В)
Ведомственная классификация показывает
конкретных получателей бюджетных расходов.
Ведомственный признак
позволяет выделить в каждой группе расходов
соответствующее министерство, другое
государственное учреждение или юридическое
лицо, получающее бюджетные ассигнования.
Этот признак классификации расходов
бюджета отражает наиболее мобильные
изменения в структуре расходов, связанные
с изменением системы управления. Перечень
главных распорядителей средств бюджетов
утверждается федеральным законом, органами
исполнительной власти субъектов Федерации
и органами местных самоуправлений. В
Федеральном законе “О бюджетной классификации
Российской Федерации” в перечне прямых
получателей средств из Федерального
бюджета более 160 получателей.
Ведомственная
классификация расходов бюджета
РФ:
- Министерство
топлива и энергетики РФ;
- Министерство
путей сообщения РФ;
- Федеральная
служба ж/д войск РФ;
- Министерство
природных ресурсов;
- Министерство
здравоохранения;
- Министерство
культуры;
- Министерство
общего и профессионального образования;
- Министерство
финансов;
- Министерство
транспорта;
- Министерство
промышленности, науки и технологии;
- Министерство
экономического развития и торговли;
- Государственный
таможенный комитет;
- Министерство
по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства;
- Министерство
по делам гражданской обороны, чрезвычайных
ситуаций и ликвидации последствий стихийных
бедствий;
- Министерство
по налогам и сборам;
- Управление
делами Президента РФ;
- Министерство
иностранных дел;
- Государственная
Дума РФ и др.
- Расходы
федерального бюджета
Расходы
федерального бюджета – это денежные
средства, направляемые на финансирование
затрат общегосударственного характера.
Они выражают экономические отношения,
связанные с распределением и перераспределением
национального дохода, используемого
на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета
по главным распорядителям средств
федерального бюджета по разделам,
подразделам, целевым статьям
и видам расходов функциональной
классификации расходов бюджетов Российской
Федерации, группам расходов, предметным
статьям, подстатьям и элементам расходов
экономической классификации расходов
бюджетов Российской Федерации утверждаются
федеральным законом о федеральном бюджете
на очередной финансовый год.
Расходы федерального бюджета
классифицируют:
- по экономической
роли в процессе воспроизводства - это
затраты, связанные с финансированием
материального производства и содержанием
непроизводственной сферы (текущие и капитальные
расходы);
- по функциональному
назначению – на затраты на содержание
аппарата управления, финансирование
народного хозяйства, социально-культурных
мероприятий, обороны страны, правоохранительную
деятельность, фундаментальные исследования
и др.
В
соответствии с действующим законодательством
в Российской Федерации исключительно
из федерального бюджета финансируются
следующие виды расходов:
- обеспечение
деятельности Президента РФ, Федерального
Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной
избирательной комиссии РФ, федеральных
органов исполнительной власти и их территориальных
органов, другие расходы на общегосударственное
управление по перечню, определяемому
при утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год;
- функционирование
федеральной судебной системы;
- осуществление
международной деятельности в общефедеральных
интересах (финансовое обеспечение реализации
межгосударственных соглашений и соглашений
с международными финансовыми организациями,
международного культурного, научного
и информационного сотрудничества федеральных
органов исполнительной власти, взносы
Российской Федерации в международные
организации, другие расходы в области
международного сотрудничества, определяемые
при утверждении федерального закона
о федеральном бюджете на очередной финансовый
год);
- национальная
оборона и обеспечение безопасности государства,
осуществление конверсии оборонных отраслей
промышленности;
- фундаментальные
исследования и содействие научно - техническому
прогрессу;
- государственная
поддержка железнодорожного, воздушного
и морского транспорта;
- государственная
поддержка атомной энергетики;
- ликвидация
последствий чрезвычайных ситуаций и
стихийных бедствий федерального масштаба;
- исследование
и использование космического пространства;
- содержание
учреждений, находящихся в федеральной
собственности или в ведении органов государственной
власти Российской Федерации;
- формирование
федеральной собственности;
- обслуживание
и погашение государственного долга Российской
Федерации;
- компенсация
государственным внебюджетным фондам
расходов на выплату государственных
пенсий и пособий, других социальных выплат,
подлежащих финансированию в соответствии
с законодательством Российской Федерации
за счет средств федерального бюджета;
- пополнение
государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней, государственного
материального резерва;
- проведение
выборов и референдумов Российской Федерации;
- федеральная
инвестиционная программа;
- обеспечение
реализации решений федеральных органов
государственной власти, приведших к увеличению
бюджетных расходов или уменьшению бюджетных
доходов бюджетов других уровней;
- обеспечение
осуществления отдельных государственных
полномочий, передаваемых на другие уровни
власти;
- финансовая
поддержка субъектов Российской Федерации;
- официальный
статистический учет;
- прочие расходы.
Минфином РФ на основе предварительных
отчетных данных за 2002 год и
прогноза исполнения консолидированного
бюджета на 2003 год проведена предварительная
оценка изменений в расходных
обязательствах бюджетов разных уровней
бюджетной системы Российской Федерации
и подготовлены основные положения законопроектов
по внесению соответствующих изменений
и дополнений в Бюджетный и Налоговый
кодексы, которые рассмотрены на заседании
Коллегии Министерства 30 января 2003 года.
В части
увеличения расходных обязательств
федерального бюджета:
- финансовое
обеспечение Федерального закона
“О ветеранах” (в части, касающейся
инвалидов войны, участников Великой
Отечественной войны, ветеранов
боевых действий, тружеников тыла, жителей
блокадного Ленинграда, лиц, работавших
в период великой Отечественной войны
на объектах противовоздушной обороны,
строительстве оборонительных сооружений
и др., военнослужащих, проходивших военную
службу в воинских частях, учреждениях,
военных учебных заведениях, не входивших
в состав действующей армии, членов семей
погибших (умерших) инвалидов войны, участников
войны и ветеранов боевых действий – всего
8 категорий);
- финансовое
обеспечение Федерального закона
“О социальной защите инвалидов
в Российской Федерации”;
- финансовое
обеспечение Федерального закона
“О донорстве крови и ее
компонентов”;
- возмещение
(либо преобразование в денежную
форму) льгот по оплате проезда
на внутригородском, пригородном
и внутрирегиональном транспорте,
установленных федеральными законами
для военнослужащих, сотрудников правоохранительных
органов и иных государственных (федеральных)
служащих;
- возмещение
(либо преобразование в денежную
форму) иных льгот, установленных
федеральными законами для военнослужащих,
сотрудников правоохранительных органов
и иных государственных (федеральных)
служащих;
- расширение
функций федеральных правоохранительных
органов (создание федеральной
полиции);
- финансирование
мировых судей (в части, финансируемой
в настоящее время из территориальных
бюджетов);
- организация
учета и воинского призыва
(в части, финансируемой в настоящее
время из территориальных бюджетов);
- установление
и выплата пособий на погребение
(за исключением выплат из средств
Пенсионного фонда);
- реализация
Федерального закона "О недрах";
- реализация
законодательства Российской Федерации
по безопасности гидротехнических
сооружений, лесовосстановление;
- осуществление
мероприятий по гражданской обороне;
мобилизационной подготовке;
- переподготовка
и повышение квалификации кадров.
Средства
федерального бюджета используются
для финансирования мероприятий
регионального и местного значения,
включаемых в целевые региональные
и местные программы. По согласованию
с региональными и местными органами
власти совместно за счет средств федерального
бюджета, средств бюджетов субъектов Российской
Федерации и средств местных бюджетов
финансируются следующие виды расходов:
- государственная
поддержка отраслей промышленности (за
исключением атомной энергетики), строительства
и строительной индустрии, сельского хозяйства,
автомобильного и речного транспорта,
связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- обеспечение
правоохранительной деятельности;
- обеспечение
противопожарной безопасности;
- научно - исследовательские,
опытно - конструкторские и проектно -
изыскательские работы, обеспечивающие
научно - технический прогресс;
- обеспечение
социальной защиты населения;
- обеспечение
охраны окружающей природной среды, охраны
и воспроизводства природных ресурсов,
обеспечение гидрометеорологической
деятельности;
- обеспечение
предупреждения и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
межрегионального масштаба;
- развитие
рыночной инфраструктуры;
- обеспечение
развития федеративных и национальных
отношений;
- обеспечение
деятельности избирательных комиссий
субъектов РФ в соответствии с законодательством
РФ;
- обеспечение
деятельности средств массовой информации;
- финансовая
помощь другим бюджетам;
- прочие расходы,
находящиеся в совместном ведении РФ,
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
- Расходы
бюджетов субъектов
РФ
Бюджет субъекта РФ
– это консолидированный бюджет, который
включает собственно региональный бюджет,
а также окружной (так называемые местные
бюджеты).
Расходы бюджетов субъектов
РФ – это денежные средства, направляемые
из бюджетного фонда на финансовое обеспечение
выполняемых задач и функций субъектов
РФ. Органы государственной власти субъектов
РФ, органы местного самоуправления с
учетом имеющихся финансовых возможностей
вправе увеличивать нормативы финансовых
затрат на оказание государственных, муниципальных
услуг. Состав расходов такого бюджета
отличается от федерального бюджета тем,
что в нем нет расходов на национальную
оборону, международную деятельность,
фундаментальные научные исследования,
предупреждение и ликвидацию чрезвычайных
ситуаций, обслуживание государственного
внешнего долга, пополнение государственных
запасов и резервов. В остальном расходы
бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями
расходов федерального бюджета и финансируются
как за счет собственных источников дохода,
так и за счет федерального бюджета в виде
дотаций, субсидий и т.д.
Расходы бюджетов субъектов РФ
в зависимости от их экономического
содержания делятся на текущие
и капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов субъектов
РФ – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая
текущую деятельность органов государственной
власти регионов, оказание государственной
поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов регионов
– это часть бюджетов, которая направляется
на финансирование инвестиционной деятельности
(капитальные вложения на новое строительство,
приобретение основных фондов, капитальный
ремонт основных фондов).
Основная проблема региональных
органов власти – обеспечить
экономическое и социальное развитие
территорий. Главное направление использования
региональных финансов – финансирование
социальной и производственной инфраструктуры.
Консолидированный
бюджет субъекта РФ составляют бюджет
самого субъекта и свод бюджетов находящихся
на его территории муниципальных образований.
Консолидированный бюджет области может
быть представлен в виде следующей схемы: