62% в общих расходах бюджета, что выше аналогичного показателя по ЮФО (57,8%) и в целом по Российской Федерации (52,5%).
Таблица 1.
Финансирование отраслей социально-культурной сферы и ЖКХ[4]
Отрасль | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год | ||||
Млн. руб. | Доля % | Млн. руб. | Доля % | Млн. руб. | Доля % | Млн. руб. | Доля % | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Образование | 6 851, 9 | 22,7 | 9 024,6 | 25,5 | 12 375,1 | 26,7 | 15 836,2 | 27,2 |
Здравоохранение и спорт | 4 844, 5 | 16,0 | 6 062,1 | 17,2 | 8 260,1 | 17,8 | 10 876,7 | 18,8 |
ЖКХ | 3 330,2 | 11,0 | 3 852,1 | 10,9 | 5 720,6 | 12,4 | 7 487,1 | 12,9 |
Культура | 847,2 | 2,8 | 1 056,5 | 3,0 | 1 506,8 | 3,3 | 1 926,7 | 3,3 |
Социальная политика | 4 552,0 | 15,1 | 4 664,8 | 13,2 | 6 491,0 | 14,0 | 8 383,8 | 14,4 |
Итого по данному перечню затрат | 20 425,8 | 67,6 | 24 660,0 | 69,8 | 34 353,4 | 74,2 | 44 510,5 | 76,6 |
в т.ч. на социально-культурную сферу | 17 095,6 | 56,6 | 20 808,0 | 58,9 | 28 632,7 | 61,8 | 37 023,4 | 63,7 |
Всего расходов консолидированного бюджета Ростовской области | 30 218,8 | 100 | 35 346,5 | 100 | 46 328,8 | 100 | 58 120,9 | 100 |